Петру
Для Цветаевой Москва всегда была как символ той патриархальной и старой Руси, в которой бушевало противостояние грубой, капризной царской силы. Петр Великий лишил город венца столицы. В период молодости Марина Цветаева открыто выражала свою неприязнь к личности Петра Великого. И она не могла простить его за подобное лишение.
Цветаева показала, что невозможно власти земной утвердиться над высшими силами: “Но выше вас, цари, колокола”.
В трактовке Цветаевой Петр претендует на власть над миром земным и миром свыше. Он словно служит дьяволу, строит на человеческой крови свою империю и новую ее столицу. И эти самым обрекает все на гибель.
В произведении сюжетные линии перекликаются с подобными себе из “Медного всадника” и “Миазма” Якова Полонского. Смысл таков, что пролитая кровь все равно о себе напомнит. Вот и империя Петра развалилась.
В произведениях многих поэтов-современников революции звучит тема Петра и его эпохи. У Сергея Есенина, в произведении “Песня о великом походе”, поставлены в ряды Красной Армии призраки погибших во время
строительства Петербурга мужиков. У Осипа Мандельштама падение Керенского описывается как наступивший конец пути России в Европу, связанный с именем Петра Великого. А Цветаева показывает революцию, как прямой результат правления ненавистного ей императора. Она выдвигает ему обвинения не только в том, что при его правлении пролилось невероятное количество крови, но и в том, что не малое ее количество прольется еще через двести лет.
И в завершении стихотворения звучит призыв автора покончить, наконец, с этим двухсотлетним ужасом.
Противостояние Силы Бога силе дьявола, та старая Русь пытается сопротивляться лавине обрушившегося на нее зла. Олицетворяет это сопротивление Цветаевой в образах царевны Софьи, боярыни Морозовой. Москва находится в образе древнерусской девы-мученицы, которая со всех сил пытается протестовать грозовому вихрю, сорвавшему с ее головы венец княжества.
Стихотворение “Москве” показывает читателю Петра открытым внешним врагом, который стоит наряду с Бонапартом и Самозванцем. Но тщетны все попытки. Гибнет Старая Русь.
Сиротеет главный ее символ.
В декабре 1917 года был создан автомобиль ВЧК, который сочетался с образом “черного ворона” – зловещей птицей. И, как совпадение, в произведении возникает именно этот образ. Многие поколения ассоциируют “черных воронов” (или, по-другому, “черных марусь”) с одними из самых мрачных символов той эпохи.
Эта аналогия описана в “Реквиема” Анны Ахматовой. Созданный Цветаевой поэтический образ стал суровой “прозой жизни”.
Марина Ивановна Цветаева, как и остальные поэты ее эпохи, так и не сумела убедить своих современников, что вся пролитая человеческая кровь в любом случае напомнит о себе в грядущем будущем. Миллионам россиян десятилетиями внушали, что ради “светлого будущего” можно дозволить все. Раздавленная тем жестоким временем, поэтесса покончила со свой жизнью.
А люди, только пройдя сквозь все те кошмары XX века, пришли к выводу, что от зла порождается только зло.