Краткое содержание Московский роман Иванов

Московский роман

Вы, наверное, помните этот год: ломали храм Христа Спасителя. Для обывателя это было пострашнее, чем октябрьский переворот. Тогда, перед началом романа, автор задумал написать комментарии, но в ту пору у него родился большеголовый мальчик, названный Вячеславом…

Простите, можно начать по существу? В клинику, где работает Матвей Иванович Андрейшин, величавый двадцатисемилетний психиатр, и Егор Егорыч, секретарь большого человека, попадают внезапно заболевшие ювелиры, братья Юрьевы. В их мастерской случилась кража, а вскоре поползли слухи о пропаже золотой короны, заказанной якобы неизвестным агентом для американского императора.

Наблюдая за больными, доктор Андрейшин приходит к убеждению, что причина их помешательства – в безответной любви. Единственный след незнакомки – пуговица мастерской С. Мурфиной – приводит его к Сусанне, дочери бывшей владелицы. Доктор влюбляется в эту блондинку с узким, красивым лицом.

Он уверен, что должен “предотвратить развал человека” и сможет исцелить одной фразой и ювелиров, и Сусанну, и весь дом,

где она живет.

Так Матвей Иванович и Егор Егорыч, которые собирались на съезд криминологов в Берлин, оказываются возле дома № 42. Здесь они сталкиваются с приехавшим с Урала вербовать рабочих на литейное производство Леоном Ионовичем Черпановым. Объявив себя врачом “ухогорлоносом” с периферии, Андрейшин выражает желание заключить договор и временно поселиться в этом доме.

Черпанову ничего не остается, как принять первых работников и ввести их внутрь коммунального жилья, оборудованного в постройке московского ампира.

На кухне ревели двадцать хозяек, рыкали полсотни примусов. Черпанов расположился в ванной. Верхний этаж с колоннами занимало семейство Жаворонкова, бывшего церковного старосты, а ныне мороженщика с профсоюзным билетом.

Все знали, что он “публично мороженым торговал, а втайне строительным делом орудовал” и, кроме того, вел ячейку безбожников. На первом этаже жили Мурфины – мать, отец, дядя Савелий, двадцатилетняя Сусанна и ее старшая сестра Людмила, которая заслужила на обоих фронтах гражданской войны прозвище Былинка. О своих впечатлениях она пишет книгу “400 поражений”. Как и все занимаясь спекуляцией, Людмила повторяет: “Мы поклонники реализма Крупная партия овса дороже умения вдергивать нитку словесности в золотую иглу фантазии”.

Однако доктор считает, что только Сусанна “объединяет этот агрегат людей”, что она организовала болезнь ювелиров, но не находит доказательств.

Идет вторая декада, а доктор с Егор Егорычем все откладывают поездку в Берлин, наблюдают за жителями квартиры, за усилиями Черепанова создать пролетарское ядро для работы в Шадринске. Вот вербовщик приезжает на гвоздильный завод в качестве поэта, готового написать о лучшей бригаде. Он собирает деньги на званом вечере, выступает с призывами: “Помните, что нашему комбинату поручено в виде опыта перерабатывать не только руду, но и с такой же быстротой людей”.

Он требует от жителей дома вербовать родственников, например, 620 человек от Жаворонкова. “Шестьсот – я понимаю, а двадцать откуда?” – “Госразверстка… Они перерождаются там”. – “Чего ж, выхолостят их или как?” Черпанов обещает, что храм Христа Спасителя будет восстановлен на Урале. Дядя Савелий рассказывает о небывалом случае перерождения целого уральского города благодаря игре академических театров.

Во главе шествия идет доктор, но он не в силах удержать толпу, которая быстро рассеивается. Среди них нет Черепанова. Доктор называет его фиктивной фигурой, а Егор Егорыч вспоминает о трех исповедях Леона Ионовича. В первый раз тот сообщил, что родился в семье гимназического учителя, приехал в Россию вместе с братом из парижской эмиграции, а свою биографию создал посредством штемпелей.

Во второй раз он назвался сыном циркового фокусника Черпаневского, потомка старинного дворянского рода. Наконец он признается, что имел в Свердловске граверное заведение, унаследованное от отца, Константина Пудожгорского, делал печати спекулянтам. Клиенты прибрали его к рукам и заставили по документам Черпанова отправиться на поиски короны американского императора. Корона, по его словам, хранится у дяди Савелия и замаскирована под вагонную плевательницу.

Где-то в доме спрятана единственная улика, которая подтверждает, что корона существует. Это заграничный костюм таинственного агента, оставленный им при бегстве.

Напрасно и Черпанов, и доктор, и дядя Савелий искали костюм у Жаворонкова, – он оказался в сундуке у Людмилы: “брызнуло темно-зеленое сукно и золотые пуговицы с двуглавыми орлами”. Сюртук! Не успели выяснить, тот ли это костюм, как приезжают братья Лебедевы, недовольные вербовочной активностью Черпанова. Схватив сюртук, Черпанов бросается бежать, его преследуют Лебедевы, но исход погони неизвестен…

Вызванные дядей Савелием, появляются сотрудники милиции и увозят арестованных жителей дома. У опечатанной двери встречаются доктор Андрейшин, Егор Егорыч и братья Юрьевы. Ювелиры выздоровели: они не влюблены в Сусанну и не верят в корону американского императора.

Один лишь доктор надеется разбить легенду о короне, перевоспитать Сусанну и жениться на ней… “У-у-уходит жизнь, у-у-у…” – вспоминается отзвучавшая песня.

Вариант 2

В одной крупной Московской клинике работает молодой психиатр Матвей Иванович Андрейшин и секретарь Егор Егорыч. Работа их течет неторопливо, но один случай их по-настоящему заинтересовал: к ним поступила ювелиры – братья Юрьевы с признаками сильного помешательства. В их мастерской была совершена кража и по городу поползли слухи, что среди украденных вещей была корона американского императора, которую ювелирам заказал иностранный агент.

Андрейшин же в свою очередь подозревает, что помешательство ювелиров возникло по иной причине – от неразделенной любви к некой девушке Сусанне.

Андрейшин и Егор Егорыч начинают собственное расследование и поселяются в дом, где проживает девушка. Для этого у них есть все основания: в качестве медиков они завербовались к Леону Ионовичу Черпанову, который в столицу приехал с Урала и надеется набрать работников на литейное производство.

Доморощенные сыщики пристально наблюдают за всеми жителями дома, а их там оказалось предостаточно – жили они в типичной коммунальной квартире. В один из дней Егорыч обращает внимание Андрейшина на то, что Черепанов в разговоре с ним уже озвучил три истории своей жизни, каждая из которых диаметрально отличалась от предыдущей. Товарищи начинают подозревать в краже императорской короны именно Черепанова.

Доказать его причастность и сам факт существования этой короны они могут лишь одним способом: найдя костюм иностранного агенты, который тот, по слухам, оставил.

Результаты поисков их очень удивили, потому что костюм они обнаружили в сундуке у Людмилы – родной сестры Сусанны. Приехавшая милиция арестовала жителей дома, было начато расследование. Пока Андрейшим и Егорыч жили в коммуналке, ювелиры выздоровели, признались, что никаких чувств к Сусанне не испытывают и не верят даже в существование императорской короны.

Андрейшин сам пострадал: он влюбился в Сусанну и надеется в ближайшее время заняться ее перевоспитание, а затем жениться. Герой собирается идти в милицию и доказать абсурдность версии, что корону могли заказать в России.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Краткое содержание Московский роман Иванов