Краткое содержание Кадамбари Банабхатта

Кадамбари

Роман в прозе, оставшийся недописанным и законченный, по преданию, сыном Баны – Бхушаной

К царю Шудраке приходит девушка из касты неприкасаемых (чандалов) и дарит ему говорящего попугая. По просьбе Шудраки попугай рассказывает, что, будучи птенцом, он едва спасся от горцев-охотников и нашел убежище в обители мудреца-провидца Джамбади. Джамбали поведал попугаю о его прошлых рождениях, за грехи которых он страдает в птичьем облике.

Некогда в городе Удджайини правил царь Тарапида, долго не имевший детей. Однажды он увидел во сне, как в рот его жены Виласавати входит полный месяц, и, когда после этого чудесного знамения у него родился сын, он назвал его Чандрапидой (“Увенчанный месяцем”). Одновременно у министра Тарапиды Шуканасы тоже рождается сын – Вайшампаяна, и с раннего детства он становится ближайшим другом Чандрапиды. Когда Чандрапида вырос, Тарапида помазал его в наследники царства, и Чандрапида вместе с Вайшампаяной во главе могучего войска отправляется в поход на завоевание мира.

После успешного завершения похода на обратном пути в Удджайини

Чандрапида, оторвавшись от свиты, заблудился в лесу и невдалеке от горы Кайласа на берегу озера Аччхода увидел скорбящую девушку, занятую суровым подвижничеством. Эта девушка по имени Махашвета, дочь одного из царей полубогов-гандхарвов, рассказывает, что однажды во время прогулки встретила двух юных отшельников: Пундарику, сына богини Лакшми и мудреца Шветакету, и его друга Капинджалу. Махашвета и Пундарика с первого взгляда полюбили друг друга, полюбили настолько сильно, что, когда Махашвете пришлось вернуться к себе во дворец, Пундарика умер, не вынеся даже краткой разлуки с нею.

Махашвета в отчаянии пытается покончить с собой, но с неба спускается некий божественный муж, утешает ее обещанием предстоящего свидания с возлюбленным, а тело Пундарики уносит с собою на небо. Вслед за Пундарикой и его похитителем устремляется в небо Капинджала; Махашвета же остается жить отшельницей на берегу Аччходы.

Махашвета знакомит Чандрапиду со своей подругой, тоже царевной гандхарвов, Кадамбари. Чандрапида и Кадамбари влюбляются друг в друга не менее пылко, чем Пундарика и Махашвета. Вскоре и им приходится расстаться, так как Чандралида по требованию отца на время должен возвратиться в Удджайини. Он уезжает, оставив во главе войска Вайшампаяну, а тот на несколько дней задерживается у Аччходы, где встречает Махашвету, к которой чувствует непреодолимое влечение.

Тоскующая по Пундарике и разгневанная настойчивым преследованием Вайшампаяны, Махашвета проклинает его, предрекая, что в будущем рождении он станет попугаем. И тут же, как только она произнесла проклятие, юноша умирает.

Когда к Аччходе возвращается Чандрапида и узнает о печальной участи друга, он сам падает бездыханным на землю. Кадамбари в отчаянии ищет смерти, но снова внезапно звучит божественный голос, который повелевает ей отказаться от своего намерения и оставаться у тела Чандралиды до его предстоящего воскрешения. Вскоре к Кадамбари и Махашвете спускается с неба Капинджала. Он узнал, что тело Пундарики унес на небо не кто иной, как бог луны Чандра.

Чандра поведал ему, что своими лучами однажды доставил Пундарике, и так страдающему из-за любви к Махашвете, новые мучения, и тот проклял его за бессердечие: обрек на земное рождение, в котором бог луны должен испытать те же, что и Пундарика, любовные муки. На проклятие Чандра ответил проклятием, по которому и Пундарика в новом рождении разделит с богом луны его страдания. Вследствие взаимных проклятий Чандра родился на земле как Чандрапида, а затем как Шудрака; Пундарика же – сначала как Вайшампаяна, а затем в облике попугая, который и поведал царю Шудраке историю своих былых рождений.

Благодаря подвижничеству отца Пундарики Шветакету срок произнесенных Чандрой, Пундарикой и Махашветой проклятий подходит к концу. Однажды Кадамбари, повинуясь внезапному порыву, обнимает тело Чандрапиды. Прикосновение любимой возвращает царевича к жизни; тут же с небес спускается Пундарика и попадает в объятия Махашветы. На следующий день Чандрапида и Кадамбари, Пундарика и Махашвета празднуют в столице гандхарвов свои свадьбы.

С тех пор влюбленные уже не разлучаются, однако Чандра-Чандрапида часть своей жизни (светлую половину лунных месяцев) проводит на небе в качестве бога луны, а другую часть (их темную половину) на земле как царь Удджайини.

Вариант 2

Из касты неприкасаемых девушка дарит царю Шудраке говорящего попугая. Попугай рассказывает царю, что спасаясь от горцев-охотников, он находит убежище у мудреца-провидца Джамбади. Тот рассказал попугаю о прошлых его рождениях, за грехи которых ему приходится страдать в птичьем облике.

Так, когда-то в городе Удджайини осуществлял свое правление царь Тарапида, не имевший долго детей. Однажды ему приснилось, как в рот Виласавати – его жены входит полный месяц. После этого у царя рождается сын, который получает имя Чандрапида – Увенчанный месяцем.

Министр Тарапида Шуканаса в это время также получает в подарок сына – Вайшампаяна. С детства Чандрапида и Вайшампаяна становятся друзьями. Тарапида со временем осуществляет помазание Чандрапиды в наследники царства.

Юные друзья отправляются с могучим войском на завоевание мира.

Возвращаясь в Удджайини после успешного похода, Чандрапида отстав от свиты, встречает вблизи озера Аччхода скорбящую девушку Махашвету, дочь царя полубога-гандхарвов, занимавшуюся суровым подвижничеством. Она рассказала, что однажды повстречала двух молодых отшельников Пундарику, а также его друга Капинджалу. При этом Махашвета и Пундарика сразу влюбились.

Когда Махашвете пришлось возвратиться во дворец, Пундарика помер, не перенеся с любимой даже краткой разлуки.

В отчаянии Махашвета хочет убить себя. Однако с неба спускается божественный муж, обещая девушке предстоящее свидание с возлюбленным, он уносит тело Пундарики в небо. Вслед за ними в небо устремляется Капинджала.

Девушка остается жить отшельницей поблизости Аччходы.

Позже Махашвета знакомит Чандрапиду с Кадамбари – царевной гандхарвов, что приводит к их пылкой любви. Вскоре Чандралида должен покинуть Кадамбари и вернуться в Удджайини. Оставшийся во главе войска Вайшампаяна влюбляется в Махашвету, которая проклинает его, пророча, что он станет в будущем рождении попугаем.

Это ведет к моментальной гибели Вайшампаяна.

Чандрапида, возвратившийся и узнавший о смерти друга, также сразу помирает. Кадамбари тоже хочет умереть, однако божественный голос повелевает ей оставаться у тела любимого до предстоящего его воскрешения. Вскоре к девушкам с неба спускается Капинджала, который узнал, что Пундарику унес на небо бог луны Чандра.

Данный бог рассказал, что однажды доставил Пундарике своими лучами новые мучения, кроме страданий вследствие любви к Махашвете. Пундарика проклял бога за бессердечие, обрекая его на земное рождение, где он должен был ощутить подобные любовные муки. Чандра на это проклял парня на разделение с ним в новом рождении страданий.

Таким образом, Чандра на земле родился как Чандрапида, а потом как Шудрака. Пундарика сначала был Вайшампаяной, а затем стал попугаем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Краткое содержание Кадамбари Банабхатта