Пропавшая грамота
Быль сия начинается с сетований Фомы Григорьевича на тех слушательниц, что выпытывают у него “яку-нибудь страховинну казочку”, а потом всю ночь дрожат под одеялом. Затем, однако, он приступает к истории, что случилась с его дедом, коего вельможный гетьман послал с какой-то грамотой к царице. Дед, простившись с женой и малыми детьми, уж наутро был в Конотопе, где о ту пору случилась ярмарка. Дед с зашитою в шапку грамотой пошел приискать себе огнива и табаку, да познакомился с гулякой-запорожцем, и такая меж них “попойка завелась”, что дед вскоре позабыл о деле своем.
Прискучив вскоре ярмаркой, отправились они далее вместе с приставшим к ним еще одним гулякою.
Запорожец, потчуя приятелей диковинными историями весь вечер, к ночи притих, оробел и наконец открылся, что продал душу нечистому и этою ночью срок расплаты. Дед обещался не спать ночи, чтоб пособить запорожцу. Заволокло все мраком, и путешественники принуждены были остановиться в ближайшем шинке, где все уж спало.
Уснули вскоре и оба дедовых попутчика, так что ему пришлось нести караул
в одиночку. Как мог, боролся дед со сном: и обсмотрел все возы, и проведал коней, и закурил люльку – но ничто, и даже почудившиеся ему под соседним возом роги не могли его взбодрить. Он проснулся поздним утром и не нашел уж запорожца, пропали и кони, но, что хуже всего, пропала дедова шапка с грамотой и деньгами, которою вчера поменялся дед с запорожцем на время.
И бранил дед черта, и просил совета у бывших в шинке чумаков – все без толку. Спасибо шинкарю, за пять злотых указал он деду, где сыскать черта, чтоб вытребовать у него обратно грамоту.
Глухою ночью ступил дед в лес и пошел по еле приметной дорожке, указанной шинкарем. Как и предупреждал он, все в лесу стучало, ибо цыгане, вышедши из нор своих, ковали железо. Миновав все указанные приметы, дед вышел к огню, вокруг коего сидели страшные рожи. Сел и дед. Долго молчали, пока дед не принялся наудачу рассказывать свое дело. “Рожи и уши наставили, и лапы протянули”.
Дед кинул все свои деньги, земля задрожала, и он очутился чуть не в самом пекле. Ведьмы, чудища, черти – все вокруг отплясывало “какого-то чертовского трепака”. Вдруг он оказался за столом, ломившимся от яств, но все куски, что он брал, попадали в чужие рты. Раздосадованный дед, забыв страх, принялся браниться.
Все захохотали, и одна из ведьм предложила ему трижды сыграть в дурня: выиграет – его шапка, проиграет – и света Божьего не увидит. Оба раза остался дурнем дед, хоть во второй и сам сдавал карты и были они поначалу совсем неплохи. Догадался он в третий раз потихоньку под столом карты перекрестить – и выиграл. Получив шапку, дед расхрабрился и потребовал коня своего, пригрозя перекрестить все бесовское собрание святым крестом.
Загремели пред ним лишь конские кости. Заплакал было дед, да черти дали ему другого коня, что понес его через провалы и болота, над пропастями и крутизной страшной. Не удержался и сорвался дед, а очнулся на крыше своей же хаты, весь в крови, но целый.
В доме кинулись к нему испуганные дети, указывая на мать, что спящая подпрыгивала, сидя на лавке. Дед разбудил жену, которой снилась сущая чертовщина, и, решив вскоре освятить хату, немедля отправился к царице. Там, навидавшись диковин, он забыл на время и о чертях.
Да, видно, в отместку, что помешкал он хату освятить, долго после, “ровно через каждый год, и именно в то самое время”, жена его против воли пускалась в пляс.
Вариант 2
Фома Григорьевич рассказывает слушательницам историю, случившуюся с его дедом, которого вельможный гетман послал к царице с какой-то грамотой. Простившись с семьей, дед отправился в Конотопе, где попал на ярмарку. Дед с зашитою в шапку грамотой познакомился на ярмарке с запорожцем, с которым у них завязалась “попойка” и дед позабыл о своем деле.
Выпивая, дед с запорожцем поменялись шапками.
Запорожец признался, что он продал душу нечистому и этой ночью у него срок расплаты. Дед обещал ночью не спать, чтобы защитить его. Они остановились в ближайшем шинке.
Все уснули, а дед нес караул в одиночку, но тоже уснул. Проснулся он поздним утром и не нашел запорожца. Пропали также кони и дедова шапка с грамотой и деньгами.
За пять злотых шинкарь указал деду дорогу, где найти черта, чтобы забрать грамоту.
Дождавшись глухой ночи, дед пошел в лес по еле приметной дорожке, указанной шинкарем. Как он его и и предупреждал, в лесу было шумно. Слышался стук цыган, ковавших железо. Обойдя все указанные приметы, дед подошел к огню, вокруг которого сидели страшные рожи и сел с ними. Они долго молчали, пока дед не начал рассказывать свое дело.
Протянули рожи свои лапы и дед кинул все свои деньги. После этого земля задрожала, и он очутился чуть ли не в самом пекле.
Вокруг него отплясывали ведьмы, чудища и черти. Он оказался за столом, ломившимся от разных яств, но все что он пытался взять, попадало в чужие рты. Забывший страх, дед принялся браниться с нечистой силой. Одна из ведьм предложила ему сыграть в карты три раза: в случае выигрыша – его шапка, а проиграет – света Божьего не увидит. Два раза дед проиграл, а на третий раз догадался осторожно под столом карты перекрестить и выиграл.
Получив шапку, дед набрался смелости и стал требовать, чтобы ему вернули коня. Увидел он только конские кости, но черти дали ему другого коня, который повез его через провалы и болота, над пропастями. Дед не смог удержаться и сорвался с коня, а очнулся на крыше своего дома.
Был он весь в крови, но целый.
Испуганные дети отвели его к спящей матери, которая подпрыгивала во сне. Дед разбудил ее, и она поведала, что приснилась ей сущая чертовщина. Вскоре они решили освятить дом, и дед отправился к царице.
Там, насмотревшись на разные диковины, он на время забыл и о чертях. А из-за того, что сразу дом он не освятил, еще долго каждый год в одно и то же время жена его пускалась в пляс.