Машина времени
Герои романа большей частью не названы по именам. Среди слушателей рассказа Путешественника – Психолог, Очень молодой человек, Провинциальный мэр, Доктор и другие. Они присутствуют при возвращении Путешественника из будущего, который предстает перед своими гостями не в лучшем виде: хромает, одежда его испачкана, машина погнута.
Да и немудрено – за истекшие три часа он прожил восемь дней. И они были полны приключений.
Отправляясь в путь, Путешественник надеялся попасть в Золотой век. И действительно, перед ним промелькнули тысячелетия расцвета человечества. Но именно промелькнули.
Машина остановилась в момент упадка. От прошлого остались полуразрушенные дворцы, превосходные, культивируемые веками растения, сочные фрукты. Одна беда – человечество, каким мы сегодня себе его представляем, совершенно исчезло. Ничего не осталось от прежнего мира. Его населяют прелестные “элои”, подземный мир – звероподобные “морлоки”.
Элои и правда прелестны. Они красивы, добры, веселы. Но эти наследники правящих классов в умственном отношении
совершенно выродились. Они не знают грамоты, не имеют ни малейшего представления о законах природы и, хотя дружно веселятся, не способны ни при каких обстоятельствах помочь друг Другу. Угнетенные классы переместились под землю, где работают какие-то сложные машины, ими обслуживаемые.
С питанием у них трудностей нет. Они пожирают вегетарианцев-элоев, хотя по привычке продолжают их обслуживать,
Впрочем, все это открывается Путешественнику далеко не сразу. Его появлению в 802801 г. предшествовало само путешествие, в ходе которого годы сливались в тысячелетия, перемещались созвездия, солнце описывало непрерывный видимый круг.
Хрупкие, нежизнеспособные, но по-своему прекрасные элои первыми предстали глазам Путешественника, Однако ему еще предстояло разгадать сложную загадку этого непонятного общества. Откуда здесь бесчисленные безводные колодцы? Что это за шум машин? Почему элои так превосходно одеты, хотя и не способны ни к какому труду? И не кроется ли разгадка последнего (да и многих других обстоятельств) в том, что наши чувства и способности обретают остроту только на точиле труда?
А оно давно разбито. И еще надо понять, почему элои так боятся темноты и в обозримом мире нет ни кладбищ, ни крематориев.
К тому же на Путешественника уже на второй день обрушивается удар. Он с ужасом обнаруживает, что машина времени куда-то исчезла. Неужели ему суждено навсегда остаться в этом чужом мире? Отчаянию его нет предела.
И только постепенно он начинает пробиваться к истине. Ему ведь еще предстоит познакомиться с другой человеческой породой – морлоками.
Это тоже дается не просто.
Когда Путешественник только приземлился в новом для него мире, он обратил внимание на колоссальную фигуру Белого сфинкса, стоящую на высоком бронзовом постаменте. Не спрятана ли там его машина? Он начинает бить по сфинксу кулаками и слышит какое-то хихиканье. Он еще четыре дня остается в полном неведении.
Как вдруг видит в темноте пару блестящих глаз, явно не принадлежащих никому из элоев. И тут ему является маленькое белое, явно не привыкшее к дневному свету существо со странно опущенной головой. Это и есть первый увиденный им морлок.
Он напоминает человекообразного паука. Следуя за ним, Путешественник открывает для себя тайну безводных колодцев. Они соединяются в единую вентиляционную цепь, составляющую выходы из подземного мира. И, конечно же, именно морлоки спрятали, а, как потом выяснилось, разобрали, изучили, смазали и вновь собрали его машину.
С тех пор Путешественник только и думает, как бы ее вернуть. Он отваживается на опасное предприятие. Скобы, по которым спускался прятавшийся от него морлок, слишком тонки для Путешественника, но он с риском для жизни все равно хватается за них и проникает в подземный мир. Перед ним открываются длинные проходы, где обитают существа с нечеловечески бледными лицами без подбородков, с лишенными век красновато-серыми глазами и стоят столы с рубленым мясом.
Одно спасение – морлоки боятся света и зажженная спичка их отпугивает. Все равно надо бегать и начинать поиски заново; тем более что теперь он знает – следует пробраться в постамент Белого сфинкса.
Для этого надо обзавестись подходящим орудием. Где его взять? Может быть, в заброшенном музее что-то найдется? Это оказывается непросто.
За столько тысячелетий экспонаты превратились в прах. Наконец удается отыскать какой-то заржавленный рычаг, но по дороге приходится выдержать схватку с морлоками. В темноте они становятся опасными. В этой схватке Путешественник теряет единственное человеческое существо, к которому он успел привязаться.
При самом своем появлении он спас маленькую Уину, которая тонула при полном равнодушии окружающих. Теперь она навсегда исчезла, похищенная морлоками.
Впрочем, поход в музей оказался в известном смысле слова напрасным. Когда Путешественник, держа в руках свою палицу, приблизился к Белому сфинксу, он обнаружил, что бронзовые двери постамента открыты и обе половинки задвинуты в специальные пазы. В глубине стоит машина времени, которой морлоки не смогли воспользоваться еще и потому, что Путешественник предусмотрительно в самом начале отвинтил рычаги. Конечно, в любом случае это была ловушка.
Однако никакие преграды не могли помешать Путешественнику переместиться во времени. Он усаживается в седло, закрепляет рычаги и исчезает из этого полного опасностей мира.
Однако впереди его ждут новые испытания. Когда машина, в первый раз затормозив, опрокинулась набок, седло сдвинулось и Путешественник повернул рычаги не в ту сторону. Вместо того чтобы вернуться домой, он понесся в еще более далекое будущее, в котором сбываются прогнозы о переменах в Солнечной системе, медленном угасании любых форм жизни на Земле и полном исчезновении человечества. В какой-то момент Землю населяют только крабовидные чудовища и еще какие-то огромные бабочки.
Но потом и они исчезают.
Само собой понятно, что в рассказ Путешественника верят с трудом. И он решает, захватив фотоаппарат, еще раз “пробежаться” по тысячелетиям. Но эта новая попытка кончается катастрофой.
Ее предвещает звон разбитого стекла. Путешественник больше не возвращается. Но кончается роман фразой, полной просветления: “Даже в то время, когда исчезают сила и ум человека, благодарность и нежность продолжают жить в сердцах”.
Вариант 2
В романе “Машина времени” Герберт Уэллс героям не дает имена. В произведении выступают Психолог, Очень молодой человек, Провинциальный мэр, Доктор и прочие действующие лица. Все они являются слушателями Путешественника, который только что вернулся из будущего.
Его писатель изображает не в самом хорошем свете: он хромает, его одежда грязная, а машина вообще вся погнута. Конечно, читатель не удивляется, ведь за прошедшие три часа, он там пробыл восемь дней. Это дни были наполнены невероятными приключениями.
Путешественник отправлялся в путь осознанно, однако он предполагал, что окажется в Золотом Веке. Конечно, перед ним проскользнуло все человечество, машина остановилась в момент упадка. И как понял уже читатель, от прошлого практически ни чего не осталось. Но это не самое страшное, что могло произойти.
Дело в том, что сегодняшнее человечество исчезло с лица земли. Ни каких следов не осталось от прежнего мира. Теперь здесь “элои”, а подземный мир населили “морлоки”.
Писатель характеризует новое население как прелестных, веселых и добрых.
Однако автор в глазах читателя изображает не только их положительные качества, Уэллс акцентирует внимание на том, что они вовсе не грамотны, а главное, они не обладают знаниями о законах природы. Таким образом, они не способны помогать друг другу. В романе писатель не случайно представляет читателю два вида населения: наземные и подземные.
Так вот, эти два угнетенные класса выживают как могут, однако у подземных особых трудностей не наблюдается, включая питание. Они питаются вегетарианцами элоями, которым же и помогают.
С самого начала, писатель организовывает Путешественнику встречу с прекрасными элоями, однако и герою, и читателю предстоит еще все впереди. Как оказалось, элои – не такие и простые существа, в них скрывается тайна, которая пока не понятна и самому Путешественнику. На второй день он обнаруживает, что машина времени куда-то подевалась. Читатель становится свидетелем неописуемого страха Путешественника: он жутко переживает остаться в этом страшном, а главное чужом для него мира.
У читателя складывается впечатление, что писатель как бы подготавливает героя к сложностям. Ведь, впереди его ожидает знакомство с совершенно иным населением – морлоками. А это не так просто, как кажется на первый взгляд.
Встреча Путешественника с морлоком описывается автором довольно захватывающе. Все началось с поиска машины времени и закончилось Белым сфинксом, из-за которого и вышло маленькое белое существо, напоминающее человекообразного паука.