Приключения нишадхца
Эпическая поэма, перелагающая легенду о Нале и Дамаянти из “Махабхараты”
Посреди Индии в горах Виндхья расположена страна Нишадха, и владыкой ее был благородный и великодушный царь Нала. Неподалеку от Нишадхи находилась другая страна – Видарбха, и там у царя Бхимы родилась дочь Дамаянти, красавица, равной которой не было ни среди богов, ни среди смертных. В окружении Налы придворные часто славили красоту Дамаянти, в окружении Дамаянти столь же часто восхваляли достоинства Налы, и молодые люди, еще не встретившись, полюбили друг друга. Однажды в царском саду Нале удается поймать златоперого гуся, который обещает, если Нала его отпустит, полететь в Видарбху и рассказать Дамаянти о его любви.
Нала отпускает гуся, и тот, выполнив свое обещание, прилетает обратно в Нишадху и, к великой радости Налы, оповещает его об ответной любви Дамаянти.
Когда Дамаянти вошла в пору цветущей юности, царь Бхима по ее просьбе назначает для нее сваямвару – свободный выбор жениха невестой. На сваямвару Дамаянти, привлеченные слухом о ее красоте и прелести,
поспешают не только цари из всех пределов земли, но и многие небожители. На пути в Видарбху царь богов Индра, бог огня Агни, владыка вод Варуна и бог смерти Яма встречают Налу и просят его быть их посланцем, который предложил бы Дамаянти выбрать себе в мужья кого-либо из них четверых.
Как ни горько Нале принять на себя такое поручение, из чувства почтения к богам он добросовестно его исполняет. Однако Дамаянти, выслушав нишадхца, утешает его признанием, что он ей дорог больше любого бога и она выберет в женихи только его. Божественным зрением проникнув в намерения Дамаянти, Индра, Агни, Варуна и Яма – каждый принимает на сваямваре облик Налы, и Дамаянти, поскольку царь Нишадхи и сам стоит рядом с богами, приходится выбирать между пятью Налами.
Сердце подсказывает ей правильное решение: она отличает богов по их немигающему взору, по невянущим цветочным венкам, по незапыленным ногам, не касающимся земли, и решительно указывает на истинного Налу – в увядшем венке, покрытого пылью и потом. Все соискатели руки Дамаянти, и боги, и цари, признают ее выбор, восхваляют глубину ее чувства, преподносят жениху и невесте богатые дары; и только злой дух Кали, также явившийся на сваямвару, проникается ненавистью к Нале и клянется ему отомстить. Впрочем, рассказ о мести Кали: его вселении в душу Налы, проигрыше Налой царства и всего, что ему принадлежит, во время игры в кости, его безумии и скитаниях по лесу, разлуке с Дамаянти и воссоединении с нею лишь после многих бедствий и страданий – рассказ, подробно поведанный в “Махабхарате”, – остается вне рамок поэмы Шрихарши.
Она в отличие от “Махабхараты” заканчивается описанием торжественной свадьбы Налы и Дамаянти и их счастливой любви.
Вариант 2
“Приключения нишадхца” – эпическая поэма санскритского поэта и философа Шрихарша, которая повествует легенду о Нале и Дамаянти из “Махабхараты”. Среди гор Виндхья расположилось прекрасное царство благородного, великодушного, справедливого и умного Нала, и называлась это страна – Нишадхи.
Соседом у Нала был царь Бхима, правящий страной Видарбха. Вот рождается у Бхимы дочь Дамаянти, девочка растет и превращается в красавицу. Все, кто видел ее красоту – не могли глаз отвести и справедливо отмечали, что нет ей равных ни среди богов, ни среди смертных.
Придворные, окружающие девушку, любили рассказать ей о славном царе Нале, живущем по соседству, а придворные Нала тоже не упускали случая поведать о красоте Дамаянти. И так часто молодые люди слышали эти хвалебные сладкие речи, что полюбили друг друга на расстоянии, еще не встретившись.
Гуляя в своем саду Нала поймал волшебную птицу – златоперого гуся. Гусь попросился отпустить его. Пообещал за это слетать в соседнее царство и рассказать о нем и его любви к прекрасной Дамаянти. Какова же была радость Нала, когда гусь вернулся в Нишадху, и передал об ответной любви красавицы Дамаянти. И вот пришла пора выдавать Дамаянти замуж.
Царь Бхима назначает сваямвару – свободный выбор жениха невестой, обычай, который применялся в ту пору в Индии. Не мог он отказать в такой просьбе дочери.
И вот в Видарбху устремились наслышавшиеся про прелести невесты женихи со всего света. Но не только цари прельстились взять в жены красавицу Дамаянти, на сватовство собрались и боги. Царь богов Индра, бог огня Агни, владыка вод Варуна и бог смерти Яма – вот четверка небожителей, которые намерены покорить сердце дочери Бхима.
Остановившись по пути в Нишадхе, боги просят Нала, опередив их, доложить о них и намерениях добиться ее руки Дамаянти. Как ни горько Налу, но чувство глубокого почтения к богам пересиливает, и он отправляется в царство Видарбху. При встрече с Дамаянти Нала выполняет поручения богов, но девушка уверяет его в своей любви, и что выбор ее будет только за ним.
Но на то они и боги, чтобы знать все. Все четверо принимают облик Нала, и на сваямваре у Дамаянти сложный выбор между пятью Налами, поскольку среди богов стоит и настоящий царь Нишадхи. Но сердце девушки не подводит – и она делает правильный выбор.
Все претенденты признают выбор девушки, воспевают глубину ее любви, и одаривают жениха и невесту богатыми дарами.
Поэма заканчивается описанием богатой свадьбы.