Мисс Джин Броди в расцвете лет
Героини романа – шесть девочек-школьниц, объединившихся в “клан Броди” волей их любимой учительницы, мисс Джин Броди. Действие происходит в Эдинбурге в тридцатые годы. Мисс Броди ведет класс маленьких девочек начального отделения респектабельной частной школы. На одном из первых уроков истории мисс Броди рассказывает вместо лекции трагический сюжет своей первой любви – ее жених погиб на войне за неделю до перемирия, – чем трогает девочек до слез.
Так начинаются ее занятия по “Истине, Добру и Красоте” с помощью самых нетрадиционных методов. Отдавая себя воспитанию детей, она дарила им, по собственному любимому выражению, “плоды своего расцвета”.
Мисс Броди в пору своего расцвета, несмотря на нетрадиционные методы, вовсе не была исключительным явлением, или не совсем в своем уме. Ее уникальность состояла лишь в том, что она преподавала в столь консервативном учебном заведении. В тридцатые годы таких, как мисс Броди, были легионы: женщины от тридцати и старше, заполнявших свое обездоленное войной стародевическое
существование энергичною деятельностью в сфере искусства и социального обеспечения, просвещения и религии. Одни были феминистками и пропагандировали самые передовые идеи, другие ограничивались участием в женских комитетах и церковных собраниях.
Однако женщины первой категории не преподавали, конечно, в консервативных школах, там им было не место. Именно так считали коллеги мисс Броди. Но мисс Броди, окруженная избранными ею ученицами, “кланом Броди”, оставалась недоступной для интриг. “Непоколебима, как скала”, – восхищенно констатируют ее поклонницы, пока она гордо шествует по школьному коридору под презрительные приветствия своих более заурядных коллег.
Мисс Броди кажется необыкновенной, во всяком случае, в школьной обстановке. Она не красавица и совсем не молода, но в пору “своего расцвета” переживает вспышки подлинного очарования, и в такие мгновения необычайно хороша. Она также крайне привлекательна для мужчин и покоряет сердца двух единственных преподавателей мужчин в школе.
С началом расцвета мисс Броди проходит первые шаги поразительной духовной эволюции, изменяясь внутренне и внешне так же стремительно, как ее растущие воспитанницы. Пока девочки еще учатся под ее началом в младших классах, мисс Броди превращает уроки математики, английского или истории в своеобразные экскурсии во все области человеческой культуры, от эротики до фашизма: ее не знающая религиозных запретов страстная артистическая натура равно поклоняется и тому и другому, а между тем Джотто и Марии Стюарт.
Постепенно, незаметно для себя самой растет в ней рискованное убеждение в собственной безгрешности; за время своего расцвета она переступает границы любой этики и достигает действительно шокирующей степени безнравственности.
Но пока ее влияние на “клан Броди” безгранично. В него входят шесть девочек: Моника Дуглас, известная математическими способностями и дикими вспышками гнева, спортивная Юнис Гарднер, изящная Дженни Грей, тугодумка Мэри Макгрегор, Сэнди Стрэнджер с необычайно крохотными поросячьими глазками и прославившаяся впоследствии своей сексапильностью Роз Стэнли. Они растут под могучим духовным воздействием мисс Броди, их внутренняя жизнь целиком заполнена анализом наблюдений над своей учительницей. Однажды во время экскурсии мисс Броди объясняет девочкам что, собственно, значит для нее преподавание. Образовывая детей, она высвечивает качества, заложенные в них природой, от нее же требуют вкладывать в детей чужеродную им информацию.
Она убеждает “клан”, что, взрослея, каждая девочка должна найти и реализовать “свое призвание”, как она нашла свое в них.
Мисс Броди движется к пику своего расцвета; вместе с ней взрослеют и развиваются девочки. Ей кажется, что никто лучше ее не угадает истинного призвания детей, и прикладывает неистовые усилия, чтобы наставить девочек на единственно правильный, как ей кажется, путь.
Каждая из “клана Броди” проживает индивидуальную и неповторимую судьбу, совершенно отличную от призваний, задуманных мисс Броди. Ее посмертная роль в их взрослых жизнях оказывается намного тоньше и сложнее.
Трагичнее остальных удел Мэри Макгрегор, безответной дурехи для подруг и мисс Броди. Она погибает в двадцать три года в горящей гостинице и незадолго до смерти в грустную минуту решает, что самыми счастливыми минутами в ее короткой жизни были те, что она провела в компании мисс Броди и ее “клана”, пусть даже на правах тугодумки. Все девочки по-своему предают идеалы мисс Броди.
Незадолго до смерти от рака их наставницу выживают наконец из школы под предлогом проповеди фашизма детям. Мисс Броди и в самом деле почти наивно восхищалась порядком и дисциплиной в странах фашизма наравне с памятниками и фонтанами. И вот Сэнди Стрэнджер, ее доверенное лицо, уже на пороге выпуска подсказывает директрисе, главному недоброжелателю мисс Броди, придраться именно к политическим убеждениям и заставить мисс Броди подать в отставку.
Сэнди проходит самый сложный и противоречивый путь. К предательству ее подводит уверенность, что деятельность мисс Броди в конечном итоге пагубна для ее любимиц. Дело в том, что мисс Броди влюбляется в учителя рисования, Тедди Ллойда, многодетного католика. Понимая, что эта любовь неосуществима, она, как бы назло себе, вступает в связь с Гордоном Лойтером, преподавателем музыки. Однако, любя Тедди, она считает, что кто-то из девочек должен заменить ее и стать его любовницей.
Она вкладывает всю душу в этот дикий замысел, согласно которому Роз Стэнли, самая женственная из девочек, должна отдаться художнику вместо нее. Однако Роз совершенно равнодушна к Тедди, и его любовницей становится Сэнди. Истинной музой художника при этом была и остается мисс Броди, и с изумлением Сэнди видит, что, кого бы из девочек “клана” ни рисовал Тедди, в ней всегда проступали черты мисс Броди. Сэнди, обладая холодным, анализирующим умом психолога, не может смириться перед загадкой таинственного и мощного влияния на всех окружающих “забавной старой девы”. Вскоре выясняется, что одна из поклонниц мисс Броди, не принадлежащая к “клану”, поддается ее агитации и сбегает в Испанию воевать на стороне фашиста Франко.
Она гибнет по пути в поезде. Тогда, ужаснувшись, Сэнди выдает мисс Броди директрисе, и та намекает об этом мисс Броди. Мысль о предательстве подрывает неукротимый дух мисс Броди.
До самой смерти она не перестает мучить себя и окружающих бесплодными домыслами. На самом деле, как кажется Сэнди, весь “клан” предает мисс Броди, отрекшись от “призваний”. Мисс Броди видела в своих девочках “инстинкт и прозорливость”, достойные полной и бурной жизни.
Сэнди же после предательства уходит в монастырь, где несчастлива и разочарована. Роз Стэнли становится добродетельной женой, хотя в ней заложена новая Венера, “великая любовница”, по мнению мисс Броди. Но все они чувствуют, что обманули сами себя.
За годы дружбы с мисс Броди они настолько проникаются ее верой, что приобретают внутреннее духовное сходство с ней, которое верно уловил художник Тедди Ллойд в своих картинах.
Вариант 2
Роман “Мисс Джин Броди в расцвете лет” повествует о жизни шести девочек-школьниц и о их необычной учительнице – мисс Джин Броди.
Педагог мисс Броди работает в частной школе и учит детей начального отделения. Однажды на уроке она делится с девочками историей своей первой любви. Оказывается, что ее возлюбленный погиб во время войны и этот сюжет вызывает у учениц трогательные чувства.
Таким образом, Джин Броди приводит в действие использование нетрадиционных методов обучения.
Женщина посвятила воспитанию детей свою душу и подарила им “плоды своего расцвета”. Мисс Броди не являлась исключительным явлением в тридцатые годы. Женщин с подобным мировоззрением и способом восприятия окружающих было множество, но ее проблема состояла в том, что преподавала она в консервативной школе. Коллеги осуждали методики учительницы. Но Джин не поддавалась отрицательному отношению к себе.
Ее окружали любимые ученицы – “клан Броди”, в этом и заключалась ее сила.
Мисс Броди не являлась женщиной неземной красоты, и возраст у нее далеко не девичий, но она обладала таким очарованием, которое без труда покоряло сердца мужчин. Стрела Амура попала и к двум единственным школьным преподавателям мужского пола.
Период расцвета мисс Броди можно сравнивать с духовной эволюцией. Женщина меняется внешне и внутренне и растет вместе со своими воспитанницами. На ее занятиях девочки получают самые разнообразные уроки культуры.
Внезапно для всех Джин нарушает все допустимые границы этики и нравственности.
Девочки растут, подражая своей наставнице. Женщина пытается вложить в них силу и уверенность, помочь найти свое призвание в жизни. Но у каждой из девочек из клана складывается совершенно иная от надуманных призваний судьба.
Роль учительницы играет в их жизнях очень тонкую и сложную роль.
Мэри Макгрегор – одна из участниц клана, погибает в двадцать три года при пожаре, а перед смертью проводит анализ своей жизни и решает, что счастливее всего она была в период обучения у мисс Броди.
Каждая девочка нелепым образом предает созданные идеалы своего педагога. Перед смертью учительницу удается выжить из школы ненавистным коллегам. Делают они это с помощью предлога проповедей фашистских убеждений детям.
Но прежде мисс Броди проделывает целую любовную интригу, в которой были задействованы мужчины-преподаватели и некоторые девушки из ее клана. В результате череда разочарований и трагедий обрушилась на всех участников. Практически все девушки не получают от жизни истинного наслаждения, а скорее наоборот предают самих себя и убеждения мисс Броди.