Мир
Комедия “Мир”, подобно “Всадникам”, “Лисистрате” и “Ахарнянам”, является протестом Аристофана против затянувшейся Пелопонесской войны. В пьесе озвучены имена основных, по мнению автора, виновников кровопролитий: Гипербол – сын лампочника, демагог, завладевший властью в совете; Клеон – демагог, радикальный демократ, ранее разоблаченный Аристофаном в комедии “Всадники” (один из рабов в “Мире” указывает на то, что навозный жук есть намек на Клеона).
Власть олимпийских богов меркнет на фоне деятельности и уверенности в собственных силах одного человека.
Начинается комедия с переклички двух рабов, откармливающих навозного огромного жука лепешками из “сырья” и обращающихся к зрителям с негодованием: скотина воняет так, что хочется приобрести нос, не умеющий различать запахи! Оказывается, что жука привел взбесившийся хозяин – Тригей, который, проклиная богов за то, что они творят постоянные войны на земле, решается забраться на небо и потолковать с бессмертными об установлении мира. Первая попытка подняться по лестнице
оказалась неудачно – упал, ушиб голову.
И вот Тригей седлает жука-Пегаса, напоминая о том, что, согласно басням Эсопа, один лишь жук некогда сумел достигнуть небес. Слезливые уговоры дочек не могут остановить “миротворца”.
Комично изображен полет: Тригей то и дело кричит на жука, чтобы тот отвернулся от “запахов нужника”, запрещает людям оставлять “нужду” неприкрытой – “и тимьяна цветущего куст посади”.
Прилетев на Олимп, Тригей встречается с Гермесом (сторожем божеской утвари), который сначала всячески угрожает ему, но узнав, что Тригей будто привез ему “говядинки”, сменяет гнев на милость. Гермес рассказывает, что Зевс и другие боги удалились на край неба, так как устали от вечной жажды войны среди греков. Боги чуть установят мир, а даконцы, афиняне, спартанцы – знай себе – ищут причины для конфликта.
Богиню Мира – Ирину – коварный Полемос (покровитель войны) низверг в пещеру, а вход в нее заградил камнем.
Сам Полемос достал огромную ступку, в которой собирается истолочь в пыль все воюющие страны, но, к счастью, не находит подходящего толкача.
Тригей, увидев это, призывает весь люд – ремесленников, пахарей, поселенцев – объединиться и освободить Ирину. Но, собравшись, народ начинает безудержную пляску, крики, комичные танцы, мечтая о расчудесных мирных днях. Тригей, убеждающий, что радоваться рано, не может остановить веселье.
Вновь появляется Гермес, сулит смерть Тригею, ибо такую судьбу уготовил Зевс тому, кто попытается освободить Ирину. Тригей шутит, просит перед смертью какое-нибудь лакомство, призывает в помощь хор и рассказывает, что “Луна-Селена и мошенник Гелиос” – им поклоняются варвары – готовят заговор против богов. Тригей обещает праздненства в честь Гермеса и дарит ему золотой кувшин.
С помощью кувшина совершаются возлияния и призыв богов (кроме Ареса – бога войны). Тем, кто жаждет войны, желают страшных участей. Так, “подтупив” бога, Тригей заручается его поддержкой.
Все Города налегают на канат и пытаются сдвинуть с места камень, закрывающий пещеру, но ничего не получается – тянут не ладно, в разные стороны, смеются, ругаются. Отчаявшись, Тригей разгоняет Города, оставляя только хор земледельцев. Земледельцы вместе отодвигают камень и освобождают богинь Мира, Жатвы и Ярмарки.
Богиням воздается похвала, славятся их “мирные атрибуты” – блеянье овец, вьюны плюща, песни флейтистов и прочие утехи. Города начинают беседовать. Оружейники рвут волосы, мирные ремесла – радуются.
Тригей и хор призывают людей бросить оружие и выйти на работы в поле, трудиться ради прошлых радостей – чудесного вина, изюма, чернослива.
Гермес рассказывает о том, что виновниками долгого заточения Ирины были Фидий и Перикл, начавшие войну.
Далее следует беседа между Ириной и горожанами: о подкидыше Клеоне – трусе, “кожевнике”, стороннике распри, о Гиперболе, насильно завладевшем трибуной в собрании, о Софокле, готовом на все ради наживы, о мудреце Кратине, умершем в момент набега спартанцев.
Тригей восклицает, что боле греки никогда не расстанутся с богиней Мира.
Гермес за славные деяния отдает герою в жены Жатву (после раб пошутит: “Не дам я и полушки за богов теперь: Они, как мы здесь, сводниками сделались”).
Ярмарку Гермес велит отвести в собрание – там ей законное место.
Однако, собравшись спускаться, Тригей не находит жука – его забрал Зевс и запряг в колесницу, волочить молнии. Тригей спускается на землю с помощью богинь, тепло прощаясь с Гермесом.
Далее – парабаса (обращение к зрителям). В нем Аристофан “закамуфлировано” хвалит себя, считая, что сумел превзойти тех поэтов, какие смеются над “грязным рубищем”, изображают избиения рабов и глупые шутки других рабов по этому поводу. Воздается слава Музам, унижаются плохие поэты-трагики (Морсим, Меланфий и др.).
Тригей возвращается на землю, изрядно уставший – от дороги коленки ноют.
Раб омывает Жатву и приготовляет свадебный пир. Увидевши Ярмарку, он восклицает: “Не зад у ней, а праздничное шествие!” – Тригей, всячески расхвалив достоинства Ярмарки (“Взгляните, что за сладость вам вручается: Раздвинуть ножки стоит лишь немножечко, Для жертв местечко сразу приоткроется. А тут, глядите, кухня”) передает ее совету.
Далее довольному собой Тригею – избавителю народов, победителю Гипербола – воздается хвала, его обещают почитать первым после богов.
Радостный Тригей устраивает жертвоприношение в честь Ирины, говоря, что десять лет и три года греки не могли к прильнуть к Миру, просит богиню устроить рынок, где бы мирно встречались все народы. Корову зарезают не на алтаре – Ирина не терпит кровопролитий. Раб выносит часть туши из дома.
Неожиданно появляется Гиерокл – гадатель из Орея. Тригей и его рабы делают вид, что не замечают пришедшего. Гиерокл сообщает, что заключать мир еще рано, что это невозможно, “ежа никогда вам мягким не сделать” – война будет продолжаться. Однако Тригей отвергает все увещевания Гиерокла, веря в силу Ирины, запрещает ему отведать жаркого и вина, на что провидец реагирует комично – стремится силой урвать кусок жареного мяса.
Обвиненный в воровстве и обжорстве, горе-гадатель убегает от погоняющих его рабов.
Снова воздается слава мирной жизни. Тригей устраивает роскошную свадьбу, принимая подарки от кузнеца, горшечника, благодарящих его за мир и за возможность развивать торговлю.
Торговец оружием, напротив, обвиняет Тригея в разорении, но герой скупает у него султаны от шлемов, обещает сметать ими сор со стола. Тригей предлагает разные оружия превратить в предметы домашнего обихода (панцирь – в стульчик).
Тригей так же отучает сына Ламаха от военных песен, но, не сумев побороться в мальчике отвратительную привычку воспевать распри, гонит его прочь. Сына Клеонима с песней о брошенном на поле щите (по сути, описание трусости отца – Клеона) герой заводит в дом.
Комедия заканчивается веселым свадебным шествием и песнями во славу Эллады. Актеры покидают сцену. Пересказала Алина Сахненко
Вариант 2
Комедия Аристофана “Мир” являет собой протест против Пелопонесской войны. Комедия начинается с диалога двух рабов, кормящих навозного жука. Этот жук необходим хозяину рабов – Тригею, который обозлился на олимпийских богов и хочет забраться на небо, чтобы убедить бессмертных разобраться с постоянными войнами.
Комичный полет заканчивается удачно – Тригей прибывает на Олимп.
На Олимпе рабовладелец встречается с богом Гермесом, который сначала агрессивно встречает его, но принимает в дар “говядинку”. Божество рассказывает, что олимпийцы устали от постоянной жажды войны у людей. Ведь как только боги установят мир, обязательно смертные находят повод для новой войны.
Это происходит потому, что коварный покровитель войны Полемос заточил в пещеру богиню мира – Ирину. Богиня не может освободиться, вход в пещеру закрыт тяжелым камнем.
Тригей понимает, что нужно освободить Ирину и тогда войны закончатся. Он созывает ремесленников и земледельцев объединиться, чтобы освободить богиню мира. Однако люди начинают танцевать и веселиться, Тригей не может заставить их начать работать.
Появляется посланник богов – Гермес, и угрожает смертному гибелью, ведь Зевс уготовил такое наказание любому, кто пожелает освободить Ирину. Хитрый смертный просит перед смертью лакомство и устраивает празднество в честь Гермеса, таким образом, переманив бога на свою сторону.
После этого люди тянут канат в попытке сдвинуть камень с места, но у них ничего не выходит – смертные действуют разобщенно, тянут в разные стороны, ругаются или смеются. Тригей разгоняет народ и оставляет только земледельцев, которые ладно тянут канат и наконец-то освобождают богинь мира, ярмарки и жатвы.
Горожане восхваляют богинь, а Тригей призывает выбросить оружие и жить в мире, он обещает, что греки больше никогда не расстанутся с Ириной. Гермес объявляет смертного героем и отдает ему в жену богиню Жатву. Тригей собирается возвращаться на Землю, однако навозного жука забрал Зевс и запряг в колесницу, перевозить молнии.
Смертный возвращается на Землю с помощью богинь, Гермес тепло прощается с ними.
После этого в комедии зачитывается обращение к зрителям от имени Аристофана, в котором он хвалит себя и критикует других поэтов-трагиков.
Тригей возвращается на Землю и начинает готовить свадебный пир. Он успокаивает оружейников, убеждает их перевести свое ремесло в мирное русло. Люди приносят жертвоприношение богине мира, воздают славу мирной жизни. Певца, поющего военные песни, греки выгоняют прочь.
Комедия оканчивается свадебным шествием и песнопениями во славу Греции.