Краткое содержание Овод Войнич

Овод
Часть первая

Девятнадцатилетний Артур Бертон много времени проводит со своим духовником Лоренцо Монтанелли, ректором семинарии. Артур боготворит padre (так он называет католического священника). Год назад умерла мать юноши, Глэдис.

Теперь Артур живет в Пизе со сводными братьями.

Юноша очень хорош собой: “Слишком уж все было в нем изящно, словно выточено: длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье; но гибкими движениями он напоминал прирученную пантеру – правда, без когтей”.

Артур доверяет наставнику свою тайну: он стал частью “Молодой Италии” и будет бороться за свободу этой страны с товарищами. Монтанелли чувствует беду, однако не может отговорить юношу от этой идеи.

В организации состоит и подруга детства Артура – Джемма Уоррен, Джим, как Бертон называет ее.

Монтанелли предлагают епископство, и он уезжает в Рим на несколько месяцев. В его отсутствие юноша на исповеди у нового ректора рассказывает о своей любви к девушке

и ревности к однопартийцу Болле.

Вскоре Артура арестовывают. Он коротает время в камере горячими молитвами. На допросах он не выдает товарищей. Артура отпускают, но от Джим он узнает, что в организации считают его виновным в аресте Боллы. Понимая, что священник нарушил тайну исповеди, Артур бессознательно подтверждает предательство.

Джим награждает его пощечиной, и юноша не успевает объясниться с нею.

Дома жена брата устраивает скандал и рассказывает Артуру, что его родной отец – Монтанелли. Юноша разбивает распятие и пишет предсмертную записку. Он бросает шляпу в реку и нелегально уплывает в Буэнос-Айрес.

Часть вторая. Тринадцать лет спустя

1846 год. Во Флоренции члены партии Мадзини обсуждают способы борьбы с властью. Доктор Риккардо предлагает просить помощи у Овода – Феличе Ривареса, политического сатирика.

Острое слово Ривареса в памфлетах – то, что нужно.

На вечере у партийца Грассини Джемма Болла, вдова Джованни Боллы, впервые видит Овода. “Он был смугл, как мулат, и, несмотря на хромоту, проворен, как кошка. Всем своим обликом он напоминал черного ягуара. Лоб и левая щека у него были обезображены длинным кривым шрамом – по-видимому, от удара саблей… когда он начинал заикаться, левую сторону лица подергивала нервная судорога”.

Овод дерзок и не считается с приличиями: он появился у Грассини со своей любовницей – танцовщицей Зитой Рени.

Во Флоренцию приезжает кардинал Монтанелли. Джемма видела его последний раз сразу после смерти Артура. Тогда, словно окаменев, сановник сказал девушке: “Успокойтесь, дитя мое, не вы убили Артура, а я. Я обманывал его и он узнал об этом”. В тот день padre упал на улице в припадке.

Синьора Болла вновь хочет увидеть Монтанелли и идет с Мартини к мосту, где будет ехать кардинал.

На этой прогулке они встречают Овода. Джемма в ужасе отшатывается от Ривареса: она увидела в нем Артура.

Риварес сильно заболевает. Его мучат тяжкие боли, члены партии по очереди дежурят у его постели. Зиту во время болезни он не подпускает к себе.

Выходя от него после дежурства, Мартини сталкивается с танцовщицей. Неожиданно она разражается упреками: “Ненавижу вас всех! Он позволяет вам сидеть около него всю ночь и давать ему лекарства, а я не смею даже посмотреть на него в дверную щелку!” Мартини ошарашен: “Эта женщина не на шутку любит его!”

Овод идет на поправку. Во время дежурства Джеммы он рассказывает ей, как в Южной Америке был избит кочергой пьяным матросом, о работе в цирке уродом, как сбежал в юности из дому. Сеньора Болла открывает ему свое горе: по ее вине погиб человек, “которого любила больше всех на свете”.

Джемма мучается сомнениями: а что, если Овод – это Артур? Столько совпадений… “А эти синие глаза и эти нервные пальцы?” Она пытается выяснить правду, показывая портрет десятилетнего Артура Оводу, но тот ничем не выдает себя.

Риварес просит синьору Болла использовать ее связи для переправки оружия в Папскую область. Она соглашается.

Зита осыпает Ривареса упреками: он никогда не любил ее. Человек, которого Феличе любит больше всего на свете – кардинал Монтанелли: “думаешь, я не заметила, каким взглядом ты провожал его коляску?” И Овод подтверждает это.

В Бризигелле он, переодевшись нищим, получает нужную записку от сообщников. Там Риваресу удается поговорить с Монтанелли. Видя, что рана padre не зажила, он готов открыться ему, но, вспомнив о своей боли, останавливается. “О, если бы он мог простить!

Если бы только он мог изгладить из памяти прошлое – пьяного матроса, сахарную плантацию, бродячий цирк! Какое страдание сравнишь с этим”.

Вернувшись, Овод узнает, что Зита ушла с табором и собирается выйти за цыгана.

Часть третья

Человек, занимавшийся перевозкой оружия, арестован. Овод решается ехать, чтобы исправить ситуацию. Перед его отъездом Джемма пытается в очередной раз добиться от него признания, но в этот момент входит Мартини.

В Бризигелле Ривареса арестовывают: в перестрелке Овод потерял самообладание, увидев Монтанелли. Полковник просит у кардинала согласия на военный суд, однако тот хочет видеть заключенного. При встрече Овод всячески оскорбляет кардинала.

Друзья организовывают побег для Овода. Но с ним случается новый приступ болезни, и уже оказавшись во дворе крепости, он теряет сознание. Его заковывают в кандалы и пристегивают ремнями.

Несмотря на уговоры врача, полковник отказывает Риваресу в опиуме.

Овод просит встречи с Монтанелли. Тот посещает тюрьму. Зная о тяжелой болезни заключенного, кардинал приходит в ужас от жестокого обращения с ним.

Овод не выдерживает и открывается padre. Сановник понимает, что его carino не утонул. Артур ставит Монтанелли перед выбором: либо он, либо бог. Кардинал покидает камеру. Овод кричит ему вслед: “Я не вынесу этого!

Рadre, вернитесь! Вернитесь!”

Кардинал дает согласие на военный суд. Солдаты, успевшие полюбить Овода, стреляют мимо. Наконец Риварес падает.

В этот момент во дворе появляется Монтанелли. Последние слова Артура обращены к кардиналу: “Рadre… ваш бог… удовлетворен?”

Друзья Овода узнают о его расстреле.

Во время праздничной службы Монтанелли видит кровь во всем: лучах солнца, розах, красных коврах. В своей речи он обвиняет прихожан в погибели сына, принесенного кардиналом в жертву ради них, как Господь принес в жертву Христа.

Джемма получает письмо от Овода, написанное перед казнью. Оно подтверждает, что Феличе Риварес – это Артур. “Она потеряла его. Опять потеряла!” Мартини приносит весть о кончине Монтанелли от сердечного приступа.

Вариант 2
І

Роман “Овод” начинается описанием жизни Артура Бертона – привлекательного молодого человека 19 лет. Он много общается со своим духовником и другом Лоренцо Монтанелли. Артур называет священника Padre и боготворит его.

В очередном разговоре Артур рассказывает наставнику о том, что вступил в “Молодую гвардию” и собирается вместе с подругой детства Джеммой Уоррен бороться за свободу Италии. Священник предчувствует беду, но не может переубедить молодого человека.

Монтанелли получает предложение стать епископом и на несколько месяцев уезжает в Рим. В это время Артур исповедуется новому ректору семинарии, рассказывая о своих чувствах к девушке и о том, как он ревнует ее к товарищу по партии Болле.

Очень скоро Артура заключают в тюрьму. Молодой человек не выдает однопартийцев на допросах. Однако после выхода на свободу он узнает от Джеммы, что члены “Молодой гвардии” винят его в аресте Боллы.

Юноша понимает, что его духовник нарушил тайну исповеди, и неосознанно подтверждает свое предательство, за что получает пощечину от подруги. У него так и не получается объяснить ей, что произошло на самом деле.

Дома во время скандала, устроенного женой брата, Артур узнает, что Монтанелли – его настоящий отец. Он разбивает распятие, инсценирует самоубийство и сбегает в Буэнос-Айрес.

II

События развиваются 13 лет спустя во Флоренции. При обсуждении членами партии Мадзини способов борьбы с властью доктор Риккардо вносит предложение заручиться помощью политического сатирика Феличе Ривареса, известного публике как Овод.

Джемма Болла, на тот момент уже являющаяся вдовой Джованни Боллы, впервые видит Овода на вечере у Грассини. Мужчина смугл, его лицо обезображено страшным шрамом, он хромает. Но, несмотря на это, он чрезвычайно дерзок и плюет на приличия, что подтверждает его появление с любовницей Зитой.

В город прибывает кардинал Монтанелли. В последний раз Джемма встречалась с ним после смерти Артура. Женщина хочет опять увидеть кардинала и вместе с Мартини отправляется к мосту, по которому должен проезжать Монтанелли.

Там они встречают Ривареса, и Джемма узнает в нем Артура.

Овод сильно заболевает, и члены партии ухаживают за ним. Джемма также дежурит у Ривареса. Он рассказывает ей о своей жизни, она – о том, что когда-то она стала виновницей смерти человека, “которого любила больше всех на свете”. Женщина пытается выяснить, не ошибочно ли она думает, что Овод – это Артур.

Но он ничем себя не выдает.

Риварес уговаривает синьору Болла помочь с перевозкой оружия в Папскую область. Зита обвиняет Овода в том, что он ее не любит, а единственный человек, которого он ценит – это кардинал Монтанелли. Риварес не опровергает ее слова.

Встретиться с padre у него получается в Бризигелле. Видя, что священник все еще страдает из-за Артура, он чуть ли не открывает ему свою личность, но останавливается, вспомнив о той боли, которую ему пришлось испытать.

По возвращении Риваресу сообщают, что Зита собирается выйти замуж за цыгана и ушла с табором.

III

Человека, который перевозил оружие, арестовали. Чтобы исправить ситуацию Овод отправляется к нему. Перед отъездом Джемма опять пытается добиться от него правды, но ей помешал приход Мартини.

После перестрелки в Бризигелле Овода арестовывают. Друзья пытались вызволить Ривареса, однако во время побега с ним случается приступ болезни, и он теряет сознание. Мужчину заковывают и отказываются давать обезболивающее.

Риварес просит о встрече с Монтанелли. Он открывается Padre. Кардинал хочет помочь своему carino, но Артур согласен принять его помощь, если только тот откажется от религии и сана.

Монтанелли не может этого сделать и соглашается на военный суд.

Овода расстреливают. Его последние слова: “Padre… ваш бог… удовлетворен?”

Джемма получает от Овода письмо, которое тот написал перед казнью, подтверждающее, что он – Артур. “Опять потеряла!”

Монтанелли умирает от сердечного приступа после полубезумной и страстной проповеди, в которой оплакивает себя и своего сына.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Краткое содержание Овод Войнич