Облака
В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За свою философию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили именно за то, что он слишком многое ставил под сомнение, разлагал (будто бы) нравы и этим ослаблял государство. Но до этого было пока еще далеко: сперва его только вывели в комедии.
При этом приписали ему и такое, чего он никогда не говорил и не думал и против чего сам спорил: на то и комедия.
Комедия называлась “Облака”, и хор ее состоял из Облаков – развевающиеся покрывала и почему-то длинные носы. Почему “Облака”? Потому что философы раньше всего стали задумываться, из чего состоит все разнообразное множество предметов вокруг нас.
Может быть, из воды, которая бывает и жидкой, и твердой, и газообразной? или из огня, который все время движется и меняется? или из какой-то “неопределенности”? Тогда почему бы не из облаков, которые каждую минуту меняют очертания? Стало быть, Облака – это и есть новые боги новых философов. К Сократу это отношения не имело: он как раз мало интересовался происхождением мироздания, а больше –
человеческими поступками, хорошими и дурными.
Но комедии это было все равно.
Человеческие поступки – тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали, а смолоду твердо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо.
Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан комедию “Облака”.
Живет в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щеголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как блохи. Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду – неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов?
И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.
Вот дом Сократа, на нем вывеска: “Мыслильня”. Ученик Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула?
Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными. Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этими шажками вымерить прыжок. Или вот еще: жужжит комар гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. А это что такое?
Географическая карта: вон посмотри, этот кружок – Афины. “Нипочем не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно”.
Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звездам. “Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!” – “Какими богами? у нас боги новые – Облака”. – “А Зевс?” – “Зачем Зевс?
В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь”. – “Как это – гром?” – “А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром”. – “А кто же наказывает грешников?” – “Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то, и такому-то, – а они ходят себе живехоньки!” – “Как же с ними быть?” – “А язык на что? Научись переспоривать – вот и сам их накажешь.
Вихрь, Облака и Язык – вот наша священная троица!” Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.
Так как же отделаться от кредиторов? “Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву”. Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? “А вот посмотри”. Начинается главный спор, На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает. “Где на свете ты видел правду?” – “у всевышних богов!” – “Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?” – “И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели ученые беседы”. – “Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьешься, будь нахалом – и победишь! Иное у людей – по природе, иное – по уговору; что по природе – то выше!
Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой – говори: я – как Зевс, сплю со всеми, кто понравится!” Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь – Кривда и впрямь сильнее Правды.
Стрепсиад с сыном радехоньки. Приходит кредитор: “Плати долг!” Стрепсиад ему клянется: “Видит Зевс, ни гроша я у тебя не брал!” – “Ужо разразит тебя Зевс!” – “Ужо защитят Облака!” Приходит второй кредитор. “Плати проценты!” – “А что такое проценты?” – “Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати с приростом!” – “Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?” – “Нет, куда же ему прирастать!” – “Тогда с какой же стати и деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь!” Кредиторы с проклятиями убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: “Берегись, близка расплата!”
Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: “Нет такого закона – отцов колотить!” А сын приговаривает: “Захотим – возьмем и заведем! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе – почему нет?” Тут только старик понимает, в какую попал беду.
Он взывает к Облакам: “Куда вы завлекли меня?” Облака отвечают: “А помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!” Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом – поджигать его “мыслильню”. Вопли, огонь, дым, и комедии конец.
Вариант 2
Действие комедии “Облака” начинается в доме крестьянина Стрепсиада. Пересматривая хозяйственные книги, он жалуется на сына-бездельника Фидиппида, проклинает день, когда женился на его матери, ведь именно она родила и воспитала ему ребенка, который наделал таких неоплатных долгов. Пытаясь найти способ от них избавиться, Стрепсиад уговаривает Фидиппида пойти в школу к знаменитому философу Сократу, который учит обманывать людей, делать изо лжи правду, а из правды – ложь, и проповедует новую философию.
Но сын отказывается, и Стрепсиад сам идет поступать на учебу.
Возле “мыслильни” Сократа он разговаривает с одним из его учеников, который рассказывает о последних “научных открытиях” философа: комарином жужжании задницей, измерении прыжка блохи и т. п.
Оказавшись в помещении школы, Стрепсиад увидел Сократа, который качался в гамаке, ведь, как ему объяснили, нельзя понять тайны воздуха, находясь на земле. Крестьянин просит философа научить его “той речи, с которою долгов не платят”. Сократ соглашается и предлагает мужчине пообщаться с Облаками, которых считает новыми богами, на замену Зевсу и другим.
Он объясняет, что не существует ни правил достойного поведения, ни морали, а главней всего Облака, которые сами создают дождь, гром и молнию, Вихрь, что всем управляет, и Язык, позволяющий всех переспорить.
Стрепсиад восхищается новой наукой и надеется, что она поможет ему избавиться от кредиторов. Но со временем Сократ решает, что крестьянин слишком глуп, чтобы понять его умные мысли, и выгоняет “глупейшего старикашку” из своей “мыслильни”.
Тогда, по совету корифея хора Облаков, Стрепсиад все-таки убеждает сына учиться у Сократа. Они приходят к школе, где Сократ, чтобы доказать правильность своих учений, устраивает перед ними поединок между Правдой и Кривдой. Правда рассказывает о былых временах, когда в городе люди были скромными, занимались спортом, а не ходили по развратным баням, и осуждает современное поколение, которое осталось без чести. Кривда же с помощью обмана и словесных уверток высмеивает Правду, доказывает, что бесчестных людей больше, и выигрывает спор.
Окончив курс обучения, Фидиппид уверяет отца, что теперь сможет переубедить любого заимодавца и выиграть все тяжбы.
Когда в дом к Стрепсиаду приходит кредитор, он, наученный Сократом, только издевается над ним, высмеивает и отказывается отдавать долг “безмозглому дурню”. Так же он поступает и со следующим заимодавцем. Крестьянин рад своей победе, но в это время хор Облаков говорит, что “близка расплата”.
И она приходит с совсем неожиданной стороны. Поссорившись с отцом из-за стихов Еврипида, Фидиппидизбивает его, приговаривая, что хоть и раньше нельзя было бить родителей, но “почему теперь нельзя ввести обычай новый”. Поняв, как был неправ на счет суждений Сократа и в какую беду попал, Стрепсиад поджигает “мыслильню”.