Простодушный
Июльским вечером 1689 г. аббат де Керкабон прогуливался с сестрой по берегу моря в своем маленьком приорате в Нижней Бретани и размышлял о горькой судьбе брата и его жены, двадцать лет назад отплывших с того самого берега в Канаду и исчезнувших там навеки. В этот момент в бухту причаливает судно и высаживает на берег молодого человека в одежде индейца, который представляется Простодушным, поскольку так называли его друзья-англичане за искренность и неизменную честность. Он поражает почтенного приора учтивостью и здравомыслием, и его приглашают на ужин в дом, где Простодушного представляют местному обществу.
На следующий день, желая отблагодарить своих хозяев за гостеприимство, юноша дарит им талисман: связанные на шнурке портретики неизвестных ему людей, в которых приор с волнением узнает сгинувших в Канаде брата-капитана и его жену. Простодушный не знал своих родителей, и его воспитали индейцы гуроны. Обретя в лице приора и его сестры любящих дядю и тетушку, юноша поселяется в их доме.
Первым делом добрый приор и его соседи решают окрестить Простодушного.
Но сперва надобно было просветить его, так как нельзя обратить в новую религию взрослого человека без его ведома. Простодушный читает Библию, и благодаря природной понятливости, а также тому, что его детство не было обременено пустяками и нелепостями, его мозги воспринимали все предметы в неискаженном виде. Крестной матерью, согласно желанию Простодушного, была приглашена очаровательная м-ль де Сент-Ив, сестра их соседа аббата.
Однако таинство неожиданно оказалось под угрозой, поскольку юноша искренне был уверен, что креститься можно только в реке по примеру персонажей Библии. Неиспорченный условностями, он отказывался признать, что мода на крещение могла измениться. С помощью прелестной Сент-Ив Простодушного все же удалось уговорить креститься в купели.
В нежной беседе, последовавшей за крещением, Простодушный и м-ль де Сент-Ив признаются во взаимной любви, и юноша решает немедленно жениться. Благонравной девице пришлось объяснить, что правила требуют разрешения на брак их родственников, и Простодушный счел это очередной нелепостью: почему счастье его жизни должно зависеть от его тетушки. Но почтенный приор объявил племяннику, что по божеским и людским законам жениться на крестной матери – страшный грех. Простодушный возразил, что в Священной книге о такой глупости ничего не сказано, как и о многом другом из того, что он наблюдал в своей новой родине. Он также не мог взять в толк, почему римский папа, живущий за четыреста лье и говорящий на чужом языке, должен позволить ему жениться на любимой девушке.
Он поклялся жениться на ней в тот же день, что и попробовал осуществить, вломившись в ее комнату и ссылаясь при этом на ее обещание и свое естественное право. Ему стали доказывать, что, не будь между людьми договорных отношений, естественное право обращалось бы в естественный разбой. Нужны нотариусы, священники, свидетели, договоры. Простодушный возражает, что только бесчестным людям нужны между собой такие предосторожности. Его успокаивают, сказав, что законы придумали как раз честные и просвещенные люди, и чем лучше человек, тем покорнее он должен им подчиняться, чтобы подавать пример порочным.
В это время родственники Сент-Ив решают спрятать ее в монастыре, чтобы выдать замуж за нелюбимого человека, от чего Простодушный приходит в отчаяние и ярость.
В мрачном унынии Простодушный бродит по берегу, когда вдруг видит отступающий в панике отряд французов. Оказалось, что английская эскадра вероломно высадилась и собирается напасть на городок. Он доблестно бросается на англичан, ранит адмирала и воодушевляет французских солдат на победу. Городок был спасен, а Простодушный прославлен.
В упоении битвой он решает взять штурмом монастырь и вызволить свою невесту. От этого его удерживают и дают совет поехать в Версаль к королю, а там получить вознаграждение за спасение провинции от англичан. После такой чести никто не сможет помешать ему жениться на м-ль де Сент-Ив.
Путь Простодушного в Версаль лежит через маленький городок протестантов, которые только что лишились всех прав после отмены Нантского эдикта и насильно обращались в католичество. Жители со слезами покидают город, и Простодушный пробует понять причину их несчастий: почему великий король идет на поводу у папы и лишает себя в угоду Ватикану шестисот тысяч верных граждан. Простодушный убежден, что виной всему козни иезуитов и недостойных советников, окруживших короля. Как бы иначе он мог потакать папе, своему открытому врагу?
Простодушный обещает жителям, что, встретив короля, он откроет ему истину, а познав истину, по мнению юноши, нельзя не последовать ей. К его несчастью, за столом во время беседы присутствовал переодетый иезуит, состоявший сыщиком при духовнике короля, отце Лашез, главном гонителе бедных протестантов. Сыщик настрочил письмо, и Простодушный прибыл в Версаль почти одновременно с этим письмом. Наивный юноша искренне полагал, что по приезде он сразу сможет увидеть короля, рассказать ему о своих заслугах, получить разрешение на брак с Сент-Ив и открыть глаза на положение гугенотов. Но с трудом удается Простодушному добиться приема у одного придворного чиновника, который говорит ему, что в лучшем случае он сможет купить чин лейтенанта.
Юноша возмущен, что он еще должен платить за право рисковать жизнью и сражаться, и обещает пожаловаться на глупого чиновника королю. Чиновник же решает, что Простодушный не в своем уме, и не придает значения его словам. В этот день отец Лашез получает письма от своего сыщика и родственников м-ль Сент-Ив, где Простодушный назван опасным смутьяном, подговаривавшим жечь монастыри и красть девушек.
Ночью солдаты нападают на спящего юношу и, несмотря на его сопротивление, везут в Бастилию, где бросают в темницу к заключенному философу-янсенисту.
Добрейший отец Гордон, принесший впоследствии нашему герою столько света и утешения, был заключен без суда за отказ признавать папу неограниченным владыкой Франции. У старца были большие знания, а у молодого – большая охота к приобретению знаний. Их беседы становятся все поучительнее и занимательнее, при этом наивность и здравый смысл Простодушного ставят в тупик старого философа. Он читает исторические книги, и история представляется ему сплошной цепью преступлений и несчастий.
Прочитав “Поиски истины” Мальбранша, он решает, что все сущее – колесики огромного механизма, душа которого Бог. Бог был причиной как греха, так и благодати. ум молодого человека укрепляется, он овладевает математикой, физикой, геометрией и на каждом шагу высказывает сообразительность и здравый ум. Он записывает свои рассуждения, приводящие в ужас старого философа.
Глядя на Простодушного, Гордону кажется, что за полвека своего образования он только укреплял предрассудки, а наивный юноша, внемля одному лишь простому голосу природы, смог намного ближе подойти к истине. Свободный от обманчивых представлений, он провозглашает свободу человека главнейшим его правом. Он осуждает секту Гордона, страдающую и гонимую из-за споров не об истине, но темных заблуждениях, потому что все важные истины Бог уже подарил людям.
Гордон понимает, что обрек себя на несчастье ради каких-то бредней, и Простодушный не находит мудрыми тех, кто подвергает себя гонениям из-за пустых схоластических споров. Благодаря излияниям влюбленного юноши, суровый философ научился видеть в любви благородное и нежное чувство, способное возвысить душу и породить добродетель. В это время прекрасная возлюбленная Простодушного решается ехать в Версаль на поиски любимого. Ее выпускают из монастыря, чтобы выдать замуж, и она ускользает прямо в день свадьбы.
Оказавшись в королевской резиденции, бедная красавица в полной растерянности пытается добиться приема у разных высоких лиц, и наконец ей удается выяснить, что Простодушный заключен в Бастилию. Открывший ей это чиновник говорит с жалостью, что у него нет власти делать добро, и он не может ей помочь. Но вот помощник всесильного министра г-н де Сент-Пуанж творит и добро и зло.
Одобренная Сент-Ив спешит к Сент-Пуанжу, и тот, очарованный красотой девушки, намекает, что ценой своей чести она могла бы отменить приказ об аресте Простодушного. Знакомые также толкают ее ради священного долга пожертвовать женской честью. Добродетель вынуждает ее пасть.
Ценой позора она освобождает своего возлюбленного, но измученная сознанием своего греха, нежная Сент-Ив не может пережить падение, и, охваченная смертельной лихорадкой, умирает на руках Простодушного. В этот момент появляется сам Сент-Пуанж, и в порыве раскаяния клянется загладить причиненное несчастье.
Время смягчает все. Простодушный стал превосходным офицером и до конца жизни чтил память прекрасной Сент-Ив.
Вариант 2
Все произошло июльским вечером 1689 года, когда аббат де Керкабон гулял со своей сестрой по берегу моря в своем небольшом приорате в Нижней Бретани. В тот момент он думал о своем брате, который 20 лет назад с этого берега отплыл в Канаду и не вернулся. В этот же день в бухте высаживается молодой человек, который был одет в одежду индейца. Он представился Простодушным и понравился почтенному приору.
Юношу приглашают на ужин с местным обществом. В знак благодарности, молодой человек дарит хозяевам талисман с портретиками, на которых приор узнает своего брата и его жену, пропавших без вести. Простодушный рассказал, что не знал своих родителей и его воспитывали индейцы.
Так у молодого индейца появляется дядя, тетя и крыша над головой.
Его первым делом знакомят с Библией, и он соглашается на новую религию. Дядя и соседи решают его окрестить. Его крестной матерью была м – ль де Сент-Ив, сестра соседа аббата. Но таинство могло и не состояться, потому что Простодушный хотел провести все по примеру из Библии, но Сент-Ив уговорила его креститься в купели. Позже девушка и молодой человек признаются друг другу в любви.
Простодушный хочет жениться на Сент-Ив, но та объясняет ему, что нужно спросить разрешения у их родственников. Но молодой человек опять счел все это за глупость. Приор ему рассказал о том, что по закону он не может жениться на крестной матери – это страшный грех. И Простодушный снова возразил, что такого в Библии нигде не написано.
Он поклялся жениться на возлюбленной, и в тот же день, ворвавшись к ней в комнату, попытался осуществить задуманное, опираясь на свое обещание и естественное право. Ему стали доказывать, что нужно опираться на законы, а тем временем Сент-Ив спрятали в монастыре, чтобы выдать замуж за не любимого. Простодушный узнал об этом придя в отчаяние и ярость.
Он решил прогуляться по берегу, где увидел отступающий взвод французов. Выяснилось, что англичане собираются напасть на городок и тогда Простодушный доблестно кинулся на захватчиков. Он ранит адмирала и повел за собой французских солдат. Город спасли, а молодой человек был прославлен.
И тогда он решает взять штурмом монастырь, но его уговаривают поехать в Версаль, получить вознаграждение от короля и тогда никто не сможет отказать ему в женитьбе.
Простодушный должен был пройти мимо городка протестантов, которые лишились прав и насильно принимали католичество. Он видел жителей покидающих город со слезами на глазах и захотел узнать об их проблеме. И почему король должен повиноваться Ватикану? Он пообещал народу поговорить с королем и рассказать ему об истине. Но среди этих жителей был главный гонитель протестантов отце Лашез, который написал письмо и отправил во дворец.
Простодушный был наивным, думая, что король сразу примет его. Он нелегко добивается аудиенции у придворного чиновника, который говорит, что он может купить чин лейтенанта. Юноша в ярости, он рисковал жизнью и вынужден покупать чин. Он пригрозил пожаловаться королю, но чиновник не принял его слова всерьез. Но в этот же день отец Лашез получает письмо из дома Простодушного, в котором назван опасным человеком.
Тогда солдаты нападают на него и везут в Бастилию, бросая его в тюрьму к философу-янсенисту.
Отец Гордон был арестован за непризнание папы владыкой Франции. Отец начинает учить молодого человека, но его наивность ставит Гордона в тупик. Простодушный записывал свои рассуждения, заставляющие ужасаться философа.
Он смотрел на юношу и понимал, что это свободный от обманчивых представлений человек, который провозгласил свободу человека главнейшим из правил. Также, благодаря Простодушному, философ научился видеть любовь, как благородное и нежное чувство, которое может заставить радоваться душу и породить добродетель.
В то же время Сент-Ив решается поехать на поиски своего возлюбленного в Версаль. Она сбегает в день своей свадьбы. Приехавши в Версаль, Сент-Ив пытается поговорить с любым чиновником и узнает, что Простодушный арестован.
Тот чиновник, который рассказал ей о ее возлюбленном, посоветовал обратиться за помощью к министру де Сент-Пуажу. Девушка с радостью побежала к нему, но тот предложил ей пожертвовать женской честью взамен на освобождение Простодушного. Сент-Ив соглашается и ценой позора освобождает своего возлюбленного.
Но девушка очень сильно переживает о содеянном грехе, что у нее начинается лихорадка и она умирает прямо на руках у Простодушного. Господин Сент-Пуаж увидал смерть Сент-Ив, начал раскаиваться и пообещал загладить свою вину и горе несчастного.
Время лечит все. Простодушный стал прекрасным офицером и до конца своих дней помнил о любимой Сент-Ив.