Повесть о разорении Рязани Батыем
Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего – земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича.
Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей – своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять.
Рязанский князь посылает к Батыю своего сына Федора Юрьевича с дарами и просьбой не нападать на Рязанскую землю. Безбожный царь Батый был “льстив и немилостив”. Приняв дары, он лживо обещает не нападать на Рязань, но при этом не оставляет своего намерения, более того, желает, чтобы рязанцы привели к нему “на блуд” жен и дочерей.
Узнав от одного предателя, рязанского вельможи, что у самого Федора Юрьевича есть красавица
жена, Батый обращается к нему с таким “предложением”. Князь Федор Юрьевич отказывает Батыю, за что тот повелевает убить его и бросить тело князя на растерзание диким зверям и птицам.
Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удается скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем.
Княгиня и малолетний князь “заразися” до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.
“Отдохнув от плача”, Юрий Ингоревич собирает свое войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить.
Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски.
Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причем если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города.
Так, они совершают великое святотатство – убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.
В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним – рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после ее разорения. Евпатий собирает дружину и идет сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и “сечет их без милости” так, что “мечи тупятся”.
Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата. Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам “до седла”.
Татарам все-таки удается убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мертвого. Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам, а царь Батый говорит: “Если бы у меня служил такой человек, то я бы его к себе приблизил”.
Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями. Ингварь Ингоревич становится рязанским князем, а затем “обновляет” землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей.
Автор заканчивает “Повесть…” так: “И стала христианам радость, ибо избавил их Бог крепкою рукою своею от безбожного царя Батыя”.