Мещане
В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин – нахлебники;
Елена Николаевна Кривцова – молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая в доме комнаты, и Степанида – кухарка, выполняющая в доме всю черную работу с помощью девушки Поли, швеи, дочери дальнего родственника Бессеменова Перчихина, торговца певчими птицами и пьяницы. Кроме них, в доме часто бывает Цветаева, молодая учительница, подруга Татьяны.
Действие пьесы проходит в атмосфере постоянно разгорающихся и затихающих скандалов между Бессеменовым и его детьми. Отец недоволен непочтительностью к нему детей, а также тем, что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По его мнению, оба они стали слишком “образованными”
и потому гордыми. Это мешает им жить.
Татьяна просто должна выйти замуж, а Петр – выгодно жениться и работать на приумножение богатства отца. По мере развития действия становится понятно, что дети не столько не хотят жить “по-отцовски”, сколько просто не могут из-за своей ослабленной воли, потери интереса к жизни и т. д. Образование действительно не пошло им на пользу; оно лишь запутало их, лишило воли к жизни и прочных мещанских корней.
В этом главная трагедия семьи Бессеменовых. В случае с Петром, по мнению Тетерева, выполняющего в пьесе своеобразную роль резонера, эта трагедия должна решиться в пользу отца: Петр оставит Кривцову, в которую пока влюблен против воли родителей, неизбежно пойдет по пути отца и тоже станет примерным мещанином. В случае с Татьяной, которая безнадежно влюблена в Нила, уже связанного обоюдной любовью с Полей, – вопрос открыт: скорее всего, Татьяна так и останется несчастной жертвой противоречия между своими мещанскими корнями и новыми веяниями времени.
Эти веяния отчетливей всех выражает Нил, наиболее “прогрессивный” герой и, очевидно, будущий социалист-революционер, на что намекает Бессеменов. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы и труда, неразрывно между собой связанных. Например, он любит ковать, но не потому, что любит труд вообще, а потому, что любит как бы сражаться с металлом, подавляя его сопротивление.
В то же время воля и целеустремленность Нила имеют обратную сторону: он безжалостен к влюбленной в него Татьяне и к воспитавшему его Бессеменову.
Попутно в пьесе разворачиваются окраинные сюжеты: любовь Тетерева к Поле, в которой он видит свое последнее спасение от пьянства и скуки жизни; судьба Перчихина, человека не от мира сего, живущего только любовью к птицам и лесу; трагедия Кривцовой, влюбленной в жизнь, но потерявшей в ней свое место. Наиболее интересный из второстепенных персонажей – Тетерев. Этот человек слишком огромен (и физически, и духовно) для той убогой жизни, хозяевами которой пока являются Бессеменов и ему подобные.
Но ему вряд ли найдется место и в той жизни, хозяевами которой будут люди вроде Нила. Его образ – образ вечного изгнанника жизни.
Пьеса заканчивается на трагической ноте. После неудавшейся попытки покончить с собой Татьяна понимает свою обреченность и ненужность среди людей. В последней сцене она падает на клавиши рояля, и раздается нестройный громкий звук…
Вариант 2
Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, проживает в зажиточном доме с женой Акулиной Ивановной, сыном Петром, бывшим студентом, выгнанным за участие в запрещенных студенческих собраниях, дочерью Татьяной – школьной учительницей, засидевшейся в невестах. Также с ними живут воспитанник Нил, работающий машинистом в железнодорожном депо и нахлебники – церковный певчий Тетерев и студент Шишкин. Василий Васильевич – старшина малярного цеха.
Он метит в депутаты городской думы от цехового сословия. В его доме снимает комнаты молодая вдова смотрителя тюрьмы Елена Николаевна Кривцова. Всю работу по дому выполняет кухарка Степанида, которой помогает девушка Поля – дочь дальнего родственника Бессеменова.
Также в доме часто бывает близкая подруга Татьяны Цветаева, молодая учительница.
Пьеса сопровождается разыгрывающимися скандалами Бессеменова с его детьми. Он разочарован непочтительностью детей по отношению к нему и тем, что они все еще не нашли своего места в жизни. Василий Васильевич считает, что его дети слишком “образованные” и поэтому стали гордыми, что мешает им в жизни.
Он считает, что они должны создать свои семьи. Однако дети не могут так жить из-за их слабой воли, неуверенности и потери интереса к жизни. Образование только запутало их и лишило воли к жизни.
В этом и заключается основная трагедия семьи Бессеменовых.
Тетерев считает, что Петр должен прислушаться к отцу. Ему нужно оставить Кривцову, в которую он влюблен против воли родителей, а Татьяна, безнадежно влюбленная в Нила, связанного обоюдной любовью с Полей, скорее всего, так и останется несчастной благодаря противоречиям между мещанскими корнями и новыми веяниями времени. В Ниле отражается близкая для Горького эстетика борьбы и труда, Например, ему нравится ковать, но не потому, что он любит, а потому, что ему нравиться процесс сражения с металлом, подавляя его сопротивление.
Нил безразличен к влюбленной в него Татьяне и к не испытывает чувств благодарности к воспитавшему его Бессеменову.
Наряду с этим в пьесе разыгрываются параллельные сюжеты, в которых показывается любовь Тетерева к Поле; судьба Перчихина, живущего только любовью к лесу и птицам; трагедия Кривцовой, которая любит жизнь, но потеряла в ней свое место. Наиболее интересным второстепенным персонажем является Тетерев. Он очень большой и силен как физически, так и духовно для убогой жизни, которой руководят Бессеменов и ему подобные. Однако вряд ли он найдет место и в той жизни, хозяевами которой будут люди подобные Нилу.
Поэтому он находится в образе вечного изгнанника жизни.
Окончание пьесы трагическое. Татьяна пытается покончить с собой. После неудавшейся попытки она понимает свою обреченность и чувствует себя ненужной среди людей.
В последней сцене она падает, задевая клавиши рояля, в результате чего раздается громкий звук.