Повесть о купце, купившем мертвое тело и ставшем царем
В семье богобоязненного купца рождается сын-первенец. Родители любят его и постоянно молят о нем Бога. Сын вырастает и интересуется торговым делом, обнаруживая в беседах с отцом здравый ум и смекалку.
Когда родственники купца собираются ехать за моря торговать, сын просит отца дать ему триста рублей и отпустить вместе с ними.
Через три года и три месяца прибывают они в некое царство и начинают торговлю. Сын купеческий приценяется к товарам, но не спешит ничего покупать. Однажды он видит, как по торговой площади некий человек безжалостно волочит мертвое тело.
Встретив этого человека в третий раз, купеческий сын решается с ним заговорить, и тот рассказывает ему, что покойник был христианин и должен ему триста рублей, но так и умер, не заплатив, а родственники умершего также не отдали за него долг, поэтому он вырыл тело из могилы и таскает по торжищу в поругание родственникам покойного, чтобы они устыдились и выкупили его.
Купеческий сын, будучи благочестив, покупает тело умершего христианина за триста рублей,
но боится возвращаться на корабль к родственникам, чтобы они не посмеялись над ним. Те всюду ищут юношу, отчаиваются и без него отплывают на родину, сообщив его родителям, что сын их пропал.
А купеческий сын в это время находит других корабельщиков, которые знают его отца, рассказывает им, что его корабль разбился и теперь ему не на что добраться до дома, а у него на руках еще и мертвое тело его дяди, а похоронить его здесь негде, потому что в этом царстве только некрещеные живут. Те соглашаются взять его с покойником на корабль.
Они приезжают на остров, на котором стоит монастырь, чудо творца Николая. Купеческий сын просит у корабельщиков взаймы сто рублей и на эти деньги предает тело земле. Юноша сокрушается, не зная, что сказать отцу, как объяснить, куда он истратил все деньги.
Он покупает лошадь, приезжает домой и рассказывает отцу, что купил товар, но остался должен за него сто рублей корабельщикам. Отец дает ему деньги, думая, что сын расплатится и вернется домой, но тот уезжает из города: ему стыдно перед отцом за то, что он растратил его деньги, и, чтобы не позорить родителей, он уезжает из родных мест, куда глаза глядят.
В лесу он встречает человека огромного роста с железными клещами в руках, который хочет наняться в услужение, но с одним условием: его господин должен будет всегда слушаться его советов. Юноша соглашается. Они останавливаются на постоялом дворе, а ночью, когда купеческий сын засыпает, слуга спасает его от разбойников, передушив их всех железными клещами, а юноше ничего об этом не говорит.
Царь той страны, куда они приезжают, приближает к себе красивого и обходительного юношу и хочет выдать за него свою дочь, но под страхом смерти требует, чтобы тот никому не говорил об этом. Однако слуге откуда-то становится известно о предстоящей свадьбе, и, когда юноша собирается ехать за невестой, слуга требует, чтобы он взял его с собой, напомнив ему о том, что тот обещал слушаться всех его советов. Слуга учит юношу, как ему поступить, если царская дочь во сне будет необычно себя вести.
Молодых запирают в опочивальне, а слуга каким-то образом тоже оказывается там. Царская дочь засыпает, а когда она, не просыпаясь, начинает подниматься в воздух, испуганный юноша встает с ложа, а слуга занимает его место. Из уст царевны выползает огромный змей, и слуга убивает его. Наутро царь с радостью видит, что юноша жив, а змей убит. Царь щедро награждает слугу, и все живут в счастье и довольстве.
Через несколько лет купеческий сын просит царя, чтобы тот позволил ему с молодой женой съездить к его отцу. Слуга велит юноше попросить у царя в дорогу триста пустых подвод и привозит молодых на тот самый постоялый двор, где он убил всех разбойников. Ночью слуга наполняет все подводы золотом и драгоценностями, а утром везет молодых дальше, пока они не оказываются на том месте, где слуга нанялся к купеческому сыну в услужение.
Здесь слуга говорит юноше, что хочет покинуть его, и просит его расплатиться с ним. Купеческий сын предлагает слуге взять половину подвод с драгоценностями, но слуга хочет разделить и царевну, и требует, чтобы юноша разрубил ее пополам.
Юноша, чтобы спасти царевну, соглашается отдать ее слуге, но тот ударяет ее мечом, и у нее из уст выпадает змеиное гнездо, в котором лежат семьдесят змеенышей. После этого слуга поднимает царевну, осеняет ее крестным знамением и живую отдает мужу, объяснив ему, что если бы он продолжал жить с ней, то эти змееныши съели бы его. Слуга не берет себе никакого вознаграждения и признается купеческому сыну, что он – ангел Божий, посланный юноше за его добродетель: за то, что юноша, потратив все свои деньги, выкупил у заимодавца мертвое тело христианина и похоронил его, дано ему царство и богатство.
Слуга исчезает, а купеческий сын с женой приезжают к родителям юноши и забирают их со всеми домочадцами к себе. Когда же царь той страны умирает, купеческий сын становится царем и правит мудро и благополучно.