Кинжал
В горячем монологе поэт сравнивает себя с наточенным кинжалом, вырванным из ножен. Отныне он, как и в прежние времена, намерен блистать острием и служить народу. Ведь буря и песня во время грозы сродни сестрам.
Ранее, не видя в соотечественниках дерзости и силы духа, когда многие из них рабски гнули шеи под ярмом, автор мысленно погружался в загадочное прошлое, вспоминая яркие личности, покинувшие бренный мир, и хранил молчание.
Он видел несправедливость существующего строя, негодовал мелочности и неправде. Но оставался в стороне, не в силах влиять своим творчеством на ход событий. Отдельные робкие призывы к изменению существующего строя вызывали лишь хохот бессилия.
И вот, наконец, назревают героические революционные события, раздается долгожданный зов трубы, повсюду разворачиваются пылающие знамена. Поэт возрождается заново, подхватывает идею борьбы и отзывается на призыв с пафосом: в предчувствии надвигающихся перемен он испытывает вдохновение, сможет послужить людям и воспоет грянувшие события, вторя разразившемуся грому.
Кинжал поэзии из
верной стали – это дар, грозное оружие в период, когда сверкают кровавые молнии. Поэт чувствует востребованность и уверен, что способен принесли пользу обществу, ясно и понятно донесет смысл происходящих перемен. Творец станет вдохновителем масс и песнь его будет услышана и подхвачена.
Основная идея стихотворения – гражданская позиция и роль поэта в служении обществу. Его символический кинжал – поэтический дар, потому как слово может служить не менее грозным оружием, чем отточенный клинок. Автор не готов служить молчаливой угнетенной толпе – в бессилии лучше отречься от внешнего мира и быть сторонним наблюдателем, нежели отвечать на несмелые призывы к свержению монархии.
Но как только голос бури приближается, с поэтом происходят разительные перемены.
Брюсов чувствует: он не может быть в стороне от набирающего обороты движения, грядущих исторических перемен. Поэт должен быть с людьми, направлять и нести в массы патриотические идеи.