Парус
Знаменитое (можно сказать, программное) стихотворение Михаила Лермонтова “Парус” состоит всего из трех катренов-четверостиший, в которых опосредствованно переданы размышления и чувства лирического героя. Все оно – пример полного олицетворения, потому что сам герой остается “за кадром”.
Первые строки первого четверостишия – визуальная картинка. Белый одинокий парус виден даже не в море, а в голубом тумане. В нем обращены риторические вопросы: может быть, он что-то ищет в далекой стране и может быть, он кого-то покинул в родном краю.
Вторая строфа в первых двух строках продолжает рисовать зрительный образ. Вот уже и волны появились и хлещут, слышен свист ветра. И мачта белого паруса гнется, издавая скрипучие звуки.
На смену вопросам первой строфы приходят риторические восклицания-утверждения: парус не ищет счастья и бежит он тоже не от счастья.
Заключительные четыре строчки преподносят новую картинку: струя под парусом светлая и лазурная, солнце шлет ему приветливые золотые лучи. Далее стоит троеточие – это обозначение паузы для и размышления над вопросом (в нем-то и заключен смысл жизни лирического героя): почему же мятежен этот парус, почему он просит бури – разве в них он найдет покой.