Краткое содержание Кандид, или оптимизм Вольтер

Кандид, или оптимизм

Кандид, чистый и искренний юноша, воспитывается в нищем замке нищего, но тщеславного вестфальского барона вместе с его сыном и дочерью. Их домашний учитель, доктор Панглосс, доморощенный философ-метафизик, учил детей, что они живут в лучшем из миров, где все имеет причину и следствие, а события стремятся к счастливому концу.

Несчастья Кандида и его невероятные путешествия начинаются, когда его изгоняют из замка за увлечение прекрасной дочерью барона Кунигундой.

Чтобы не умереть с голоду, Кандид вербуется в болгарскую армию, где его секут до полусмерти. Он едва избегает гибели в ужасном сражении и спасается бегством в Голландию. Там он встречает своего учителя философии, умирающего от сифилиса. Его лечат из милосердия, и он передает Кандиду страшную новость об истреблении семьи барона болгарами.

Кандид впервые подвергает сомнению оптимистическую философию своего учителя, настолько потрясают его пережитое и ужасное известие. Друзья плывут в Португалию, и, едва они ступают на берег, начинается страшное землетрясение. Израненные, они попадают

в руки инквизиции за проповедь о необходимости свободной воли для человека, и философа должны сжечь на костре, дабы это помогло усмирить землетрясение. Кандида хлещут розгами и бросают умирать на улице. Незнакомая старуха подбирает его, выхаживает и приглашает в роскошный дворец, где его встречает возлюбленная Кунигунда.

Оказалось, что она чудом выжила и была перепродана болгарами богатому португальскому еврею, который был вынужден делить ее с самим Великим Инквизитором. Вдруг в дверях показывается еврей, хозяин Кунигунды. Кандид убивает сначала его, а затем и Великого Инквизитора. Все трое решают бежать, но по дороге какой-то монах крадет у Кунигунды драгоценности, подаренные ей Великим Инквизитором. Они с трудом добираются до порта и там садятся на корабль, плывущий в Буэнос-Айрес.

Там они первым делом ищут губернатора, чтобы обвенчаться, но губернатор решает, что такая красивая девушка должна принадлежать ему самому, и делает ей предложение, которое она не прочь принять. В ту же минуту старуха видит в окно, как с подошедшего в гавань корабля сходит обокравший их монах и пытается продать украшения ювелиру, но тот узнает в них собственность Великого Инквизитора. Уже на виселице вор признается в краже и подробно описывает наших героев. Слуга Кандида Какамбо уговаривает его немедленно бежать, не без основания полагая, что женщины как-нибудь выкрутятся. Они направляются во владения иезуитов в Парагвае, которые в Европе исповедуют христианских королей, а здесь отвоевывают у них землю.

В так называемом отце полковнике Кандид узнает барона, брата Кунигунды. Он также чудом остался жив после побоища в замке и капризом судьбы оказался среди иезуитов. Узнав о желании Кандида жениться на его сестре, барон пытается убить низкородного наглеца, но сам падает раненый. Кандид и Какамбо бегут и оказываются в плену у диких орейлонов, которые, думая, что друзья – слуги иезуитов, собираются их съесть.

Кандид доказывает, что только что он убил отца полковника, и вновь избегает смерти. Так жизнь вновь подтвердила правоту Какамбо, считавшего, что преступление в одном мире может пойти на пользу в другом.

На пути от орейлонов Кандид и Какамбо, сбившись с дороги, попадают в легендарную землю Эльдорадо, о которой в Европе ходили чудесные небылицы, что золото там ценится не дороже песка. Эльдорадо была окружена неприступными скалами, поэтому никто не мог проникнуть туда, а сами жители никогда не покидали своей страны. Так они сохранили изначальную нравственную чистоту и блаженство. Все жили, казалось, в довольстве и веселости; люди мирно трудились, в стране не было ни тюрем, ни преступлений.

В молитвах никто не выпрашивал благ у Всевышнего, но лишь благодарил Его за то, что уже имел. Никто не действовал по принуждению: склонность к тирании отсутствовала и в государстве, и в характерах людей. При встрече с монархом страны гости обычно целовали его в обе щеки. Король уговаривает Кандида остаться в его стране, поскольку лучше жить там, где тебе по душе.

Но друзьям очень хотелось показаться на родине богатыми людьми, а также соединиться с Кунигундой. Король по их просьбе дарит друзьям сто овец, груженных золотом и самоцветами. Удивительная машина переносит их через горы, и они покидают благословенный край, где на самом деле все происходит к лучшему, и о котором они всегда будут сожалеть.

Пока они движутся от границ Эльдорадо к городу Суринаму, все овцы, кроме двух, гибнут. В Суринаме они узнают, что в Буэнос-Айресе их по-прежнему разыскивают за убийство Великого Инквизитора, а Кунигунда стала любимой наложницей губернатора Решено, что выкупать красавицу туда отправится один Какамбо, а Кандид поедет в свободную республику Венецию и там будет их ждать. Почти все его сокровища крадет мошенник купец, а судья еще наказывает его штрафом. После этих происшествий низость человеческой души в очередной раз повергает в ужас Кандида. Поэтому в попутчики юноша решает выбрать самого несчастного, обиженного судьбой человека.

Таковым он счел Мартина, который после пережитых бед стал глубоким пессимистом. Они вместе плывут во Францию, и по дороге Мартин убеждает Кандида, что в природе человека лгать, убивать и предавать своего ближнего, и везде люди одинаково несчастны и страдают от несправедливостей.

В Париже Кандид знакомится с местными нравами и обычаями. И то и другое весьма его разочаровывает, а Мартин только больше укрепляется в философии пессимизма. Кандида сразу окружают мошенники, лестью и обманом они вытягивают из него деньги. Все при этом пользуются невероятной доверчивостью юноши, которую он сохранил, несмотря на все несчастья.

Одному проходимцу он рассказывает о любви к прекрасной Кунигунде и своем плане встретить ее в Венеции. В ответ на его милую откровенность Кандиду подстраивают ловушку, ему грозит тюрьма, но, подкупив стражей, друзья спасаются на корабле, плывущем в Англию. На английском берегу они наблюдают совершенно бессмысленную казнь ни в чем не повинного адмирала.

Из Англии Кандид попадает наконец в Венецию, помышляя лишь о встрече с ненаглядной Кунигундой. Но там он находит не ее, а новый образец человеческих горестей – служанку из его родного замка. Ее жизнь доводит до проституции, и Кандид желает помочь ей деньгами, хотя философ Мартин предсказывает, что ничего из этого не получится. В итоге они встречают ее в еще более бедственном состоянии. Сознание того, что страдания для всех неизбежны, заставляет Кандида искать человека, чуждого печали.

Таковым считался один знатный венецианец. Но, посетив этого человека, Кандид убеждается, что счастье для него в критике и недовольстве окружающим, а также в отрицании любой красоты. Наконец он обнаруживает своего Какамбо в самом жалком положении. Тот рассказывает, что, заплатив огромный выкуп за Кунигунду, они подверглись нападению пиратов, и те продали Кунигунду в услужение в Константинополь.

Что еще хуже, она лишилась всей своей красоты. Кандид решает, что, как человек чести, он все равно должен обрести возлюбленную, и едет в Константинополь. Но на корабле он среди рабов узнает доктора Панглосса и собственноручно заколотого барона.

Они чудесным образом избегли смерти, и судьба сложными путями свела их рабами на корабле. Кандид немедленно их выкупает и отдает оставшиеся деньги за Кунигунду, старуху и маленькую ферму.

Хотя Кунигунда стала очень уродливой, она настояла на браке с Кандидом. Маленькому обществу ничего не оставалось как жить и работать на ферме. Жизнь была поистине мучительной. Работать никто не хотел, скука была ужасна, и только оставалось, что без конца философствовать.

Они спорили, что предпочтительнее: подвергнуть себя стольким страшным испытаниям и превратностям судьбы, как те, что они пережили, или обречь себя на ужасную скуку бездеятельной жизни. Достойного ответа никто не знал. Панглосс потерял веру в оптимизм, Мартин же, напротив, убедился, что людям повсюду одинаково плохо, и переносил трудности со смирением. Но вот они встречают человека, живущего замкнутой жизнью на своей ферме и вполне довольного своей участью. Он говорит, что любое честолюбие и гордыня гибельны и греховны, и что только труд, для которого были созданы все люди, может спасти от величайшего зла: скуки, порока и нужды.

Работать в своем саду, не пустословя, так Кандид принимает спасительное решение. Община упорно трудится, и земля вознаграждает их сторицей. “Нужно возделывать свой сад”, – не устает напоминать им Кандид.

Вариант 2

В этой повести рассказывается о чистом и добром парне Кандиде. Он живет и воспитывается в нищем замке тщеславного и безденежного вестфальского барона вместе с его сыном и дочерью. Учителем был доктор Панглосс – доморощенный философ-метафизик. Поучал тому, что дети живут в одном из лучших миров, где все имеют причину и следствие, а события всегда заканчиваются счастливым концом. Кандид влюбился в дочь барона Кунигунду и за это был изгнан.

И вот его начали преследовать несчастья.

Он становится служивым в болгарской армии, где его часто секут. В одной из битв, юноша чудом спасается и убегает в Голландию. Здесь он встречает своего учителя по философии, который умирал от сифилиса.

Его лечат из милосердия. Умирающий поведал ему о том, что болгары убили семью барона и тогда первый раз в жизни Кандид засомневался в оптимистичность теории своего учителя. После чего друзья отправляются в Португалию, где начинается землетрясение. Чтобы это прекратить местные жители хотят сжечь философа, а Кандида бьют розгами и выбрасывают умирать на улице.

Но одна старуха увидала его и смиловалась над ним. Вылечивши его она приделает Кандиду пойти в один замок, где тот встречает выжившую Кунигунду. Она рассказывает ему о том, что была перепродана болгарами португальскому еврею, который делил ее с Великим Инквизитором. И тогда Кандид от злости убивает их. Вместе со старухой они плывут на корабле в Буэнос-Айрес.

По дороге у Кунигунды крадут драгоценности Инквизитора.

Добравшись до места прибытия, они ищут губернатора, чтобы пожениться. Но тот решает, что такая красивая девушка должна принадлежать ему и предлагает Кунигунде выйти за него. Та не прочь согласиться.

Но в то время старуха увидала корабль и человека, который украл драгоценности. Он хотел их кому-то продать, но тот узнал собственность Великого Инквизитора. Его арестовали, и вор признался в краже, даже охотно описал наших героев. И герой со своим слугой Какамбо решают сбежать одни без дам в Парагвай. Там среди иезуитов, которые отвоевывали земли в Буэнос-Айресе, Кандид узнал брата Кунигунды.

Влюбленный рассказал барону о намерениях жениться на его сестре и тот решил убить наглеца, но сам получил ранение. И снова два друга бегут, но попадают в плен к орейлонам, которые хотят их съесть. Но чудом спаслись, сказав, что Кандид убил барона – отца полковника.

После чего друзья, заблудившись в дороге, попадают в земли Эльдорадо, где золото ценится не дороже песка. Люди там были добрыми и великодушными. Они никогда не покидали своей страны.

Кандид и Какамбо встречаются с королем и просят в подарок сто овец, груженных золотом и самоцветами. И король, давший им все это, отправляет их к возлюбленной Кунигунде. По дороге у них гибнут почти все овцы, кроме двух. Добравшись до границы, они узнают, что Кандид до сих пор разыскивается за убийство Великого Инквизитора, а Кунигунда является наложницей губернатора Решено. И выкупать невесту пошел Какамбо, а главный герой поехал в Венецию, где собирается ждать друзей.

С собой в путь Кандид берет Мартина, который был пессимистом. Они вместе плывут во Францию, и Мартин убеждает юношу, что люди везде страдают от несправедливости.

Прибывши в Париж, Кандид знакомится с обычаями города. Он сильно расстраивается, когда видит везде и во всех мошенников, обман и лесть. Там он открывается одному из прохожих и ему грозит за неосторожность тюрьма.

Но друзья подкупили стражу и сбежали в Англию, а после отправились в Венецию. Герои разыскали Какамбо, где тот рассказал, что на пути сюда попали к пиратам, а Кунигунду, потерявшую свою красоту, продали в Константинополь. Как настоящий и преданный возлюбленный Кандид отправляется за невестой, где по пути встречает доктора Панглосса и убитого барона.

Они чудом спаслись и стали рабами на корабле. Кандид решает их выкупить, а оставшиеся деньги отдает за Кунигунду, старуху и небольшую ферму.

Влюбленные поженились и с остальными стали жить на ферме. Все поменяли свои философские помыслы. Поначалу было скучновато, и никто не работал, но потом Кандид уговорил общину приложить усердие к труду.

После чего их судьба вознаградила сторицей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Краткое содержание Кандид, или оптимизм Вольтер