Комедия о придворных нравах
В прологе Иностранец допытывается у Дворянина, кто сочинил комедию, которую вот-вот будут разыгрывать: называется несколько имен (в числе других Аламанни, Ариосто, Бембо, Тассо), а затем Дворянин объявляет, что пьесу написал Пьетро Аретино. В ней рассказывается о двух проделках, совершенных в Риме, – а этот город живет на иной манер, нежели Афины, – поэтому комический стиль древних авторов не вполне соблюден.
На сцену тут же выходят мессер Мако и его слуга. С первых слов становится ясно: сиенский юноша настолько глуп, что его только ленивый не обманет. Он с ходу сообщает художнику Андреа о своей заветной цели сделаться кардиналом и договориться с королем Франции (с папой, уточняет более практичный слуга). Андреа советует для начала превратиться в придворного, ведь мессер Мако явно делает честь своему отечеству (уроженцы Сиены считались туповатыми).
Воодушевленный Мако приказывает купить книжку о придворных у уличного разносчика (слуга приносит сочинение о турках) и заглядывается на красотку в окне: не иначе это герцогиня Римская –
надо ею заняться, когда будут освоены придворные манеры.
Появляются слуги Параболано – этот знатный синьор томится от любви, и именно ему суждено стать жертвой второй проделки. Стремянный Россо от души честит своего господина за скупость, самодовольство и лицемерие. Валерио с фламминио порицают хозяина за доверие к проходимцу Россо.
Свои качества Россо сразу же и демонстрирует: сговорившись о продаже миног, он сообщает причетчику собора Святого Петра, что в рыбака вселились бесы, – не успев порадоваться тому, как ловко обжулил покупателя, бедняга попадает в лапы церковников.
Мастер Андреа приступает к обучению Мако. Усвоить придворные манеры нелегко: нужно уметь сквернословить, быть завистливым и развратным, злоязычным и неблагодарным. Первое действие завершается воплями рыбака, которого едва не убили, изгоняя бесов: несчастный проклинает Рим, а также всех, кто в нем живет, кто его любит и кто в него верит.
В следующих трех действиях интрига развивается в чередовании сценок из римской жизни. Мастер Андреа объясняет Мако, что Рим – подлинный бардак, фламминио делится наболевшим со стариком Семпронио: в прежние времена служить было одно удовольствие, ибо за это полагалась достойная награда, а теперь все готовы сожрать друг друга. В ответ Семпронио замечает, что сейчас лучше находиться в аду, чем при дворе.
Подслушав, как Параболано повторяет во сне имя Ливии, Россо спешит к Альвидже – своднице, готовой совратить само целомудрие. Альвиджа пребывает в горести: приговорили к сожжению ее наставницу, безобидную старушку, которая виновата только в том, что отравила кума, утопила в реке младенца и свернула шею рогачу, зато в канун Рождества она всегда вела себя безупречно, а в Великий пост ничего себе не позволяла. Выразив сочувствие в этой тяжкой утрате, Россо предлагает заняться делом: Альвиджа вполне может выдать себя за кормилицу Ливии и уверить хозяина, будто красотка сохнет по нему.
Валерио также хочет помочь Параболано и советует отправить нежное послание предмету страсти: нынешние женщины впускают любовников прямо в дверь, чуть ли не с ведома мужа – нравы в Италии пали настолько, что даже родные братья и сестры спариваются друг с другом без зазрения совести.
У мастера Андреа свои радости: мессер Мако влюбился в знатную даму – Камиллу и строчит уморительные стихи. Сиенского дурачка наверняка ждет неслыханный успех при дворе, ибо он не просто болван, а болван на двадцать четыре карата. Сговорившись с приятелем Дзоппино, художник уверяет Мако, будто Камилла изнемогает от страсти к нему, но соглашается принять его только в одежде носильщика. Мако охотно меняется платьем со слугой, а нарядившийся испанцем Дзоппино кричит, что по городу объявлено о розыске шпиона Мако, который прибыл из Сиены без паспорта, – губернатор приказал оскопить этого негодяя.
Под хохот шутников Мако удирает во все лопатки.
Россо приводит к хозяину Альвиджу. Сводня без труда вымогает у влюбленного ожерелье и расписывает, как томится по нему Ливия – бедняжка с нетерпением ждет ночи, ибо твердо решила либо перестать мучиться, либо умереть. Разговор прерывает появление Мако в одежде носильщика: узнав о его злоключениях, Параболано клянется отомстить бездельнику Андреа. Альвиджа поражается легковерию знатного синьора, а Россо объясняет, что этот самовлюбленный осел искренне верит, будто любая женщина должна за ним бегать. Альвиджа решает подсунуть ему вместо Ливии жену булочника Арколано – лакомый кусочек, пальчики оближешь!
Россо уверяет, что у господ вкуса меньше, чем у покойников, – все с радостью глотают!
Честные слуги Валерио и Фламминио ведут горестную беседу о современных нравах. Фламминио заявляет, что решил оставить Рим – притон бесчестия и разврата. Жить нужно в Венеции – это святой город, настоящий земной рай, убежище разума, благородства и таланта.
Недаром лишь там по заслугам оценили божественного Пьетро Аретино и кудесника Тициана.
Россо сообщает Параболано, что для свидания все готово, однако стыдливая Ливия умоляет поработать с ней в темноте – известное дело, все женщины поначалу ломаются, а потом готовы отдаться хоть на площади Святого Петра. Альвиджа в преддверии бурной ночи спешит повидаться с исповедником и узнает, к великой своей радости, что наставница также успела спасти душу: если старушку и впрямь сожгут, она будет Альвидже хорошей заступницей на том свете, как была на этом.
Мастер Андреа объясняет, что Мако сглупил, удрав в самый неподходящий момент, – ведь прелестная Камилла с нетерпением ждала его! Утомленный слишком долгим обучением, Мако просит переплавить его в придворного поскорее, и Андреа с готовностью ведет подопечного к магистру Меркурио. Мошенники скармливают сиенцу слабительные пилюли и сажают в котел.
Россо просит Альвиджу о маленькой услуге – напакостить ябеднику Валерио. Сводня жалуется Параболано, что негодяй Валерио предупредил брата Ливии – отчаянного головореза, который уже успел укокошить четыре десятка стражников и пятерых приставов. Но ради такого знатного синьора она готова на все – пусть братец Ливии прикончит ее, по крайней мере, можно будет забыть о нищете! Параболано тут же вручает Альвидже алмаз, а изумленного Валерио прогоняет из дома пинками.
Альвиджа тем временем сговаривается с Тоньей. Булочница радуется возможности насолить мужу-пьянчужке, а Арколано, почуяв неладное, решает проследить за ретивой женой.
В ожидании вестей от сводни Россо не теряет времени даром: столкнувшись с жидом-старьевщиком, приценивается к атласному жилету и тут же сплавляет незадачливого торговца в руки стражников. Затем расторопный слуга извещает Параболано, что в семь с четвертью его ждут в доме добродетельной мадонны Альвиджи – дело сладилось ко всеобщему удовольствию.
Мессера Мако едва не выворачивает наизнанку от пилюль, но он так доволен операцией, что желает разбить котел – из опасения, как бы другие не воспользовались. Когда же ему подносят вогнутое зеркало, он приходит в ужас – и успокаивается, только взглянув в обыкновенное зеркало. Заявив, что хочет стать не только кардиналом, но и папой, мессер Мако начинает ломиться в дом приглянувшейся ему красотки, которая, разумеется, не посмеет отказать придворному кавалеру.
В пятом действии все сюжетные линии сходятся. Безутешный Валерио клянет столичные нравы: стоило хозяину проявить немилость, как челядь показала свое истинное лицо – каждый наперебой старается оскорбить и унизить. Тонья, облачаясь в одежду мужа, предается горьким размышлениям о женской доле: сколько приходится терпеть от никудышных и ревнивых мужей! Мастер Андреа и Дзоппино, желая слегка проучить Мако, врываются в дом красотки под видом испанских солдат – бедный сиенец выскакивает из окна в нижнем белье и в очередной раз спасается бегством.
Арколано, лишившись штанов, с проклятиями напяливает платье жены и встает в засаду у моста.
Альвиджа приглашает Параболано. к своей голубке – бедняжка так боится брата, что явилась в мужской одежде. Параболано устремляется к возлюбленной, а Россо с Альвиджей с наслаждением перемывают ему кости. Затем Россо начинает жаловаться на скудную жизнь в Риме – жаль, что испанцы не стерли этот мерзкий город с лица земли! Услышав вопли Параболано, разглядевшего наконец свою ненаглядную, сводня и мошенник бросаются наутек.
Первой хватают Альвиджу, та валит все на Россо, а Тонья твердит, что ее затащили сюда силком. Верный Валерио предлагает хозяину самому рассказать об этой ловкой проделке – тогда над ним будут меньше смеяться. Излечившийся от любви Параболано следует здравому совету и для начала утихомиривает взбешенного Арколано, который жаждет расправиться с неверной женой.
Следом за обманутым булочником на сцену врывается мессер Мако в одном белье, а за ним бежит мастер Андреа с одеждой в руках. Художник клянется, что он вовсе не испанец – напротив, ему удалось убить грабителей и отобрать похищенное. Тут же появляется Россо, за которым гонятся рыбак и жид. Слуга молит прощения у Параболано, а тот заявляет, что у прекрасной комедии не должно быть трагического конца: поэтому мессер Мако должен помириться с Андреа, а булочник – признать Тонью верной и добродетельной супругой.
Россо заслуживает милости за необыкновенную хитрость, но ему следует расплатиться с рыбаком и жидом. Неугомонная Альвиджа обещает раздобыть для доброго синьора такую милашку, которой Ливия и в подметки не годится. Параболано со смехом отвергает услуги сводни и приглашает всю компанию на ужин, чтобы вместе насладиться этим беспримерным фарсом.
Вариант 2
Комедия является описанием двух проделок, произошедших в Риме. Первая проделка начинается сценой разговора глуповатого мессера Мако и художником Андреа. Мессер мечтает стать кардиналом, чтобы договориться с французским королем.
Озорной художник думает повеселиться над глупым мессером и предлагает превратить его в придворного. Мессер соглашается, покупает для этого книгу о придворных, которая на самом деле является сочинением о жизни турок.
Далее появляются слуги знатного сеньора Параболано, изнывающего от любви к одной красавице. Параболано является жертвой второй проделки. У сеньора есть хитрый слуга Россо, который, покупая рыбу, обвиняет рыбака в одержимости демонами, за что получает рыбку безвозмездно.
В это время художник Андреа обучает Мако придворным манерам – умению сквернословить, быть завистливым, развратным и неблагодарным.
В следующей сцене Россо, подслушав, как его хозяин шепчет во сне имя Ливии, спешит к своднице Альвидже и предлагает ей ради забавы выдать себя за кормилицу возлюбленной хозяина. В это время мессер Мако влюбляется в знатную даму и мастер Андреа решает подшутить над ним, убедив его, что дама ждем мессера в своих покоях, но только в наряде носильщика. Глупец Мако с радостью переодевается в служащего, а Андреа распускает слухи, что Мако разыскивается за шпионаж.
Россо подговаривает Альвиджу напакостить еще одному слуге – Валерио, так как он, по мнению Россо, является ябедой.
Хитрец Россо приводит Альвиджу к хозяину и тот покупается на уловку, он дает своднице ожерелье. Альвиджа говорит, что она устроит Параболано свидание с Ливией, но только ночью, так как Валериорассказал ее брату-головорезу об этом свидании. Параболано выгоняет Валерио. Сводница в это время договаривается с женой пекаря, чтобы та сыграла роль Ливии.
В ожидании вести от Альвиджи, Россообманывает еврейского торговца, натравив на него стражу. В это время мессер Мако пытается превратиться в придворного, сидя в “волшебном” котле и страдая от слабительных пилюль мастера Андреа.
В следующей сцене все сюжетные линии сходятся. Альвиджа уверяет Параболано, что Ливия так боится своего брата, что придет на свидание в мужской одежде. Жена пекаря, Тонья, облачается в одежду мужа и идет на свидание с Параболано.
Пекарь Арколано решает проследить за женой, однако не найдя своей одежды, облачается в женский наряд. Мессер Мако идет к своей возлюбленной, однако Андреа прогоняет его, переодевшись испанским солдатом. Через некоторое время слышны крики Пароболано, который понимает, что его надули.
Тонья твердит, что ее подставили, взбешенный Арколано обвиняет свою жену в измене.
Возвращается верный Валерио и просит хозяина первым рассказать об этом розыгрыше, тогда над ним будут не так насмехаться. Успокоившийся Параболано утихомиривает разъяренного пекаря. Следом за булочником на сцене появляется мессер Мако, за ним гонится художник Андреа, пытаясь убедить Мако в том, что он не испанский солдат. Затем появляется Россо, которого нагоняют обманутые им рыбак и еврей.
Мудрый хозяин успокаивает всех участников комедии, он просит Россо расплатиться с торговцами, а булочника – простить свою верную супругу.