Монах с мешком пишет знак “терпение”
Во время проповеди Будды один из святых архатов предался суетным мечтаниям. За это полагались адские муки, но Будда милосердно отправил провинившегося на землю, чтобы тот возродился в человеческом облике. Теперь его зовут Лю Цзюньцзо, он нестоек в вере, может отклониться от праведного пути. Дабы наставить его, послан будда Милэ в образе Монаха с мешком. Кроме того, еще один вероучитель в облике человека по имени Лю Девятый отправлен для того, чтобы побудить Лю Цзюньцзо уйти в монастырь, воспринять учение Большой колесницы, отрешиться от вина, похоти, жадности и гнева.
Тогда исполнится срок его искуса.
Лю Цзюньцзо – самый богатый человек в городе, но отличается неимоверной скупостью. В холодный снежный день у ворот его дома замерзает голодный бедняк. Обычно не жалостливый богач, к собственному удивлению, проникается жалостью к несчастному, приглашает его в дом, обогревает и расспрашивает.
Обнаруживается, что незнакомец тоже носит фамилию Аю и тоже родом из Лояна. Лю Цзюньцзо предлагает бедняку побрататься и доверяет управление
своей закладной лавкой.
Проходит полгода. Принятый в семью богача младшим братом Лю Цзюньцзо исправно заменяет хозяина в закладной лавке: ссужает деньгами, собирает долги. В день рождения благодетеля он решает пригласить его на пир, но, зная скупость названого братца, уверяет, что все угощение и вино приподнесены родными, друзьями и соседями.
На даровое празднество Лю Цзюньцзо с радостью соглашается.
В это время появляется Монах с мешком. Он пытается убедить Лю Цзюньцзо в собственной святости, но тот не верит. Тогда Монах рисует ему на ладони иероглиф “терпение”. Это одна из заповедей буддизма, отвращающая от мирских помыслов. Однако терпение не входит в число добродетелей Лю.
Когда святой вероучитель в облике попрошайки Лю Девятого просит у него денег, он бьет его, и тот умирает. Богач в ужасе, что сделался убийцей. Младший брат обещает взять вину на себя. Тут возвращается Монах.
Он обещает вернуть убитого к жизни, если Лю Цзюньцзо, не сохранивший предписанного ему терпения, пойдет монастырь.
Лю соглашается, но потом просит разрешения жить монахом в хижине в саду за своим домом – ему жаль покидать жену и детишек. Все домашние дела он перепоручает побратиму. Сам он трижды в день ест постное и читает молитвы.
Однажды от собственного ребенка он узнает, что в его отсутствие жена что ни день пьет вино и милуется с названым братом. Затворника охватывает гнев. Он решает отомстить, тайком проникает в дом, но вместо ожидаемого любовника обнаруживает за пологом Монаха с мешком.
Монах велит Лю терпеть и требует, чтобы тот шел с ним в монастырь, поскольку не сумел жить дома монахом.
В монастыре он слушает наставления, но думы его постоянно возвращаются домой: он скучает без жены и детей, беспокоится об оставленном богатстве. Настоятель – бедный инок Динхуай – внушает, что терпение превыше всего. Необходимо очистить сердце, избавиться от желания и молиться. Но его проповедь не доходит до послушника.
К Цзюньцзо по воле наставника приходят его жена и дети. На каждом из них он видит знак “терпение”. Потом замечает монаха с двумя женщинами и двумя детьми. Настоятель уверяет, что это первая и вторая жены учителя. Лю Цзюньцзо в гневе покидает монастырь.
Он считает, что его обманули: говорили о святости, а сами преспокойно живут с женами.
Он отправляется домой, а дорогой заворачивает на кладбище навестить могилы предков. Кладбище выглядит непривычно разросшимся. Из разговора со стариком, которого он встречает возле родовых могил, выясняется, что Лю отсутствовал не три месяца, а сто лет. Старик – его внук. Сам Лю вовсе не постарел, и это заслуга Будды.
Тут появляется монах, от которого Цзюньцзо узнает, что в предыдущем рождении был архатом со святых небес, за прегрешения низвергнутым на землю. Вся его родня – тоже святые. Монах признается, что тоже не простой монах, а будда Милэ.
С молитвенным возгласом на устах Лю падает перед ним ниц.
Вариант 2
Святой архат во время проповеди предался суетным мечтаниям, за что Будда отправил его с небес на землю. Возродившийся в людском облике Лю Дзюньцзо не слишком почитал веру, был жаден, имел страсть к вину и женщинам. Для наставления провинившегося был послан буда Милэ в образе Монаха с мешком, а также Лю Девятый в человеческом облике, который должен был побудить Дзюньцзо уйти в монастырь.
Скупой Дзюньцзо, видя бедняка у ворот, неожиданно проникается жалостью. Он предлагает нищему побрататься и делает его управляющим в своей лавке. Названный брат исправно справляется с поручениями. Спустя полгода он приглашает жадного побратима на пир, уверяя, что угощения принесены родными и знакомыми.
Богач соглашается на дармовое застолье.
Перед Лю Дзюньцзо является Монах с мешком и говорит о святости Лю, но тот сомневается в себе. Монах рисует на его ладони иероглиф “терпение”, отвращающий от суетных помыслов. Но богач не соблюдает главную заповедь буддизма: он до смерти забивает попрошайку, которым притворился вероучитель Лю Девятый.
Монах ставит условие: он вернет к жизни убитого, если Дзюньцзо уйдет в монастырь.
Лю становится монахом, соблюдает каноны, но живет в собственном саду – не хочет покидать семью. Мирские дела ведет названый брат. Затворник подозревает жену в измене, но вместо любовника застает в доме Монаха.
Тот укоряет Лю в нетерпимости и уводит в монастырь.
Наставления не отвлекают Лю от дум о мирском. Бедный инок Динхуай втолковывает новичку: терпение выше всех добродетелей, но послушник не разделяет этой проповеди. Наставник разрешает повидаться с семьей.
Лю замечает у каждого из близких знак “терпения”. Спустя время внимание привлекает монах в сопровождении двух женщин и детей. Инок рассказывает, что это первая и вторая жены учителя.
Дзюньцзо оскорблен: послушникам внушают святость, а сами живут с женами.
Лю покидает монастырь и направляется домой. По пути заходит на кладбище, которое стало гораздо больше. Старик-сторож рассказывает Дзюньцзо, что за время его отсутствия прошло 100 лет.
Выясняется, сторож – внук Лю.
Появляется Монах с мешком, от которого Дзюньцзо узнает, что в прошлой жизни был архатом, низвергнутым на землю, и вся его родня – святые. Будда Милэ открывает свое истинное имя. Дзюньцзо с молитвой падает пред ним на колени.