Плач по двум нерожденным поэмам
Вопрос предназначения человека, который должен прожить жизнь, наполненную смыслом и делами по его таланту и уму – это вопрос, на который отвечали многие поколения философов с древнейших времен.
Яркий и талантливый Андрей Вознесенский смог обозначить проблему предназначения в достаточно небольшом стихотворении “Плач по двум нерожденным поэмам”. Для него, поэта – шестидесятника, ставить в своих произведениях самые серьезные социальные и личностные вопросы – самое обычное дело.
И вот одна из важнейших человеческих тем – тема растраты внутренних богатств личности. У каждого здорового человека есть масса возможностей для осуществления своего предназначения. Но не все используют эти шансы, причем не используют эти возможности по совершенно объективным причинам, а именно лености, малодушию, отсутствию по этим же причинам знаниям и духовных сил.
Как реквием упущенных возможностей, убитых в себе духовных познаний и стремлений, реквием всему неосуществленному и не родившемуся – это и есть “Плач по двум нерожденным
поэмам” Вознесенского.
Поэт жестко клеймит всех “духовных самоубийц”, тех, кто “саморастратил святые крупицы”.
Они сами виноваты в этом перед собой, и перед обществом.
Только труд, причем труд творческий способен развивать личность. Человек может реализовать свои способности и таланты на благо общества только путем трудовой деятельности. Творчество и только творчество – в любых областях жизни,- является оправданием человеческого бытия.
Вот главная мысль произведения, которую автор доносит до каждого читателя.
Ему по душе творцы – “люди упрямого нрава”. К людям поэт предъявляет высокие претензии, но строг он в первую очередь и к себе. Наверное, по этому, строки стихотворения звучат жестко, хлестко, по-боевому.
Все сочинение – это четко выраженная, прежде всего гражданская и человеческая позиция Вознесенского, которую он пронесет через все годы своей жизни и литературного творчества.