Избранные басни
Крестьянин и Смерть
Холодной зимой старик крестьянин набирает валежника и, кряхтя, несет его в свою дымную лачужку. Остановившись на пути передохнуть, он опускает с плеч вязанку дров, садится на нее и принимается жаловаться на судьбу.
В обращенной к самому себе речи старик вспоминает о том, какую он терпит нужду, о том, как измучили его “подушное, боярщина, оброк”, о том, что за всю жизнь у него не было ни единого радостного дня, и в унынии призывает свою Смерть.
В этот же миг та появляется и вопрошает: “Зачем ты звал меня, старик?”
Испугавшись ее сурового вида, крестьянин быстро отвечает, что-де всего лишь затем, чтобы она помогла ему поднять его вязанку.
Из этой истории ясно видно: как жизнь ни плоха, умирать еще хуже.
Дуб и Тростинка
Однажды Дуб в разговоре с Тростинкой сочувствует ей: она ведь такая тонкая, слабенькая; она клонится под маленьким воробьем, и даже легкий ветер ее шатает. Вот он – он смеется над вихрями и грозами, в любую непогоду стоит прямо и твердо, а своими ветвями может защитить тех, кто растет внизу. Однако
Тростинка не принимает его жалости. Она заявляет, что ветер хотя и гнет ее, но не ломает; Дубу же бури доселе не вредили, это правда, “но – подождем конца!”
И не успевает она это вымолвить, как с севера прилетает свирепый аквилон. Тростиночка припадает к земле и тем спасается. Дуб же держится, держится… однако ветер удваивает силы и, взревев, вырывает его с корнем.
Голубь и Муравей
Как-то молодой Голубь в полуденную жару слетает к ручью напиться и видит в воде Муравья, сорвавшегося со стебелька. Бедняжка барахтается из последних сил и вот-вот утонет. Добрый Голубок срывает побег травы и бросает его Муравью; тот влезает на травинку и благодаря этому спасается. Не проходит и минуты, как на берегу ручья появляется босой бродяга с ружьем. Он видит Голубя и, прельстившись такой добычей, целится в него.
Но Муравей приходит на выручку другу – он кусает бродягу за пятку, и тот, вскрикнув от боли, опускает ружье. А Голубок, заметив опасность, благополучно улетает.
Кошка, превращенная в женщину
Давным-давно жил-был некий чудак, страстно любивший свою кошку. Он не может без нее жить: кладет спать в свою постель, ест с ней из одной тарелки; наконец, решает на ней жениться и молит Судьбу, чтобы она превратила его кошку в человека. Вдруг чудо свершается – на месте киски появляется прекрасная девушка!
Чудак без ума от радости. Он не устает обнимать, целовать и ласкать свою возлюбленную. Та тоже влюблена в него и на предложение руки и сердца отвечает согласием (в конце концов, жених не стар, хорош собой и богат – никакого сравнения с котом!).
Они спешат под венец.
Вот свадьба кончается, гости расходятся, и молодые остаются одни. Но как только счастливый супруг, горя желанием, начинает раздевать свою жену, она вырывается и бросается… куда же? под кровать – там пробежала мышь.
Природной склонности ничем истребить нельзя.
Члены тела и Желудок
В этой басне автор говорит о величии королей и их связи с подданными, пользуясь для этого сравнением с желудком – все тело чувствует, доволен желудок или нет.
Как-то раз Члены тела, устав трудиться для Желудка, решают пожить лишь для собственного удовольствия, без горя, без волнений. Ноги, Спина, Руки и прочие объявляют, что больше не будут ему служить, и, действительно, перестают работать. Однако и пустой Желудок уже не обновляет кровь.
Все тело поражается болезнью. Тут-то Члены узнают, что тот, кого они считали бездельником, пекся об их благе больше их самих.
Так и с королями: лишь благодаря королю и его законам каждый человек может спокойно зарабатывать себе на хлеб.
Некогда люди возроптали на то, что сенату достаются почести, а им – только подати и налоги, и начали бунтовать. Но Меневий Агриппа рассказал им эту басню; все признали справедливость его слов, и народное волнение успокоилось.
Откупщик и Сапожник
Богатый Откупщик живет в пышных хоромах, ест сладко, пьет вкусно. Сокровища его неисчислимы, он всякий день дает банкеты и пиры. Словом, жить бы ему да радоваться, но вот беда – Откупщику никак не удается всласть поспать.
Ночью он не может заснуть не то из-за страха перед разорением, не то в тяжких думах о Божьем суде, а вздремнуть на заре тоже не получается из-за пения соседа, Дело в том, что в стоящей рядом с хоромами хижине живет бедняк-сапожник, такой веселый, что с утра до ночи поет без умолку. Что тут делать Откупщику? Велеть соседу замолчать не в его власти; просил – просьба не действует.
Наконец он придумывает и тотчас посылает за соседом. Тот приходит. Откупщик ласково расспрашивает его о житье-бытье.
Бедняк не жалуется: работы хватает, жена добра и молода. Откупщик спрашивает, а не желает ли Сапожник стать богаче? И, получив ответ, что ни одному человеку богатство не помешает, вручает бедняку мешок с деньгами: “ты мне за правду полюбился”. Сапожник, схватив мешок, бежит домой и той же ночью зарывает подарок в погребе.
Но с тех пор и у него начинается бессонница. Ночью Сапожника тревожит всякий шум – все кажется, что идет вор. Тут уж песни на ум не идут!
В конце концов бедняк возвращает мешок с деньгами Откупщику, присовокупив: “…Живи ты при своем богатстве, А мне за песни и за сон Не надобен и миллион”.
Похороны Львицы
У Льва скончалась жена. Звери, чтобы выразить ему свое сочувствие, собираются отовсюду. Царь зверей плачет и стонет на всю свою пещеру, и, вторя властелину, на тысячи ладов ревет придворный штат (так бывает при всех дворах: люди – лишь отражение настроений и прихотей царя).
Один Олень не плачет по Львице – та в свое время погубила его жену и сына. Придворные льстецы немедленно доносят Льву, что Олень не изъявляет должного горя и смеется над всеобщей скорбью. Разъяренный Лев велит волкам убить изменника. Но тот заявляет, что ему-де явилась почившая царица, вся лучезарная, и приказала не рыдать по ней: она вкусила в раю тысячи наслаждений, познала радости блаженного чертога и счастлива. Услышав такое, весь двор единогласно сходится на том, что Оленю было откровение.
Лев с дарами отпускает его домой.
Владык всегда надо тешить сказочными снами. Даже если они разгневаны на вас – польстите им, и они назовут вас своим другом.
Пастух и Король
Всей нашей жизнью владеют два демона, которым подчинены слабые человеческие сердца. Один из них зовется Любовью, а второй – Честолюбием. Владения второго шире – в них порой включается и Любовь.
Этому можно найти много примеров, но в басне речь пойдет о другом.
В былые времена некий разумный Король, увидев, как благодаря заботам Пастуха стада последнего год от года умножаются и приносят изрядный доход, призывает его к себе, говорит: “Ты пастырем людей достоин быть” и дарует ему звание верховного судьи. Хотя Пастух необразован, он обладает здравым смыслом, и потому судит справедливо.
Как-то раз бывшего пастуха навещает Отшельник. Он советует приятелю не вверяться монаршей милости – она ласкает, грозя опалой. Судья лишь беззаботно смеется, и тогда Отшельник рассказывает ему притчу о слепце, который, потеряв свой бич, нашел на дороге замерзшую Змею и взял ее в руки вместо кнута. Напрасно прохожий убеждал его бросить Змею – тот, уверенный, что его заставляют расстаться с хорошим кнутом из зависти, отказался.
И что же? Змея, отогревшись, ужалила упрямца в руку.
Отшельник оказывается прав. Вскоре к Королю приходят клеветники: они уверяют, что судья думает только о том, как бы разбогатеть. Проверив эти слухи, Король обнаруживает, что бывший пастух живет просто, без роскоши и пышности. Однако клеветники не унимаются и твердят, что судья наверняка хранит свои сокровища в сундуке за семью печатями.
В присутствии всех сановников Король велит открыть сундук судьи – но там находят только старую, заношенную пастушескую одежду, сумку и свирель. Все смущены…
А Пастух, надев эту не возбуждающую зависти и обид одежду, навсегда уходит из судейских палат. Он доволен: он знал час своего могущества и час падения; теперь честолюбивый сон рассеялся, но “у кого ж из нас нет честолюбия, хотя бы на крупицу?”.
Вариант 2
Жан де Лафонтен – французский писатель, вошедший в историю литературы как создатель нового жанра – жанра басни.
Крестьянин и смерть.
Очень короткая история о том, что как бы ни была тяжела твоя жизнь, ничего не может быть хуже смерти.
Крестьянин зимним днем вынужден идти в лес за валежником, чтобы топить свою лачугу. Набрав прилично хвороста, он присел отдохнуть по дороге домой. Тяжелой ему казалась ноша. Сев на вязанку дров, бедолага жалуется на тяжкую жизнь: и нужда замучила, и оброк с боярщиной совсем непосильный стал.
И вот не припоминает он ни одного радостного дня. И совсем разошелся старик, что призвал свою Смерть.
А та не заставила себя долго ждать, тут же явилась. И пришлось деду отказываться, уж больно страшный вид был у Смерти. Попросил подать вязанку – и все.
Все ж умирать то хуже…
Дуб и Тростинка.
Могучий дуб сочувствует тоненькой тростиночке, что она очень слабенькая и беззащитная, ее шатает и от маленького ветерка и от веса воробья. Это не то, что он: прямо и твердо выдерживает любую грозу, и вихрь ему не страшен.
Но Тростинка не принимает жалости к себе. Она уверена, что гибка, и ветер не ломает ее, а только гнет. И да, Дуб стоит твердо, но что будет дальше – никто не знает.
И вот уже налетает северный ветер, свирепый аквилон. Он не на шутку нападает на Дуб. Тот держится со всех сил. Но когда ветер удваивает свою мощь – вырывается с корнем.
А Тростиночка припала к земле, и так и продержалась.
Голубь и Муравей.
Молодой голубь как то в жаркий полдень прилетел к ручью водички напиться. И вдруг увидел маленького тонущего Муравья, барахтающегося из последних силенок. Голубь желает помочь бедняге, кидает ему травинку – и Муравей благополучно спасается из ручья.
Но тут, откуда ни возьмись, к ручью выходит босой бродяжка с ружьем. Увидев голубя, прицеливается в него. Но благодарный Муравей кусает бродягу за пятку, и тот вскрикивает от неожиданности и боли.
И Голубь смог улететь целый и невредимый.
Кошка, превращенная в женщину
Эта басня о чудаке, так любившем свою кошку, что выпросил у Судьбы ее превращение в человека. Судьба услышала его страстную просьбу, и любимая кошка превратилась в прекрасную девушку.
Радости нет предела, Чудак обнимает и целует возлюбленную, делает ей предложение. А Кошка и согласна: жених богат, хорош собой, уж лучше, чем кот в любом случае.
Вот и свадебку играют, уже и гости расходятся, молодые остаются одни: новоиспеченный супруг горит желанием…. Но жена вырывается из его рук……и под кровать, за мышью. Природу ведь не обманешь.
Члены тела и Желудок
Как то все Члены тела решили больше не работать для Желудка, а пожить своей беззаботной жизнью. Как сказали – так и сделали, перестают что-либо делать. Но и пустой Желудок ничего не делает: сил нет, кровь не обновляется. Тело поражает болезнь.
Тут и Члены задумываются о роли Желудка.
В этой басне проведена параллель между королями и их подданными и Желудком и Членами тела.
Откупщик и Сапожник
Откупщик богат и живет всласть: и хоромы, и сокровища, а уж еда и питье – все ладно. А вот одна беда – не спит по ночам, все мысли то о разорении, то о Божьем суде. А под утро – вот уснул бы уже – так сосед – сапожник встает, и песни веселые поет.
И никак он повлиять на Сапожника не может, поэтому решает подкупить.
Расспрашивает о житие – бытие, и дает мешок с деньгами. И вот с этих пор началась у сапожника бессонница, теперь он воров стал бояться. И не до песен стало.
Так и вернул мешок Откупщику, песни и сон ему дороже.
Похороны львицы.
У царя зверей умерла жена, он плачет и скорбит, и за ним все Звери делают то же самое. Все, кроме Оленя.
Когда то Львица погубила его семью, и он не скорбит со всеми. Тут же об этом доносят Льву. Тот разъярен, и требует наказать Оленя.
Но умный Олень рассказывает небылицу, что ему явилась Львица и велела за ней не плакать. Дескать, она в раю, и с ней все хорошо. И Лев одаривает Оленя и отпускает
Мораль: льстите владыкам.
Пастух и Король
Автор вначале делает акцент на двух демонах, которым подчинены слабые человеческие сердца: Любовь и Честолюбие. Второй – шире.
Разумный Король, оценив работу Пастуха, делает его Верховным судьей. Тот, хоть и неграмотен, но обладает здравым смыслом и смекалкой, и судит справедливо.
Завистники и клеветники постоянно доносят Королю на Пастуха, говоря о богатстве, который тот нажил на этой должности. Но проверки жилища, ни одна, ни вторая ничего не дали. Кроме того, что когда открыли сундук при очередной проверке, нашли там нехитрую пастушью одежду и свирель, Пастух одевает ее, и навсегда уходит из судейских палат.
Честолюбивый сон рассеялся, но кто этим не грешил?