Ночь
Стихотворение “Ночь” можно воспринимать как философскую лирику. Александр Блок написал его, будучи в Петербурге, в октябре 1912 года. В нем просматривается дисгармония поэта с окружающим миром, отсутствие творческих взлетов и свершений. Это стихотворение можно считать одним из наиболее трагических и безнадежных творений автора.
Произведение входит в поэму “Пляски смерти”.
Стихотворение довольно мрачное. Автор описывает замкнутый круг бытия, из которого невозможно вырваться. Образы, которые идут один за другим образуют кольцевую последовательность. В ней просматривается тоска и чувство обреченности автора, с невозможностью что-то изменить. В мыслях душевная усталость и смута.
Исследователи стихотворения отмечают, что автор обозначает фонарь не как источник света, чего-то нового и яркого, а как бессмысленный тусклый огонек. Это нехарактерно для поэтической традиции. Принято сопоставлять свет и тьму, как ярких представителей противоположностей. Пространство ограничено, очерчено улицей, движения на которой не происходит, время медленное, а то
и вовсе стоит на месте. Стихотворение делится на две части.
Первая посвящена жизни, живому, а вторая – смерти, концу. Но душевное настроение героя произведения, не в состоянии отличить одно от другого, для него эти понятия тождественны. Здесь говорится, что даже после смерти и воплощения души в новом обличии перемен не будет, и образы снова и снова будут являться, надоедая своей периодичностью.
Все повторяется – смерть – и все с начала начнется. Никаких мечтаний и надежд на изменения повторяющегося сценария. Последним словом стихотворения стало слово “фонарь”. В этом применении он символизирует не робкую надежду, а подводит черту под безвыходностью, в которой заключен герой. Строгость этого слова придает всей строфе жесткость, и ставит за собой точку.
Точка, как символ конца и бесспорности произнесенным словам. Итог подведен, за ним не стоит искать ничего иного. Все завершится тем, чем началось.