Повести гор и степей
В книгу Ч. Айтматова “Повести гор и степей” вошли произведения: “Первый учитель”, “Джамиля”, “Тополек мой в красной косынке”, “Материнское поле” и “Верблюжий глаз”.
Образ женщины в повести “Джамиля”, никем до Айтматова ранее в восточной литературе не был так раскрыт. Героиня рождена самой землей Киргизии. Она жила до появления мужа и свекрови словно ручеек, скованный льдом. Они даже не могли предположить, что этот ручеек может проснуться и заклокотать, забурлить и отправиться на поиски выхода к вольной жизни.
Ч. Айтматов показывает проблему столкновения нового и старого уклада в жизни и быту. Это сложная и распространенная проблема. Когда герои пытались решить ее прямолинейно, то психологическая убедительность у них отсутствовала.
Однако Ч. Айтматов избежал этого недостатка.
Героиня повести “Материнское поле” рассказывает о своей нелегкой жизни. Ее слушает земля, перед которой не соврешь и не сфальшивишь. Читатель понимает позицию автора, которая заключается в том, что судьба одного человека
является неотрывной частью всенародной судьбы.
В повести “Первый учитель” Ч. Айтматов пытается создать могучий реалистический образ коммуниста. Он показывает его подвиг, а также идейную и нравственную связь между ним и новым поколением. Учитель Дюйшен был сыном бедняка. Он страстно выполнял свою работу учителя в ауле.
Его подвиг заключается не только в том, что он приучает аульских детей к знаниям, но и положительно влияет и на все взрослое население аула. Его поддерживают односельчане.
В начале 60-х годов появились повести Айтматова “Тополек в красной косынке” и “Верблюжий глаз”. В обеих повестях писатель описывает ситуации острого конфликта в сфере производства и в личной жизни героев. Для них всегда чужда многословность.
Через поступки и тонкие детали автор показывает единение любящих сердец, для которых объяснение в любви совсем не означает саму любовь.
В своих повестях Ч. Айтматов доказывает себе и читателям, что для любого сюжета и любой темы он может найти свое неповторимое айтматовское решение.