Повесть о Сонечке
“Повесть о Сонечке” рассказывает о самом романтическом периоде в биографии Марины Цветаевой – о ее московской жизни в 1919 – 1920 гг. в Борисоглебском переулке. Это время неопределенности (ее муж у белых и давно не подает о себе вестей), нищеты (ее дочери – одной восемь, другой пять – голодают и болеют), преследований (Цветаева не скрывает, что она жена белого офицера, и сознательно провоцирует враждебность победителей). И вместе с тем это время великого перелома, в котором есть что-то романтическое и великое, и за торжеством быдла просматривается подлинная трагедия исторического закона.
Настоящее скудно, бедно, прозрачно, потому что вещественное исчезло. Отчетливо просматриваются прошлое и будущее. В это время Цветаева знакомится с такой же, как она, нищей и романтической молодежью – студийцами Вахтангова, которые бредят Французской революцией, XVIII веком и средневековьем, мистикой, – и если тогдашний Петербург, холодный и строгий, переставший быть столицей, населен призраками немецких романтиков, Москва грезит о якобинских временах,
о прекрасной, галантной, авантюрной Франции.
Здесь кипит жизнь, здесь новая столица, здесь не столько оплакивают прошлое, сколько мечтают о будущем.
Главные герои повести – прелестная молодая актриса Сонечка Голлидэй, девочка-женщина, подруга и наперсница Цветаевой, и Володя Алексеев, студиец, влюбленный в Сонечку и преклоняющийся перед Цветаевой. Огромную роль играет в повести Аля – ребенок с удивительно ранним развитием, лучшая подруга матери, сочинительница стихов и сказок, вполне взрослый дневник которой часто цитируется в “Повести о Сонечке”. Младшая дочь Ирина, умершая в 1920 году в детском приюте, стала для Цветаевой вечным напоминанием о ее невольной вине: “не уберегла”.
Но кошмары московского быта, продажа рукописных книг, отоваривание пайками – все это не играет для Цветаевой существенной роли, хотя и служит фоном повести, создавая важнейший ее контрапункт: любовь и смерть, молодость и смерть. Именно таким “обтанцовыванием смерти” кажется героине-повествовательнице все, что делает Сонечка: ее внезапные танцевальные импровизации, вспышки веселья и отчаяния, ее капризы и кокетство.
Сонечка – воплощение любимого цветаевского женского типажа, явленного впоследствии в драмах о Казанове. Это дерзкая, гордая, неизменно самовлюбленная девочка, самовлюбленность которой все же ничто по сравнению с вечной влюбленностью в авантюрный, литературный идеал. Инфантильная, сентиментальная и при этом с самого начала наделенная полным, женским знанием о жизни, обреченная рано умереть, несчастливая в любви, невыносимая в быту, любимая героиня Цветаевой соединяет в себе черты Марии Башкирцевой (кумира цветаевской юности), самой Марины Цветаевой, пушкинской Мариулы – но и куртизанки галантных времен, и Генриетты из записок Казановы.
Сонечка беспомощна и беззащитна, но ее красота победительна, а интуиция безошибочна. Это женщина “пар экселянс”, и оттого перед ее обаянием и озорством пасуют любые недоброжелатели. Книга Цветаевой, писавшаяся в трудные и страшные годы и задуманная как прощание с эмиграцией, с творчеством, с жизнью, проникнута мучительной тоской по тому времени, когда небо было так близко, в буквальном смысле близко, ибо “недолго ведь с крыши на небо” (Цветаева жила с дочерьми на чердаке).
Тогда сквозь повседневность просвечивало великое, всемирное и вневременное, сквозь истончившуюся ткань бытия сквозили его тайные механизмы и законы, и любая эпоха легко аукалась с тем временем, московским, переломным, накануне двадцатых.
В этой повести появляются и Юрий Завадский, уже тогда щеголь, эгоист, “человек успеха”, и Павел Антокольский, лучший из молодых поэтов тогдашней Москвы, романтический юноша, сочиняющий пьесу о карлике инфанты. В ткань “Повести о Сонечке” вплетаются мотивы “Белых ночей” Достоевского, ибо самозабвенная любовь героя к идеальной, недосягаемой героине есть прежде всего самоотдача. Такой же самоотдачей была нежность Цветаевой к обреченной, всезнающей и наивной молодежи конца серебряного века.
И когда Цветаева дарит Сонечке свое самое-самое и последнее, драгоценные и единственные свои кораллы, в этом символическом жесте дарения, отдачи, благодарности сказывается вся неутолимая цветаевская душа с ее жаждой жертвы.
А сюжета, собственно, нет. Молодые, талантливые, красивые, голодные, несвоевременные и сознающие это люди сходятся в гостях у старшей и самой одаренной из них. Читают стихи, изобретают сюжеты, цитируют любимые сказки, разыгрывают этюды, смеются, влюбляются…
А потом кончилась молодость, век серебряный стал железным, и все разъехались или умерли, потому что так бывает всегда.
Вариант 2
Период с 1919 по 1920 гг. в жизни Цветаевой одинаково романтичен и трагичен. Такое настроение вобрало в себя ее произведение “Повесть о Сонечке”. Цветаеву, как жену офицера белой армии, преследуют неопределенность и нищета. У нее двое дочерей и никакой весточки от мужа.
Это время, когда быдло торжествует, но на дальнем плане видна истинная трагедия народа. Есть в великом переломе своя романтичность. Четко видно прошлое и будущее. В этот период Цветаева общается с похожей на нее саму молодежью.
Они тоже романтичны и нищие. Это студийцы театра Вахтангова.
Одна такая молоденькая актриса Соня Голлидэй, близкая подруга Цветаевой. В нее влюблен Володя Алексеев, тоже студиец. Немалая роль предназначена Але.
Это удивительно развитый ребенок, который сочиняет стихи и сказки, и ведет взрослый для нее дневник. С него взяты цитаты в повесть. Не уберегла Цветаева младшую дочь Ирину, которая умерла в 1920 году в приюте для детей. Всю жизнь писательница пронесет в своем сердце эту вину.
Кошмарный московский быт, продажа написанных книг, получение товаров по пайками – это является фоном для повести, в которой обыгрываются такие понятия, как молодость, любовь и смерть. Сонечка может то смеяться – то изнывать от тоски, то танцевать до упаду – то убиваться в горе.
Цветаева в образ Сонечки вложила черты нескольких женских образов: Марии Башкирцевой, своего юношеского кумира, Мариулы из Пушкина и самой себя. Получился образ сентиментальной, дерзкой, инфантильной, влюбленной в литературный идеал мужчины девочки. Сонечке несносен быт, она обречена на несчастную любовь и раннюю смерть.
У героини безошибочная интуиция и победительная красота. Это спасает девушку от ее собственной беззащитности и беспомощности. А перед озорством и обаянием барышни отступают недоброжелатели.
Этой книгой Цветаева решила прощаться с эмиграцией, творчеством и самой жизнью. Она жила с детьми на чердаке и мысль о том, что с крыши на небо совсем недолго, посещала ее.
Образы еще нескольких реальных людей Цветаева перенесла в свою “Повесть о Сонечке”. В произведении отведено место Юрию Завадскому, который щеголял своим тогдашним успехом, положением и был по натуре эгоистом. Описала Цветаева и Павла Антокольского, который был лучшим среди тогдашних московских молодых поэтов.
Это был молодой романтик, который сочинял пьесу про карлика инфанты. В повести мы можем видеть переплетение с мотивами достоевских “Белых ночей”. Герой также самозабвенно и самоотданно любит главную героиню.
С такой самой самоотдачей Цветаева относилась к наивной, обреченной и всезнающей молодежи конца того серебряного века.
А собственно сюжета, как такового, и не наблюдаем. Читателю показана талантливая, вечно голодная, несовременная молодежь, которые общаются дома у самой старшей из них и самой одаренной девушки. Происходит прочтение стихов, выбирают цитаты из любимых сказок, разыгрывают сценки…влюбляются и смеются.
Так проходит молодость. Век серебряный сменил век железный. Кто-то умер, кто-то уехал.
Так всегда происходит, это жизнь.