Краткое содержание Пленники Плавт

Пленники

“Это необычная комедия! – предупреждает актер, произносящий пролог. – В ней нет никаких непристойностей, нет ни сводника, ни распутницы, ни хвастливого воина, ни подкидышей, ни влюбленного, похищающего возлюбленную, а только игра судьбы, тщета людских намерений и благородство совершенной доблести”.

Были в Греции две соседние области, Этолия и Элида. У одного старика из Этолии было два сына, Филополем и Тиндар. Младшего, Тиндара, еще малым ребенком похитил хитрый раб и продал в Элиду. Там хозяин отдал мальчика в товарищи собственному сынишке Филократу; Филократ и Тиндар выросли друзьями. Прошло много лет, между Этолией и Элидой началась война.

Старший сын этолийского старика Филополем попал в элидский плен, а Филократ и Тиндар – в этолийский плен, и купил их как раз старик отец, не зная, что один из пленников – его собственный сын. Поистине “людьми играют боги, словно мячиком!”.

Действие разыгрывается в Этолии. Начинается пьеса монологом прихлебателя – без этого персонажа не смогла обойтись даже такая необычная комедия. Это прихлебатель

Филополема, недавно попавшего в плен; жаль его, молодец был парень, никто от него голодным не уходил!

А теперь приходится худеть и хиреть, пока старик отец не выручит сына. “Потерпи, – говорит ему старик, – вот я как раз купил двух элидских пленников, хозяина с рабом, – хозяин из знатных, может быть, за него и удастся выручить сына”.

Старик знает, что один из его пленников хозяин, а другой – раб, но не знает, который – кто. А между тем знатный Филократ и раб Тиндар сговорились и поменялись одеждой и именами. Старик подзывает к себе знатного – а к нему подходит Тиндар. “Каково тебе в рабстве?” – “Что делать, судьба играет человеком: был хозяином, стал рабом.

Одно скажу: если судьба воздает по справедливости, то пошлет она мне хозяина такого, каким был я сам – кроткого и не жестокого. И другое скажу: если судьба воздает по справедливости, то каково мне здесь, таково будет и твоему сыну в чужом плену”. – “Хочешь вернуться на свободу?” – “Кто ж не хочет!” – “Помоги мне вернуть сына – отпущу и тебя и твоего раба и денег не возьму”. – “Ay кого он в плену?” – “У такого-то”. – “Это друг моего отца, отец поможет. Только сделай вот что: пошли к нему с этой вестью моего раба, а то он возьмет и не поверит”. – “А если твой раб сбежит и не вернется?” – “Я ведь остаюсь у тебя в залоге: как будет отец выкупать меня, ты и спросишь с него выкуп сразу за обоих”.

Старик соглашается, видя, как преданы друг другу двое пленников, и отсылает в Элиду Филократа, не зная, что это не раб, а господин.

Перерыв в действии опять заполняет прихлебатель, тоскующий о сытных былых временах: все точно выродились, все словно сговорились, ни шутки, ни услуги им не надобны, лишь бы обойти голодного обедом! Коли это у них такая стачка – впору обращаться в суд: пусть их оштрафуют на десять обедов в пользу прихлебателей!

Вдруг на сцену возвращается старик, а с ним неожиданный человек – еще один элидский пленник, приятель филократа, попросивший его о свидании с ним. Тиндар в панике: этот человек отлично знает, кто есть кто, он раскроет хозяину весь обман; “как мне жалко бедных розог, что сломают об меня!”. Тиндар пытается сопротивляться. “Этот человек сумасшедший, – говорит он хозяину, – он меня зовет Тиндаром, а тебя будет звать Аяксом, не слушай его, держись от него подальше – убьет!” “Этот человек обманщик, – говорит хозяину пленник, – смолоду он раб, вся Элида это знает, а Филократ даже с виду не таков!” У старика голова идет кругом. “Каков же с виду Филократ?” – “Сухощавый, с острым носом, черноглазый, телом бел, кучерявый, чуть с рыжинкой”. – “Горе! так оно и есть!” – восклицает хозяин, слыша точное описание того из пленников, которого он сам только что упустил из рук. “Видно, правду говорят: нет правдивых рабов, хороший лжет на пользу господину, а дурной во вред господину.

Ну, любезный, что ты верен господину, – это, может, и похвально, а за то, что меня обманывал, – в кандалы его и в каменоломню!” Беднягу уводят, а невольный его разоблачитель горько кается, да поздно.

Тут опять врывается нахлебник – уже не унылый, а торжествующий. “Устраивай, хозяин, пир, а меня благодари, как бога! Радостные вести: пришел корабль, а на нем твой сын Филополем, и тот пленник, которого ты отослал, и еще тот раб, что когда-то давно от тебя сбежал с твоим младшим сынком на чужбину”. – “Ну, коли так – ТЫ мой вечный гость, беру тебя в дом смотрителем за всеми припасами!” Старик бежит на пристань, нахлебник бежит в кладовую. Так и есть: вот Филополем, а вот Филократ – не воспользовался случаем бежать, а исполнил обещание и вернулся за товарищем. Видно, есть еще на свете дружба и благородство! “Ну, а ты, – обращается старик к беглому рабу, – если хочешь пощады, признавайся: что ты сделал с моим сынком?” – “Продал в рабство – отцу вот этого”. – “Как? так значит, Тиндар – мой сын!

А я его послал в каменоломню!” Тиндара немедленно освобождают, похитителя заковывают в его кандалы, Филополем обнимается с братом, Филократ на них любуется, и все хором обращаются к публике: “Мы комедию вам дали нравственную, зрители: Мало есть таких комедий, нравы улучшающих! Вот теперь и покажите, кто из вас награду дать Добродетели желают: те пускай похлопают!”

Вариант 2

Комедия Плавта “Пленники” является необыкновенной, как могла бы показаться читателю, на первый взгляд. Уже с первых страниц произведения, в прологе, актер твердит об этом. Он подготавливает читателя к неприятностям.

Ведь, читателю уже известно, какого героя подготовил Плавт. Однако, к его разочарованию, или наоборот, ни чего схожего с предыдущими произведениями данная комедия “Пленники” не имеет.

В этом произведении писатель не вводит образ сводника, хвастуна или распутницы. Здесь разворачиваются события, связанные с игрой судьбы, человеческих намерений и предпочтений, а также четко прослеживается благородство персонажей. Действия комедии происходят в Этолии. Известно, что любой пьесе должен быть прихлебатель, иначе это уже будет не пьеса.

Поэтому в начале пьесы “Пленники” господствует монолог с прихлебателем.

В произведении довольно большое количество имен, которые не сразу отлаживаются в памяти читателя, однако, этот факт не мешает понять смысл пьесы. Автор акцентирует внимание на войне, которая разыгралась между Этолией и Элидой. Не случайно, Плавт начинает свою пьесу с монолога прихлебателя, к которому читатель вскоре, начинает испытывать чувство жалости.

Для чего делает это писатель, читатель поймет дальше.

Прихлебатель Филополема предстает перед читателем в роли пленника. Снова у Плавта присутствует неразбериха в произведении, отослав в Элиду Филократа, не догадываясь, что это далеко не раб, а господин. Вот, так поворот событий. Казалось бы, знакомая ситуация читателю, но действия абсолютно разные, а значит финал не такой уж и очевидный. Между действиями писатель специально вставляет прихлебателя.

Ему кажется, что пустота должна быть заполнена. Что имел в виду автор, читатель вскоре поймет.

Конечно, пьеса “Пленники” заканчивается успешно. Тиндара освобождают, а виновника всего происходящего, похитителя, жестоко наказывают, заковав в кандалы. Филополем, его брат и Филократне могут нарадоваться и обращаются к публике с призывом оценить их выступление по достоинству.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Краткое содержание Пленники Плавт