Между собакой и волком
В Лето от изобретения булавки пятьсот сорок первое, когда месяц ясен, а за числами не уследишь, Илья Петрикеич Дзынзырэла пишет следователю по особым делам Сидору Фомичу Пожилых о своей жизни. Он жалуется на мелкоплесовских егерей, которые украли у него костыли и оставили без опор. Илья Петрикеич работает точильщиком в артели инвалидов имени Д. Заточника.
Живет он, как и другие артельщики, в Заволчье – в местности за Волчьей-рекой. Другое название реки – Итиль, и, значит, местность можно называть так же, как и рассказ Ильи Петрикеича, – Заитильщиной.
Живет Илья с бобылкой, к которой прибился по своему калечеству: у него нет ноги. Но любит он совсем другую женщину – Орину Неклину. Любовь к Орине не принесла ему счастья. Работая на железнодорожной станции, Орина гуляла со всем “ремонтным хамьем”.
Она и давно была такою – еще когда молоденькой девчонкой в Анапе миловалась со всеми мариупольскими матросами. И все, кому принадлежала эта женщина, не могут ее забыть так же, как Илья Петрикеич. Где теперь Орина, он не знает: то ли погибла
под колесами поезда, то ли уехала вместе с их сыном в неизвестном направлении. Образ Орины мерцает, двоится в его сознании (иногда он зовет ее Марией) – так же, как мерцают и множатся образы родного Заволчья и его жителей.
Но постоянно возникают среди них, превращаясь друг в друга, Волк и Собака. С таким странным “серединным” существом – чекалкой – Иван Петрикеич однажды вступает в бой на льду, по дороге через Волчью-реку.
В Заволчье есть деревни Городнище, Быдогоща, Вышелбауши, Мыломукомолово. После работы жители Заволчья – точильщики, утильщики, рыбаки, егеря – заходят в “тошниловку”, прозванную каким-то приезжим “кубарэ”, чтобы выпить “сиволдая”. Они помнят простую жизненную истину: “Со товарищи не гулять – зачем тогда лямку тянуть?”
Историю Заволчья пишет не только Иван Петрикеич, но и Запойный Охотник. Как и Дзынзырэла, он любит час меж волка и собаки – сумерки, когда “ласка перемешана с тоской”. Но в отличие от Дзынзырэлы, который выражается замысловато, Охотник пишет свои “Ловчие повести” в классически простых стихах.
Он описывает судьбы обитателей Заволчья.
В его летописи – история “калики из калик”, слепоглухонемого утильщика Николая Угодникова. Жена Николая поладила с волкобоем и сжила Угодникова со двора. Ни в приютах, ни в богадельне Николая не приняли, пригрела его только артель по сбору утиля. Однажды артель направилась к портному на постой.
Утильщики взяли вина и “насосались в лоскуты”. Проснувшись утром, они увидели летящего Николая Угодникова. Над головой его, как два крыла, были подняты костыли.
Больше его никто не видел.
Другой герой летописи Запойного Охотника – татарин Аладдин Батрутдинов. Аладдин как-то ехал на коньках в кино через замерзшую реку и провалился в промоину. Выплыл он только через год – “в карманах чекушка и домино, и трачен рыбами рот”.
Дед Петр и дед Павел, выловившие Аладдина, распили чекушку, сыграли в домино и вызвали кого следовало.
Многие из тех, кого описывает Запойный Охотник, лежат на Быдогощенском погосте. Там лежит Петр по прозвищу Багор, которого все звали Федором, а сам он звал себя Егором. На спор он повесился на краденой слеге.
Лежит на кладбище горбатый перевозчик Павел. Он думал, что могила избавит его от горба, и поэтому утопился. А Гурий-Охотник пропил берданку и умер от горя.
Запойный Охотник любит своих земляков и свое Заволчье. Глядя в окошко своего дома, он видит ту же картину, которую видел Питер Брейгель, и восклицает: “Вот она, моя отчизна, Нипочем ей нищета, И прекрасна нашей жизни Пресловутая тщета!”
В пору между собакой и волком трудно различить образы людей и людские судьбы. Кажется, что Илья Петрикеич уходит в небытие, но рассказ его продолжается. Впрочем, может быть, он и не умирает.
Ведь и имя его меняется: то он Дзынзырэла, то Зынзырелла… Да он и сам не знает, где, зачерпнув “сивухи страстей человеческих”, подхватил такое цыганское имя! Так же, как по-разному объясняет обстоятельства, при которых стал калекой.
“Или сокровенны тебе слова мои?” – спрашивает Илья Петрикеич в последних строках своей “Заитильщины”.
Вариант 2
Илья Петрикевич Дзынзырэла рассказывает на бумаге о своей жизни, следователю по особым делам Сидору Пожилых. Где говорит о том, что мелкоплесовские егеря похитили у него костыли и теперь он без опор. Илья Петрикеич работает в артиллерии инвалидов имени Д. Заточника точильщиком.
Он, как и многие артельщики проживает в Заволчье – местность за рекой Итиль, еще ее называют Волчьей-рекой, поэтому эту местность можно назвать так же, как и рассказ Ильи Петрикеича – Заитильщиной.
Проживает Илья с бобылкой, к которой начал жить из-за своего калечества: у него не было ноги. Он всегда любил одну женщину – Орину Неклину, но эта любовь не принесла ему счастья. Она работала на железнодорожной станции и общалась со всеми подряд.
Она всегда была такой – в Анапе, еще совсем молодой девушкой, она гуляла со всеми матросами. Но главное то, что все кому она принадлежала, не могли ее забыть, так же, как и наш герой Илья Петрикеич. Где сейчас Орина, он не знал: возможно она погибла под поездом, а может уехала вместе с их сыном.
В Заволчье есть много деревень. Жители которых – рыбаки, точильщики, егеря – идут в “тошниловку”, дабы выпить. Они живут по главному принципу: “Со товарищи не гулять – зачем тогда лямку тянуть?”
Пишет о жизни Заволчья и Запойный Охотник. Он восхищается часом между волком и собакой – сумерками, в это время “ласка перемешана с тоской”. Однако Охотник, пишет свои повести в классических простых стихах, а Дзынзырэла выражался замысловато.
В повести Охотника рассказывается о жителях Заволчья. Одна из них – история калеки, слепоглухонемого утильщика Николая Угодникова. Жена, которого начала общаться с волкобоем и выгнала Угодникова со двора. Николая не приняли не приют, ни богадельня, нашлось место лишь в артели по сбору утиля.
Однажды артель пошла к портному на постой. В это время утильщики нашли вино и напились. Рано утром, они увидели летящего Николая Угодникова.
После этого его никогда не видели.
Еще один герой Охотника, был татарин Алладин, который отправился в кино, через замерзшую реку и провалился под лед. Нашли его через год, в его карманах нашли чекушку и домино. Мужики выпили эту чекушку, сыграли в домино и лишь потом позвали того, кого следовало.
Также Охотник рассказывает о тех, кто уже умер и лежит на Быдогощенском погосте. О Пете, который на спор повесился, о горбатом перевозчике Павле, который утопился в надежде, что могила избавит его от горба.
Запойный Охотник восхищается своими земляками и своим Заволчьем.
В этот момент между волком и собакой стираются все границы и уже не различить, где образы людей, а где людские судьбы.