Пленница
Марсель, измученный страстью и ревностью, заточил Альбертину в своей квартире. Когда ревность утихала, он понимал, что больше не любит свою подружку. На его взгляд, она сильно подурнела и в любом случае не могла открыть ему ничего нового. Когда же ревность вспыхивала вновь, любовь превращалась в муку.
Прежде Марселю казалось, что Гоморра находится в Бальбеке, но в Париже он убедился, что Гоморра расползлась по всему миру. Однажды Альбертина, не открывая глаз, нежно позвала Андре, и все подозрения Марселя ожили. Только спящая девушка вызывала у него прежний восторг – он любовался ею, как полотнами Эльстира, но одновременно терзался тем, что она ускользает в царство снов. Физическая близость удовлетворения не приносила, ибо Марсель жаждал обладать душой, которая никак не давалась в руки.
В сущности, эта. связь становилась тягост ным бременем: постоянный надзор требовал его присутствия, и он не мог осуществить свою давнюю мечту – съездить в Венецию. Но поцелуй Альбертины обладал такой же целительной силой, как мамин поцелуй в Комбре.
Марсель был убежден,
что девушка постоянно лжет ему – порой даже без повода. Например, она сказала, что виделась с Берготом в тот самый день, когда старый писатель умер. Бергот уже давно болел, почти не выходил из дома и принимал только самых близких друзей. Однажды ему попалась статья о картине Вермеера “Вид Дельфта” с описанием изумительной желтой стенки.
Бергот обожал Вермеера, но эту деталь не помнил. Он поехал на выставку, впился глазами в желтое пятно, и тут его настиг первый удар. Старик все же добрался до дивана, а затем сполз на пол – когда его подняли, он был мертв.
У особняка Германтов Марсель часто встречал барона де Шарлю и Мореля, которые ходили пить чай к Жюпьену. Скрипач влюбился в племянницу жилетника, и барон поощрял эту связь – ему казалось, что женатый Морель будет больше зависеть от его щедрот. Желая ввести фаворита в высшее общество, де Шарлю устроил прием у Вердюренов – скрипач должен был играть септет Вентейля, спасенный от забвения подругой его дочери, которая проделала титанический труд, разобравшись в закорючках покойного композитора.
Марсель слушал септет в немом благоговении: благодаря Вентейлю он открывал для себя неведомые миры – только искусство способно на такие прозрения.
Де Шарлю вел себя как хозяин, и его знатные гости не обращали никакого внимания на госпожу Вердюрен – лишь королева Неаполитанская обошлась с ней любезно из уважения к своему родственнику. Марсель знал, что Вердюрены настроили Мореля против барона, но не посмел вмешаться. Произошла безобразная сцена: Морель публично обвинил своего покровителя в попытке совратить его, и де Шарлю от изумления застыл в “позе испуганной нимфы”. Впрочем, королева Неаполитанская быстро поставила на место выскочек, посмевших оскорбить одного из Германтов.
А Марсель вернулся домой, полный злобы к Альбертине: теперь он понимал, почему девушка так просила отпустить ее к Вердюренам – в этом салоне она могла бы без помех встречаться с мадемуазель Вентейль и ее подругой.
Постоянные упреки Марселя привели к тому, что Альбертина трижды отказалась поцеловать его на ночь. Затем она вдруг смягчилась и нежно простилась со своим возлюбленным. Марсель заснул умиротворенный, ибо принял окончательное решение – завтра же он отправится в Венецию и избавится от Альбертины навсегда.
Наутро Франсуаза с нескрываемым удовольствием объявила хозяину, что мадемуазель собрала чемоданы и уехала.
Вариант 2
Марсель очень ревновал Альбертину. Чтобы лишить себя повода для ревности, он заточил возлюбленную в своей парижской квартире. Но такой решительный шаг не принес ему облегчения. Отношения по-прежнему были очень напряженными.
Марсель обладал телом Альбертины, но обладание ее душой было для него всего лишь далекой мечтой.
Молодой человек очень злился и ревновал, когда Альбертина во сне звала свою любимую Андре, в этот момент ревнивец хотел ударить девушку, но видя ее спокойный сон и ангельский лик, мгновенно успокаивался. Когда ревность немного утихала, Марсель понимал, что больше не любит Альбертину. Но новая волна страсти и ревности, на краткий миг, возрождала чувство любви.
Марсель винил Альбертину в том, что из нее он не мог вернуться в Венецию, но ее поцелуи отгоняли мысли о поездке.
Марсель был убежден в том, что Альбертина постоянно его обманывает. Особенно он злился, если ложь была без повода. Однажды она сказала, что встречалась с писателем Берготом в день его смерти.
Марсель часто видел барона де Шарлю в сопровождении Мореля у особняка Германтов (они ходили пить чай к Жюпьену). На одном из приемов, в поместье Неаполитанской королевы, Марсель и другие гости стали свидетелями гнусной сцены: Морель перед всем светским обществом обвинил барона де Шарлю (своего покровителя) в том, что он пытался совратить его.
Назревал серьезный конфликт, но королева Неаполитанская заступилась за представителя семейства Германтов, и моментально поставила на место скандалиста и провокатора Мореля. Марсель отправился домой, испытывая ненависть и презрение к Альбертине. По дороге он понял, почему его возлюбленная так упорно просила разрешить ее поехать в салон к Вердюренам – здесь она могла бы без помех встречаться с мадемуазель Вентейль и ее подругой.
Проснувшись однажды утром, Марсель был приятно поражен новостью о том, что Альбертина собрала чемоданы и ночью покинула его квартиру. Об этом, с нескрываемым удовольствием, ему сообщила Франсуаза.