Родогуна
Предисловием к авторскому тексту служит фрагмент из книги греческого историка Аппиана Александрийского (II в.) “Сирийские войны”. Описываемые в пьесе события относятся к середине II в. до н. э., когда царство Селевкидов подверглось нападению со стороны парфян. Предыстория династического конфликта излагается в разговоре Тимагена (воспитателя царевичей-близнецов Антиоха и Селевка) с сестрой Лаоникой (наперсницей царицы Клеопатры). Тимаген знает о событиях в Сирии понаслышке, поскольку царица-мать приказала ему укрыть обоих сыновей в Мемфисе сразу после предполагаемой гибели своего мужа Деметрия и мятежа, поднятого узурпатором Трифоном. Лаоника же осталась в Селевкии и была свидетелем того, как недовольный правлением женщины народ потребовал, чтобы царица вступила в новый брак.
Клеопатра вышла замуж за своего деверя Антиоха, и вдвоем они одолели Трифона. Затем Антиох, желая отомстить за брата, обрушился на парфян, но вскоре пал в бою. Одновременно стало известно, что Деметрий жив и находится в плену. Уязвленный изменой Клеопатры, он замыслил жениться на сестре
парфянского царя Фраата Родогуне и силой вернуть себе сирийский престол. Клеопатра сумела дать отпор врагам: Деметрий был убит – по слухам, самой царицей, а Родогуна оказалась в темнице.
Фраат бросил на Сирию несметное войско, однако, страшась за жизнь сестры, согласился заключить мир при условии, что Клеопатра уступит трон старшему из сыновей, который должен будет жениться на Родогуне. Оба брата с первого взгляда влюбились в плененную парфянскую царевну. Один из них получит царский титут и руку Родогуны – это знаменательное событие положит конец долгим смутам.
Беседа прерывается с появлением царевича Антиоха. Он надеется на свою счастливую звезду и вместе с тем не хочет обездолить Селевка. Сделав выбор в пользу любви, Антиох просит Тимагена переговорить с братом: пусть тот царствует, отказавшись от Родогуны.
Выясняется, что и Селевк желает уступить престол в обмен на царевну. Близнецы клянутся друг другу в вечной дружбе – между ними не будет ненависти. Они приняли слишком поспешное решение: Родогуне подобает царствовать вместе со старшим братом, имя которого назовет мать.
Встревоженная Родогуна делится сомнениями с Лаоникой: царица Клеопатра никогда не откажется от трона, равно как и от мести. День венчания таит в себе еще одну угрозу – Родогуна страшится брачного союза с нелюбимым. Ей дорог лишь один из царевичей – живой портрет своего отца.
Она не разрешает Лаонике назвать имя: страсть может выдать себя румянцем, а особам царского рода надлежит скрывать свои чувства. Кого бы небо ни выбрало ей в мужья, она будет верна долгу.
Опасения Родогуны не напрасны – Клеопатра пышет злобой. Царица не желает отказываться от власти, которая досталась ей слишком дорогой ценой, к тому же ей предстоит увенчать короной ненавистную соперницу, похитившую у нее Деметрия. Она откровенно делится своими замыслами с верной Лаоникой: трон получит тот из сыновей, кто отомстит за мать.
Клеопатра рассказывает Антиоху и Селевку о горькой судьбе их отца, погубленного злодейкой Родогуной. Право первородства нужно заслужить – старшего укажет смерть парфянской царевны.
Ошеломленные братья понимают, что мать предлагает им обрести венец ценой преступления. Антиох все же надеется пробудить добрые чувства в Клеопатре, но Селевк в это не верит: мать любит только себя – в ее сердце нет места для сыновей. Он предлагает обратиться к Родогуне – пусть царем станет ее избранник.
Парфянская царевна, предупрежденная Лаоникой, рассказывает близнецам о горькой судьбе их отца, убитого злодейкой Клеопатрой. Любовь необходимо завоевать – мужем ее станет тот, кто отомстит за Деметрия. Удрученный Селевк говорит брату, что отказывается от престола и Родогуны – кровожадные женщины отбили у него желание как царствовать, так и любить.
Но Антиох по-прежнему убежден, что мать и возлюбленная не смогут устоять перед слезными мольбами.
Явившись к Родогуне, Антиох предает себя в ее руки – если царевна пылает жаждой мести, пусть убьет его и осчастливит брата. Родогуна не может более скрывать свою тайну – сердце ее принадлежит Антиоху. Теперь она не требует убить Клеопатру, но договор остается нерушимым: невзирая на любовь к Антиоху, она выйдет замуж за старшего – за царя. Окрыленный успехом, Антиох спешит к матери. Клеопатра встречает его сурово – пока он медлил и колебался, Селевк успел отомстить.
Антиох признается, что оба они влюблены в Родогуну и не способны поднять на нее руку: если мать считает его изменником, пусть прикажет ему покончить с собой – он покорится ей без колебаний. Клеопатра сломлена слезами сына: боги благосклонны к Антиоху – ему суждено получить державу и царевну. Безмерно счастливый Антиох уходит, а Клеопатра велит Лаонике позвать Селевка, Лишь оставшись одна, царица дает волю гневу: она по-прежнему жаждет мести и насмехается над сыном, который так легко проглотил лицемерную приманку.
Клеопатра говорит Селевку, что он старший и ему по праву принадлежит престол, которым хотят завладеть Антиох и Родогуна. Селевк отказывается мстить: в этом ужасном мире ничто его больше не прельщает – пусть другие будут счастливы, а ему остается лишь ожидать смерти. Клеопатра сознает, что потеряла обоих сыновей – проклятая Родогуна околдовала их, как прежде Деметрия.
Пусть они последуют за своим отцом, но Селевк умрет первым, иначе ее ждет неминуемое разоблачение.
Наступает долгожданный миг свадебного торжества. Кресло Клеопатры стоит ниже трона, что означает ее переход в подчиненное положение. Царица поздравляет своих “милых детей”, и Антиох с Родогуной искренне благодарят ее. В руках у Клеопатры кубок с отравленным вином, из которого должны пригубить жених и невеста. В тот момент, когда Антиох подносит кубок к губам, в зал врывается Тимаген со страшным известием: Селевк найден на аллее парка с кровавой раной в груди.
Клеопатра высказывает предположение, что несчастный покончил с собой, но Тимаген это опровергает: перед смертью царевич успел передать брату, что удар нанесен “дорогой рукой, родной рукой”. Клеопатра немедленно обвиняет в убийстве Селевка Родогуну, а та – Клеопатру. Антиох пребывает в тягостном раздумье: “дорогая рука” указывает на возлюбленную, “родная рука” – на мать. Подобно Селевку, царь переживает миг безысходного отчаяния – решив отдаться на волю судьбы, он вновь подносит к губам кубок, но Родогуна требует опробовать на слуге вино, поднесенное Клеопатрой.
Царица негодующе заявляет, что докажет полную свою невиновность. Сделав глоток, она передает кубок сыну, однако яд действует слишком быстро. Родогуна с торжеством указывает Антиоху, как побледнела и зашаталась его мать. Умирающая Клеопатра проклинает молодых супругов: пусть их союз будет исполнен отвращения, ревности и ссор – да подарят им боги таких же почтительных и покорных сыновей, как Антиох.
Затем царица просит Лаоника увести ее и избавить тем самым от последнего унижения – она не желает упасть к ногам Родогуны. Антиох исполнен глубокой скорби: жизнь и смерть матери равно пугают его – будущее чревато ужасными бедами. Брачное торжество завершилось, и теперь нужно приступить к похоронному чину.
Быть может, небеса все же окажутся благосклонными к несчастному царству.
Вариант 2
События, описанные в пьесе, относятся к середине II в. до н. э., в то время, когда царство Селевкидовбыло подвержено нападению парфян. История династического конфликта рассказывается в разговоре Тимагена с сестрой Лаоникой. В пленную парфянскую царевну. влюбились оба сына Клеопатры, но замуж она должна выйти за старшего.
Царевич Антиох просит править брата, отказавшись от женитьбы на Родогуне. Но, выясняется, чтоСелевк тоже готов уступить свой трон в обмен на красавицу царевну. Близнецы принимают решение, чтоРодогуна будет царствовать со старшим братом, чье имя назовет их мать.
День, когда молодые должны будут обвенчаться, таит в себе большую угрозу, ведь Клеопатра вряд ли откажется от престола и тем более от возможной мести Родогуне. К тому же, девушка боится союза с нелюбимым, а дорог ей лишь один из братьев. Но Родогуна решает, что того, кого небо и выбрало ей в мужья, с тем она и будет, оставаясь верной своему долгу.
Клеопатра действительно пышет злобой и жаждой мести. Она делится замыслами с Лаоником, рассказывая, что трон сможет заполучить тот из ее сыновей, кто сможет отомстить за мать. Право первородства необходимо заслужить, и кто является старшим, покажет смерть царевны Родогуны.
Оба брата осознают, что мать предлагает обрести им корону ценой ужасного преступления. Антиох еще надеется, что сможет пробудить какие-то добрые чувства в матер, но Селевк убежден, что Клеопатра любит только саму себя. Он предлагает спросить у самой Родогуны, кому та отдает предпочтение – пусть ее избранник и станет царем.
Парфянская царевна заявляет, что ее мужем станет тот, кто сможет отомстить за их отца Деметрия. Селевк отказывается от Родогуны и престола – кровожадные мстительные женщины убили в нем желание и любить, и царствовать. Но Антиох уверен, что его возлюбленная и мать не устоят перед его слезными мольбами.
Пийдя к Родогуне, Антиох говорит, что та может убить его, подарив тем самым престол его брату брата. Родогуна открывает свое сердце, которое принадлежит Антиоху. Боги были благосклонны к Антиоху – он удостоился получить трон и царевну. А Клеопатра зовет Селевка, и говорит ему, что он старший и престол по праву принадлежит ему.
Клеопатра хочет, чтобы Селевк отомстил тем, кто хочет завладеть престолом – Антиоху и Родогуне. Но Селевк отказывается мстить. Клеопатра понимает, что потеряла влияние на обоих сыновей, так пусть они последуют за отцом.
Клеопатра решила, что Селевк должен умереть первым, иначе он разоблачит ее.
В день свадебного торжества Клеопатра решает отравить сына и его невесту. В то же время находят тело Селевка, тогда Родогуна чувствует неладное и требует, чтобы вино проверили на слугах. Царица же заявляет, что сама докажет свою невиновность и делает глоток. Передавая кубок сыну, она побледнела.
Умирающая Клеопатра просит Лаоника увести и избавить ее от предсмертного унижения – она не может упасть к ногам Родогуны.