Романтики
Максимова со Сташевским, Алексеем и Винклером в этот порт загнал жестокий осенний шторм. Молодые люди жили в дрянной гостинице, набитой моряками и проститутками, проводили время в дешевых тавернах. Сташевский громил русскую литературу, спорил с Алексеем о судьбах России.
Вспоминали недавно умершего Оскара. Старик преподавал им в гимназии немецкий, но досуги посвящал музыке и часто говорил: “Скитайтесь, будьте бродягами, пишите стихи, любите женщин…”
Однажды в греческой кофейне Максимов, уже основательно отведав сантуринского и маслянистой “мастики”, вдруг сказал светловолосой красавице за соседним столиком, что она прекрасна, и поставил рядом свой стакан: “Давайте меняться!” “Вы не узнали меня?” – спросила она. Это была Хатидже. Максимов познакомился с ней несколько лет назад на каникулах. Она училась в шестом классе гимназии.
Он врал ей о пароходах, моряках и Александрии – обо всем, о чем пишет теперь. Хатидже родилась в Бахчисарае, но была русской. Татарским именем звали ее в детстве окружающие. После гимназии жила в Париже,
училась в Сорбонне. Здесь она в гостях у родственников и надеется, что теперь они будут часто видеться.
После нескольких встреч Максимов и Хатидже провели вечер в компании его друзей. Была музыка, стихи, “гимн четырех”, “их” гимн: “Нам жизнь от таверны до моря, От моря до новых портов”… Сташевский сказал, что теперь это “гимн пяти”. По пути домой девушка призналась, что любит Максимова. С этого момента его не покидало ощущение силы.
Любовь наполнила смыслом все внутри и вокруг.
Совсем другие настроения владели Винклером. Ничтожным вдруг показалось ему все, чем жили они, презирающие обыденность. Он даже замазал черной краской свои ждавшие завершения картины.
Вернувшись домой, Максимов написал Хатидже о своей ненасытной жажде жизни, о том, что находит теперь во всем вкус и запах. Через неделю пришел ответ: “То же теперь и со мной”.
Переписка продолжалась и когда он уехал в Москву. Думал, что тоска по Хатидже станет острее и поможет писать: он мало страдал, чтобы стать писателем. В Москве книга (он назвал ее “Жизнь”) подвигалась к концу, он обживался уже в чужом для южанина городе.
Газетный театральный критик Семенов познакомил его с домашними, с сестрой Наташей – молодой актрисой, которой безумно понравились рассказы Максимова о его скитаниях, о южных городах, о море. Девушка была красива, неожиданна в поступках и своевольна. Во время прогулки на пароходе по Москве-реке она попросила томик Уайльда, что Максимов взял с собой, пролистнула и выбросила за борт. Через минуту попросила прощения.
Он ответил, что не стоит извинений, хотя в книге лежало не прочитанное еще письмо Хатидже.
Вскоре они поехали вместе в Архангельск. В письме к Хатидже он писал: “Я в холодном Архангельске с чудесной девушкой… Я люблю вас и ее…”
В разгар лета Максимов собрался в Севастополь, куда переехала, убегая от тоски, Хатидже. Прощаясь с Наташей, он сказал, что есть она и есть Хатидже, без которой ему одиноко, а от Наташи кружится голова, но жить вместе они не должны: она возьмет все его душевные силы. Вместо ответа Наташа притянула его к себе.
В Симферополе Максимова встречал Винклер. Он отвез его в Бахчисарай, где ждала Хатидже. Максимов рассказал ей о Москве, о Наташе.
Она пообещала не вспоминать обо всем, что узнала.
В Севастополе случилось страшное. Покончил с собой Винклер. В последнее время он много пил, скандалил из-за проститутки Насти, как две капли похожей на Хатидже. Московский знакомый, Серединский, пригласил Максимова и Хатидже на дачу. Оттуда всей компанией предполагалось двинуться на Четыр-Даг.
Но пришла телеграмма: Наташа ждет в Ялте. Максимов собрался встретить ее и пообещал через день присоединиться уже на Четыр-Даге. Поздней ночью они с Наташей были на месте. Хатидже пожала ей руку, а когда все улеглись на полу, укрыла ее своей шалью. Утром они долго беседовали наедине.
Максимов был в смятении: оставаться или уехать с Наташей. Но она из тех, чью любовь убивает быт, размеренность. Все это неразрешимо. Будь что будет.
Помогла Хатидже: у тебя будет много падений и подъемов, но я останусь с тобой, у нас одна цель – творчество.
Однако и жизнь, и любовь, и творчество – все скомкала начавшаяся той же осенью первая мировая война. Максимов оказался на фронте в санитарном отряде. Начались новые скитания.
Среди грязи, крови, нечистот и нарастающего ожесточения. Рождалось ощущение гибели европейской культуры. Максимов писал Хатидже и Наташе, ждал от них писем. Удалось встретиться с Алексеем. Тот сообщил, что Сташевский на фронте и получил Георгия.
От Семенова пришло известие, что Наташа уехала на фронт, надеясь найти Максимова. Случай помог им свидеться. Она просила его сберечь себя: писатель должен дать радость сотням людей.
Однако судьба вновь разметала их. Снова вокруг только смерть, страдания, загаженные окопы и озлобление. Рождались новые мысли о том, что нет ничего более высокого, чем любовь, сродство людей.
Попав в лазарет по ранению, Максимов пробовал писать, но бросил: кому это нужно? Что-то умерло в нем. Пришла телеграмма от Семенова: Наташа скончалась – сыпной тиф. Едва оправившись, Максимов поехал в Москву.
Семенова дома не было, но на столе лежал конверт на имя Максимова. Теперь уже мертвая, Наташа писала ему о своей любви.
Спустя неделю Хатидже приехала под Тулу, в лазарет, где лежал Максимов. Но его уже там не было. Не долечившись, он бросился под Минск, в местечко, где в грязном доме умерла Наташа. Оттуда он собирался бежать на юг к Хатидже, чтобы она научила его ничего не помнить.
Она же в это время шла к московскому поезду и думала: “Максимов не умрет, он не смеет умирать – жизнь только начинается”.
Вариант 2
Жестокий осенний шторм загнал в порт Максимова Алексея и Сташевского Винклера. Молодые люди жили в плохой гостинице, набитой моряками и проститутками. Сташевский спорил о литературе с Алексеем, о судьбах России.
Вспомнили старого преподавателя, который преподавал в гимназии немецкий, а на досуге посвящал себя музыке.
Однажды в кофейне Максимов встречает свою знакомую Хатидже, с которой познакомился на каникулах несколько лет назад. Она тогда училась в гимназии. Он врал ей о пароходах, морях, обо всем, о чем он пишет.
Девушка родилась в Бахчисарае, но была русской. Окончив гимназию, жила в Париже. Здесь она в гостях. Вечер молодые люди провели в компании его друзей. Потом она призналась ему, что влюблена в него.
Максимов уехал в Москву, где написал книгу “Жизнь”, которая продвигалась к завершению.
Постепенно он привыкал к чужому городу. Семенов, газетный и театральный критик, познакомил Максимова со своими домашними и сестрой Наташей. Девушка была красива, но своевольна в своих поступках. Она была актриса, и ей нравились рассказы о море.
Как-то они поехали вместе в Архангельск.
В письме к Хатидже он писал, что любит ее и девушку Наташу. Но без Хатидже ему одиноко, а от Наташи кружится голова. В Севастополе умирает Винклер. Потом он уезжает в Ялту, там ждет его Наташа. Максимов в смятении, с кем остаться.
Хатидже говорит Максимову “- У тебя будет много падений и подъемов, но я останусь с тобой, ведь у нас цель одна – это творчество”. Жизнь, творчество и любовь – все скомкала в одну кучу, начавшаяся осенью война. Максимов оказался в санитарном отряде на фронте.
Начались его испытания, среди грязи, крови и нарастающего ожесточения. Он писал Хатидже и Наташе.
Судьба разбросала всех. Попав в лазарет по ранению, он пробовал писать, но вдохновение умерло в нем. Умерла Наташа от тифа.
Не долечившись, он бежит на юг к Хатидже, чтобы она научила ничего не помнить.
Хатиджа шла к Московскому поезду по перрону. Она думала, что Максимов не умрет, ведь жизнь только начинается.