На дне
Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое – социально-бытовое и второе – философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь.
В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.
Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (54 года) и его жене Василисе Карповне (26 лет), живут, по определению автора, “бывшие люди”, т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 года), Бубнов (45 лет), Барон (33 года), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы.
Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают).
Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) – полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон – бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки.
Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается “на дно”.
В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков.
Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: “Эх…
Испортил песню… дурак!” Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские “правды”: Луки и Сатина. Ночлежка – своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: “А что же дальше” и “А ниточки-то гнилые…” Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям.
Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? “С голоду сдохнут…” – отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин – своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором “Бог умер” (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто.
Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать.
В противном случае человек не выдержит “правды” и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера).
Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят.
Но Сатин в чем-то приемлет “правду” Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания.
Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания – в нем одном. Другого смысла (например, христианского) – нет. “Человек – это звучит гордо!” “Все в человеке, все для человека”.
Вариант 2
В пьесе стремительно развиваются две параллели: социально-бытовая и философская. Михаил Иванович Костылев и его жена Василиса являются владельцами ночлежного дома. Обитатели ночлежки – это разные по характеру и мировоззрению люди, но их объединяет одно – бедность!
Итак, здесь проживают: Актер и Сатин, Барон, молодая проститутка по имени Настя, двадцативосьмилетний вор Васька, слесарь Клещ со своей женой Анной, Алешка, Татарин, Кривой Зоб, Бубнов, Медведев (дядя Василисы) и Квашня – простая торговка пельменями.
Отношения между обитателями довольно сложные. Ссоры и драки здесь происходят регулярно. Василиса влюбилась в вора Ваську. Чувство настолько затмило ей разум, что женщина уговаривает вора убить ее мужа. Помимо любви женщиной движет корысть.
Ведь, смерть мужа сделает ее единоличной хозяйкой всего. (Во второй части пьесы так и происходит: драка между молодым вором и Костылевым заканчивается трагично – Михаил Иванович погибает). Сам Васька ответных чувств к коварной хозяйке дома не испытывает, его сердце покорила молодая девушка Наталья – сестра Василисы. Ревность оказывается сильнее родственных чувств, и Василиса безжалостно избивает сестру.
Актер и Сатин – неисправимые пьяницы и картежники. Барон, ранее был состоятельным человеком, а сейчас самый жалкий постоялец в этой ночлежке. Свое богатство он прокрутил и теперь перебивается с хлеба на воду, работать не умеет и не хочет!
Клещ пытается хоть как-то заработать. Его жена Анна, уже длительное время, мучительно болеет. Денег на лекарства нет.
Слесарь всеми силами пытается достать деньги на лекарства, чтобы спасти ее, но Анна все-таки умирает. Смерть жены подкосила слесаря, ему больше не за что держаться и он полностью опускается “на дно”.
Жизнь в доме идет по накатанной. Пьянки и скандалы в самом разгаре, и тут появляется странник Лука. Это весьма странная особа: он всем раздает обещания о прекрасном будущем, обнадеживает людей. Анне он предрекает светлую жизнь в загробном мире, Актеру повествует о лечебнице, в которой, абсолютно, бесплатно лечат от алкоголизма, Ваське и Наташе, вообще, настоятельно, советует покинуть этот дом.
Это все хорошо, только в самый ответственный момент Лука просто сбегает! Актер не может справиться с разочарованием и совершает самоубийство.
Автор этой пьесы показывает людям две правды, которые столкнулись между собой. Правда Луки и правда Сатина. Лука считает, что человека нужно жалеть и утешать, всеми правдами и неправдами пробуждать интерес к жизни.
В этой бренной жизни, он не только странник и утешитель людских сердец, но еще и философ. Сатин же – простой человек, утративший веру в Бога, да и в саму жизнь и не понимающий цель людского существования. Смысл миро воздания, по мнению Сатина – только в человеке, другого смысла нет и быть не может, христианский – он так же категорически отрицает.
Эти две правды переплетаются между собой. Лука и Сатин много беседуют, часто спорят. Иногда Сатин понимает, что все-таки Лука в чем-то прав, но полностью от своих убеждений отказаться не может.