Посолонь
“Посолонь” представляет собой сборник сказок. Но содержание его очень необычно. В составе его есть рассказы-сказки, сюжетные сказки, сказки-стихи, больше напоминающие народные колыбельные с причитаниями. Но более всего собрано в книге описательных сказок, где обязательно есть сюжет, хотя бы намек на него.
И в итоге сборник представляет целый мир со своими красотами.
Читая книгу, часто приходится обращаться к комментарию автора. Начиная с самого названия. Посолонь у Ремезова не только обрядовое движение по часовой стрелке, но и сезонное движение солнца.
Писатель отрицал определение своего произведения, как сочинения. Он говорил о том, что все “само собой пришло”. Такое ощущение, что автор смог услышать безмолвный разговор того, что находится вокруг нас.
Собиратели народного фольклора особые люди. Как бусинки на нить собирают они сказки. Этими сборниками пользовались многие литераторы.
Дополняя самый интересный сюжет деталями из подобных ему сказок, они создавали версию литературную.
У Ремизова все выглядит по-иному. Он способен
подать созданное близко к устному, простонародному стилю, когда рассказчик видится совсем рядом, даже лицо его представляется. Таким образом, в книге представлен сказ, как жанр.
Писатель выступает в роли реставратора, пытаясь воссоздать имена героев по обрывкам сведений, собрать все разрозненное в единый сказочный сюжет. Ведь для Ремезова была важна не только красочность слова, но и то, как изначально оно выглядело. Он сам отмечал, что приходится ему переписывать без конца.
Казалось бы, зачем ему такой тернистый, сложный путь? Как он сам писал, существуют два типа писателей: “ушастые” и “глазастые”. Он сам – “ушастый”, так как он безразличен к внешнему восприятию слова. Ему оно важно больше слышимое.
Автор обладал способностью вслушиваться в слова. И, что самое главное, мог их слышать и передавать на бумаге своему читателю. Он чувствовал, как слово, будто живое существо, подает свой тихий голос.
Осталось услышать и записать.
Одной из главных целей Ремезова было восстановление традиций, которые подзабыты оказались. Древность, существовавшая когда-то, приближена писателем к нам вплотную, не услышать ее в произведениях писателя – немыслимо. “Посолонь” для писателя стала особой книгой среди всех, которые были изданы. Когда он делал дарственную надпись на книге, приготовленной для подарка, он писал о том, что она – сама молодость!