Поэма Горы
У Маяковского есть метафора “бабочка поэтичного сердца”. Она является ассоциацией, которая возникает при прочтении поэмы “Гора”. Что, казалось бы, общего у Горы и бабочки?
Огромные различия в их величинах, но в глубине образов существует нечто общее. Вот, например, Маяковский пишет о “стоглавой вши”, которая взобралась на сердце поэта, а у Цветаевой мы видим муравьев.
Происходит некое переплетение сущностей образов, они перекликаются между собой. Так перекликается размерность чувств у лирических героев Марины Цветаевой и Маяковского. Мы можем найти в сюжете, как непреодолимой лавиною, дышащею огнем, сметается пошлость, обыденность, все бытовое и мир заполняется одним огромным чувством – Любовью…Совершенно незащищенный и такой хрупкий мир.
Поэтому Маяковский старательно скрывает боль под маской язвительности и эпатажа. У Цветаевой мы видим месть памяти. Звучат заклинанием для любимого последние строки поэмы “Гора”.
Такая же линия прослеживается и в стихотворении в честь Софьи Парнок.
Цветаева умело гиперболизировала
Гору, скрыв за этим образом себя саму. В образе естественно сочетаются любовная неистовость и земная чувственность, желание души вырваться далеко ввысь. Используя метафорические обороты, поэтесса наполняет произведение множеством смысловых линий.
Нужно отдать должное, Цветаева умело обыгрывает каждое написанное слово, вплоть до каждой его буковки! Образа Смиховского холма – это лишь точка старта, это первый камушек в фундаменте, который строится на разнообразии литературных приемов, аллегорий, яркой игры слов. Мысль парит.
В образ Горы Цветаева вкладывает не только понятие Царства Эроса. Данный образ, так же наделен понятием Духа, понятием присущего человеку греховного начала. Но, с гордостью, поэтесса представляет своего возлюбленного и саму себя как небожителей.
Возможно, читателю покажется данный момент несколько эгоистически-вызывающим.
Вот, в виде муравьев, представлены люди обычного быта, которые гору могут использовать под застройку и получать наслаждение от хода такой жизни. Как оказалось, в этот период поэтесса вела такое-же существование. Ведь никуда не денешься от повседневных забот, которые, к тому же, отягощены болезненным состояние мужа, рождением ребенка и уходом за ним.
Цветаева пишет Борису Пастернаку, что ее жизнь является черновиком, а он, черновик, выглядит самой белой скатертью. Дни проходят в обыденных заботах. Поэтесса сравнивает себя с образом Катерины Ивановны из произведения “Преступление и наказание”.
Вот Цветаева и “примеряет” на себя “муравьиную” жизнь, а Гора символизирует Побег от такого бытия. Автор гиперболизирует в своем произведении чувства, которое слеплено из “подручного материала”.
В конце четко проходит линия несоизмеримости масштабов чувств Цветаевой и лирического героя, который является объектом страсти. На этом построен сюжет прощания. В образ Горы вложена и сущность свидетеля всей дачной жизни, всех тех люде, которых объединяет быт и серость будней.
Именно такой образ жизни ненависен Марине. Гора служит “надгробной доской” для ее чувств.