Мотив дороги
Василий Павлович Аксенов – известный советский писатель второй половины 20-го века.
Одним из важных мотивов произведений автора есть дорога, путешествие, поездка персонажа. В творчестве он использует очень важную для себя метафору жизни человека как дороги с внезапными встречами, непредвиденными метаморфозами и неожиданными поворотами.
Первая серьезная повесть Аксенова “Коллеги” воплощает идею паломничества. Окончив Ленинградский мединститут, Александр Зеленин едет работать по распределению в деревню на севере. Его коллеги-друзья Владислав Карпов и Алексей Максимов становятся судовыми докторами. Мотив дороги постоянно присутствует в тексте. Например, предок главного героя – путешественник.
Кроме того, внутренние терзания, душевные переживания и жизненные решения происходят во время ночных прогулок по Ленинграду, путешествий по тайге, поездок в гости друг к другу. В повести также присутствует пародия на социалистический реализм, потому что автор описывает “путь к светлому будущему”. Комизм ситуации, что этот путь находится
не в центре, а в глубинках страны или и в морских круизах.
Во второй повести “Звездный билет” главным становится мотив побега. Дима Денисов вместе с друзьями едет путешествовать. Для них это возможность сбежать от жизненных реалий – вступления в высшее учебное заведение и устройства на роботу.
В пути разворачиваются события рассказа “Победа”. Герои коротают время езды в поезде за игрой в шахматы.
Важным этапом для становления романа-путешествия как жанра было написание повести “Затоваренная бочкотара”. Здесь все путешественники равноправны. Все они волей случая стали попутчиками в грузовике Володи Телескопова.
Неожиданно по пути пассажиры начинают любить “затоваренную бочкотару”, которую водитель должен привезти в районный центр.
Трилогия “Московская сага” известна тем, что писатель проводит своих персонажей дорогой традиции модернизма, но и пародии соцреализма. Внезапно она сворачивает к русской классике и к ее канонам, утверждая их в исторической перспективе.