Клоп
Действие пьесы происходит в Тамбове: первых трех картин – в 1929 г., остальных шести картин – в 1979 г.
Бывший рабочий, бывший партиец Иван Присыпкин, переименовавший себя для благозвучия в Пьера Скрипкина, собирается жениться на Эльзевире Давидовне Ренессанс – парикмахерской дочери, кассирше парикмахерской и маникюрше. С будущей тещей Розалией Павловной, которой “нужен в доме профессиональный билет”, Пьер Скрипкин разгуливает по площади перед огромным универмагом, закупая у лотошников все, по его мнению, необходимое для будущей семейной жизни: игрушку “танцующие люди из балетных студий”, бюстгальтер, принятый им за чепчик для возможной будущей двойни, и т. д. Олег Баян (бывший Бочкин) за пятнадцать рублей и бутылку водки берется организовать Присыпкину настоящее красное трудовое бракосочетание – классовое, возвышенное, изящное и упоительное торжество. Их разговор о будущей свадьбе слышит Зоя Березкина, работница, бывшая возлюбленная Присыпкина. В ответ на недоуменные вопросы Зои Присыпкин объясняет, что он любит другую.
Зоя плачет.
Обитатели
молодежного рабочего общежития обсуждают женитьбу Присыпкина на парикмахерской дочке и смену им фамилии. Многие его осуждают, но некоторые его понимают – сейчас же не 1919 г., людям для себя пожить хочется. Баян обучает Присыпкина хорошим манерам: как танцевать фокстрот (“не шевелите нижним бюстом”), как незаметно почесаться во время танца, – а также дает ему другие полезные советы: не надевайте двух галстуков одновременно, не носите навыпуск крахмальную рубаху и т. д. Внезапно раздается звук выстрела – это застрелилась Зоя Березкина.
На свадьбе Пьера Скрипкина и Эльзевиры Ренессанс Олег Баян произносит торжественную речь, затем играет на рояле, все поют и пьют. Шафер, защищая достоинство новобрачной, затевает ссору за ссорой, завязывается драка, опрокидывается печь, возникает пожар. Прибывшие пожарные недосчитываются одного человека, остальные все погибают в огне.
Спустя пятьдесят лет на глубине семи метров бригада, роющая траншею для фундамента, обнаруживает засыпанную землей замороженную человеческую фигуру. Институт человеческих воскрешений сообщает, что на руках индивидуума обнаружены мозоли, являвшиеся в прошлом признаком трудящихся. Проводится голосование среди всех районов федерации земли, большинством голосов принимается решение: во имя исследования трудовых навыков рабочего человечества индивидуума воскресить.
Этим индивидуумом оказывается Присыпкин. Вся мировая пресса с восторгом сообщает о его предстоящем воскрешении. Новость передают корреспонденты “Чукотских известий”, “Варшавской комсомольской правды”, “Известий чикагского совета”, “Римской красной газеты”, “Шанхайской бедноты” и других газет. Размораживание проводит профессор, которому ассистирует Зоя Березкина, чья попытка самоубийства пятьдесят лет назад не удалась.
Присыпкин просыпается, с его воротника на стену переползает размороженный вместе с ним клоп. Обнаружив, что он попал в 1979 г., Присыпкин падает в обморок.
Репортер рассказывает слушателям о том, что в целях облегчения Присыпкину переходного периода врачами было предписано поить его пивом (“смесью, отравляющей в огромных дозах и отвратительной в малых”), и теперь пятьсот двадцать рабочих медицинской лаборатории, хлебнувших этого зелья, лежат в больницах. Среди тех, кто наслушался романсов Присыпкина, исполняемых им под гитару, распространяется эпидемия “влюбленности”: они танцуют, бормочут стихи, вздыхают и проч. В это время толпа во главе с директором зоологического сада ловит убежавшего клопа – редчайший экземпляр вымершего и популярнейшего в начале столетия насекомого.
Под наблюдением врача в чистой комнате на чистейшей кровати лежит грязнейший Присыпкин. Он просит опохмелиться и требует “заморозить его обратно”. Зоя Березкина приносит по его просьбе несколько книг, но он не находит себе ничего “для души”: книги теперь только научные и документальные.
Посреди зоологического сада на пьедестале задрапированная клетка, окруженная музыкантами и толпой зрителей. Прибывают иностранные корреспонденты, древние старики и старухи, с песней подходит колонна детей. Директор зоосада в своей речи мягко упрекает профессора, разморозившего Присыпкина, в том, что он, руководствуясь внешними признаками, ошибочно отнес его к “гомо сапиенс” и к его высшему виду – к классу рабочих.
На самом же деле размороженное млекопитающее – человекообразный симулянт с почти человеческой внешностью, откликнувшийся на данное директором зоосада объявление: “Исходя из принципов зоосада, ищу живое человечье тело для постоянных обкусываний и для содержания и развития свежеприобретенного насекомого в привычных ему, нормальных условиях”. Теперь они помешены в одну клетку – “клопус нормалис” и “обывателиус вульгарно. Присыпкин в клетке напевает. Директор, надев перчатки и вооружившись пистолетами, выводит Присыпкина на трибуну. Тот вдруг видит зрителей, сидящих в зале, и кричит: “Граждане!
Братцы! Свои! Родные! Когда ж вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке?
За что ж я страдаю?” Присыпкина уводят, клетку задергивают.
Вариант 2
Место действия – Тамбов. Первые три картины – это1929 год, остальные шесть – 1979 год. Когда-то герой был рабочим партийцем и носил имя Иван Присыпкин.
Теперь он переименовал себя на Пьра Скрипкина и хочет жениться на маникюрше и кассирше в парикмахерской Эльзевире Давидовне Ренессанс. Она маникюрша и кассирша в парикмахерской. Бывший Бочкин, теперь Олег Баян за 15 рублей и бутылку водки согласен заняться организацией классовой свадьбы.
Разговор Бочкина и Присыпкина о предстоящем торжестве слышит работница Зоя Березкина, которая раньше была возлюбленной последнего. Ей обидно. Пока все обсуждают предстоящую свадьбу, Зоя стреляется.
Свадьба. Баян толкает речь, потом играет на рояле, все пьют и поют. В завязавшейся драке опрокидывается печь и образовывается пожар.
Все погибли в огне, но пожарные не досчитались одного человека.
Через 50 лет при рытье траншеи находят замороженного человека, на руках которого мозоли. Проголосовав “за”, решили воскресить. Это был Присыпкин. Пресса всего мира сообщает о воскрешении представителя трудящихся прошлого.
Размораживает профессор, ассистентом у него Зоя Березкина (50 лет назад ей не удалось себя убить). Когда Присыпкин проснулся, с его воротника на стену переполз размороженный вместе с ним клоп. Поняв, что он в 1979 году, Присыпкин упал в обморок. Чтобы облегчить ему пребывание в будущем, его поят пивом. А романсы Присыпкина распространяют влюбленность.
Толпа занята поимкой редкого животного клопа, чтобы изучать его.
Присыпкин наблюдается. Он хочет опохмелиться и просит, чтобы его обратно заморозили. Принесенные Зоей книги приводят его в шок: они все научные и документальные. В центре зоосада клетка, в которой сидит Присыпкин.
Директор зоосада упрекает профессора, что тот неправильно определил размороженного Присыпкина к виду “гомо сапиенса”, а он человекообразный симулянт с почти человеческой внешностью.
В связи с этим клопа и Присыпкина поместили в одну клетку, чтобы клоп мог обкусывать и развиваться. Выведенный на трибуну, Присыпкин обращается к гражданам с призывом, когда это их успели разморозить и почему он только страдает. Его уводят, а клетку задергивают.