Краткое содержание Оды Ломоносов

Оды

Первая ода Ломоносова – “На взятие Хотина” (1739) – посвящена победе над турками. Турецкое войско одержимо адской злобой: “Не ад ли тяжки узы рвет и челюсти разинуть хочет?”. Но россы горят любовью к отечеству и императрице, и потому “чтоб орлов сдержать полет, таких препон на свете нет”. Посрамленные турки стыдятся самого солнца. Представляется видение Иоанна Грозного и Петра Великого: они гордятся, что Анна Иоанновна продолжает их дело.

Поэт призывает турок положиться на великодушие победительницы, но саму злобную Турцию ничто не спасет: “Дамаск, Каир, Алепп сгорит; Обставят Росским флотом Крит; Ефрат в твоей крови смутится”. Россия же под Анниным покровом процветает от Вислы до Китая; враг не смеет топтать полей “с пшеницей, где покой насеян”; мирные пастухи поют песни про воинскую славу.

В оде на день рождения Ивана Антоновича (1741) младенец-император наследует славным предкам, совершая более дивный подвиг, чем Геракл: в колыбели он победил не змей, но злобного “гиганта” (Бирона), который хотел “превысить Вышню власть”. Полная

мифология российской истории разворачивается в одах, посвященных императрице Елисавете Петровне.

Россия хранима Богом. Хотя по временам Он насылает на нее Свой гнев, но затем переменяет его на милость: “Я в гневе Россам был Творец, Но ныне паки им Отец” (Ода 1742 г.). Бог, как и в прежних одах, сокрушает злобу, разрушая умыслы врагов России (там же и в других местах). К Нему возносится молитва: “Для толь великих стран покою, Для счастья множества веков, Поставь как Солнце пред Тобою И как Луну престол Петров”. (Ода на рождение Павла Петровича)

Великие герои и героини среди российских правителей были с древности и теперь сияют “превыше звезд” (Ода 1752 г.). Особенно велико было дело царя Алексея: он победил поляков и татар, “он суд и правду положил” (Ода на рождение Павла Петровича). Но ничто не сравнится с деяниями Великого Петра: “Зиждитель мира… послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века” (Ода 1747 г.). Петр уподобляется Спасителю (а мать его, в подражание Матери Божией, называется “в женах благословенна” – Ода 1752 г.). Он извлек Россию из мрака невежества, даровав ей новую жизнь.

Он поразил врагов – “войнами укротил войны” (Ода 1761 г.); он устроил флот и отправил на Восток “Росских Колумбов”; при нем “божественны науки в Россию простирали руки” (Ода 1747 г.). Супруга Петра продолжила его дела: “Если б жизнь ея продлилась, давно б Секвана постыдилась своим искусством пред Невой” (там же). Последующие годы – вновь годы мрака, от которых Бог избавил Россию, возведя на трон Елизавету Петровну, “Петрову дщерь”, “возлюбленную Тишину” (значение имени Елизавета): “Взглянул в Россию кротким оком, И видя в мраке ту глубоком, Со властью рек: да будет свет.

И бысть. О твари обладатель! Ты паки света нам создатель, Что взвел на трон Елисавет”. (Ода 1746 г.)

Тишина при Елисавете нерушима: она сама своих “градов ограда” (Ода 1747 г.); она пресекает войну, не обнажив меча, и при ней “Марс кровавый не дерзает руки своей простерт к нам” (Ода 1748 г.). Петровой дщерью Россия светло процветает (Ода 1752 г.). Огромны ее пространства: Российская держава “простирает ноги” к Китайской стене и “опирается локтем” на Кавказ (Ода 1748 г.). На всем этом пространстве изливаются монаршие щедроты. Земледельцы мирно собирают земные плоды. “Сокровищ полны корабли дерзают в море” за Тишиной (Ода 1747 г.).

Воздвигаются строения, несравнимые с древними пирамидами и Семирамидиными садами: те “воздвигали человеки – здесь зиждет само божество”. Музы радостно прославляют монархиню и ее дела (Ода 1750 г.).

Но главное благодеяние божественной Тишины – покровительство наукам (Оды 1747 и 1750 гг.). От наук Россия должна ожидать множество добра. Науками будут открыты потаенные богатства земли, сокровища, “какими хвалится Индия”. Будут исследованы необозримые северные земли.

Новые “Российские Колумбы” пройдут через ледяные моря и возвестят о щедрости Елизаветы неведомым народам в сказочных теплых странах. Огромные богатства проистекут из Уральских гор. Механика пророет каналы и осушит болота; химия “в земное недро… проникнет взора остротой”, география покажет Елисавете города и села, блаженные в ее подданстве; “наука легких метеоров” избавит от всех тревог земледельцев и мореплавателей.

Чтобы не иссякло благоденствие России, Бог продолжает Петрово потомство. Бракосочетание великих князей Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны – повторение прежде бывшего союза “К утехе Росскаго народа Петра с Екатериной вновь Счетает счастье и порода, Пригожсгво, младость и любовь”. (Ода на бракосочетание…)

Когда рождается Павел Петрович, Петр Великий “в правнуке своем дыхает и род в нем восставляет свой”. Поэт обращается к новорожденному: “Велики суть дела Петровы, но многие еще готовы тебе остались напреди” (Ода на рождение Павла Петровича). В будущем же от рода российских царей “родились бы Петры Велики, чтоб просветить всех смертных род” (Ода… на рождение Анны Петровны).

Постоянный предмет человеческого удивления – природа. Человеку неведомо, как Бог “в стройном чине” сотворил ее, зажег светила, “море удержал брегами”, создал, многообразие животных и чудовищ (“Ода, избранная из Иова”). Чем ближе мы рассматриваем природу, тем больше поражаемся: приблизившись к солнцу, увидели бы, как “огненны валы стремятся и не находят берегов” (“Утреннее размышление…”); ночью можем видеть, как “с полночных стран встает заря”, и не можем объяснить это явление (“Вечернее размышление…”).

Неудивительно, что одушевленная природа разделяет все радостные события в жизни России: “Брега Невы руками плещут, Брега Ботнийских вод трепещут” (Ода 1742 г.).

Одним словом, Ломоносов – поэт, в самозабвенном восторге поющий величие Бога в природе и истории.

Использованы следующие оды М. В. Ломоносова (слово “ода” в заглавии опускается):

Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина (1739). На праздник рождения Императора Иоанна III (1741). На прибытие Елисаветы Петровны из Москвы (1742). Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (ок.

1743, напечатано в 1748). На день брачного сочетания Петра Феодоровича и Екатерины Алексеевны (1745). На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны (1746, 1747, 1748, 1752, 1761). За милость, оказанную в Царском Селе (1750). Выбранная из Иова; Утреннее размышление о Божием величестве (напечатаны в 1751).

На рожденье великого князя Павла Петровича (1754). На день рождения… Елисаветы Петровны и на рождение великой княжны Анны Петровны (1757).

Вариант 2

Свою первую оду Михаил Васильевич Ломоносов написал в 1739 году. Она называется “На взятие Хотина”, где автор описывает победу русских над турками. Войско врагов очень озлоблены, но россы очень сильно питают любовь к своей земле и императрице. Поэтому они не видят никаких преград, чтобы победить над войском турок.

Враги начинают стыдиться даже солнца. В оде написано о видение Иоанна Грозного и Петра Великого, в котором они радуются, что Анна Иоанновна продолжает заниматься их делом. Поэт в оде призывает турок, чтобы те положились на великодушие победившей императрицы. Но Турцию уже ничего не спасает. Флота России захватывают Дамаск, Каир, Аир и Крит.

Росские земли процветают под руководством императрицы Анны, а мирные жители поют о славе героях.

Следующую свою оду, поэт написал на день рождения Ивана Антоновича в 1741 году. Младенец, становится императором, совершая странный поступок, чем Геракл. Он в своей колыбели побеждает Бирона (злобного “гиганта”).

Император также хочет “превысить Вышню власть”.

Всю мифологию истории России поэт пишет в одах, которые посвященные императрице Елисавете Петровне (1742 год). Поэт также пишет в одах, как сначала Бог хранит Россию, а потом посылает ей испытания. Также Ломоносов описывает разные подвиги правителей России, которые помнятся до сих пор.

Одним из них был царь Алексей, который победил поляков и татар (Ода “… на рождение Павла Петровича”). Но все помнят и Великого Петра, который извлек Россию из невежества. Он подарил россиянам новую жизнь.

При Великом Петре прекратились войны, открылись дороги к новым божественным наукам и его флота изучали земли Востока. Его прозвали Спасителем, а его мать считалась Матерью Божией. После смерти Петра, его делом стала заниматься жена.

Для России снова наступили плохие времена. Вскоре чего Бог снова послал милостыню и возвел на трон Елизавету Петровну (Ода 1746 года). Она была хорошей правительницей и защитницей своей земли. Российские земли процветают, а границы их достигли Китайской стены и Кавказа.

Также отстраиваются величайшие постройки, а землевладельцы всегда собирают богатый урожай. Но самым главным ее величием было покровительство наукам (Оды 1747 и 1750 годов). Она считала, что наука должна принести процветание России.

С ее помощью россияне откроют новые земли севера и богатства земли, создадут различные механические машины и о Елизавете узнает весь мир.

Чтобы Россия и дальше процветала, Бог продолжил Петрово потомство. Поэт в оде на бракосочетании пишет о союзе между двумя великими князьями Петром Федоровичем и Екатериной Алексеевной. После рождается Павел Петрович, который был правнуком Петра Великого.

Ломоносов обращается к малышу: “Велики суть дела Петровы, но многие еще готовы тебе остались напреди” (из оды на рождение Павла Петровича). В дальнейшем же от рода царей “родились бы Петры Велики, чтоб просветить всех смертных род” (Ода ” …на рождение Анны Петровны”).

Автор пишет в своих одах о красоте и величии природы: “Берега Невы плещут руками, Брега Ботнийских вод трепещут”. Рассуждает о том, как Бог создавал землю, солнце, животных и чудовищ. Природа обладает душой и резонирует вместе с радостными событиями России.

Ломоносов был поэтом, который воспевал величие России, ее природу и роль Бога в ее истории.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Краткое содержание Оды Ломоносов