Краткое содержание История вечности Борхес

История вечности

Произведения, вошедшие в цикл “История вечности”, объединены прежде всего интересом автора, их отличают свои особенности, некая цикличность, повторяемость событий во времени, замкнутость…

Один из рассказов, включенных в “Историю вечности”, – “Приближение к Альмутасиму”.

Рассказ представляет собою нечто вроде рецензии на появившийся в Бомбее в 1932 г. роман, написанный адвокатом Миром Бахадуром. Герой романа, чье имя ни разу не названо, – студент права в Бомбее. Он отошел от религии своих родителей – ислама, но на исходе десятой ночи месяца мухаррама оказывается в гуще потасовки между мусульманами и индусами. Три тысячи человек дерутся, и студент-вольнодумец, потрясенный этим, вмешивается в борьбу.

В отчаянной драке он убивает (или думает, что убивает) индуса. Появляется конная полиция и принимается хлестать всех подряд. Студенту удается убежать почти из-под конских копыт. Он добирается до окраины города и, перелезши через ограду, оказывается в запущенном саду, в глубине которого высится башня.

Свора собак с шерстью

“лунного цвета” кидается на него из-за черных кустов. Преследуемый студент ищет спасения в башне. Он взбегает по железной лестнице, на которой не хватает нескольких ступенек, и оказывается на плоской крыше с зияющим колодцем в центре. Там он встречает изможденного человека, который признается, что его занятие – красть золотые зубы трупов, которые на ночь оставляют в башне. Рассказывает он и другие мерзкие вещи, со злобой говорит о каких-то людях из Гуджарата.

На рассвете обессиленный студент засыпает, а проснувшись, обнаруживает, что вор исчез, а с ним – несколько сигарет и серебряных рупий студента. Вспоминая о прошедшей ночи, студент решает затеряться на просторах Индии. Он размышляет о том, что оказался способен убить идолопоклонника, но вместе с тем не знает, кто более прав – мусульманин или идолопоклонник. Из головы у него не выходит название “Гуджарат”, а также имя некой “малкасанси”, женщины из касты грабителей, на которую с особенной злостью обрушивался грабитель трупов.

Студент приходит к выводу, что злоба такого гнусного человека может быть приравнена к похвале, и решает – без особой надежды – отыскать эту женщину. Помолясь, студент неторопливо пускается в путь.

Далее в повествовании появляется множество действующих лиц, а приключения студента продолжаются на низменностях Паланпура, на один вечер и одну ночь герой задерживается у каменных ворот Биканера, он видит смерть слепого астролога в предместье Бенареса, становится участником заговора в Катманду, молится и блудит среди чумного зловония Калькутты, наблюдает рождение дня на море из конторы в Мадрасе, наблюдает умирание дня на море с балкона в штате Траванкор и замыкает орбиту расстояний и лет в том же Бомбее в нескольких шагах от сада с собаками лунной масти. Неверующий и сбежавший с родины студент попадает в общество людей самого низкого пошиба и приспосабливается к такой жизни. Внезапно он замечает в одном из окружающих его подонков какое-то смягчение: нежность, восхищение, молчание. Студент догадывается, что сам его собеседник не способен на такой внезапный взлет, следовательно, в нем отразился дух какого-то друга или друга его друга. Раздумывая над этим, студент приходит к мистическому убеждению: “Где-то на земле есть человек, от которого этот свет исходит; где-то на земле есть человек, тождественный этому свету”.

И студент решает посвятить жизнь поискам этого человека.

Он ловит слабые отблески, которые эта душа оставила в душах других: в начале – легкий след улыбки или слова; в конце – яркое горение разума, воображения и доброты. По мере того как обнаруженные студентом люди оказываются все более близко знакомыми с Альмутасимом, доля его божественности все увеличивается, но понятно, что это лишь отражения. Перед Альмутасимом студент встречает приветливого и жизнерадостного книготорговца, а перед ним – святого.

После многолетних странствий студент оказывается в галерее, “в глубине которой дверь и дешевая циновка со множеством бус, а за нею сияние”. Студент спрашивает Альмутасима. Мужской голос, невероятный голос Альмутасима, приглашает его войти.

Студент отодвигает циновку и проходит.

На этом заканчивается изложение самого текста и следуют некоторые критические замечания: Мир Бахадур Али писал роман как аллегорию: Альмутасим – это символ Бога, а этапы пути героя – это в какой-то мере ступени, пройденные душой в мистическом восхождении. По некоторым описаниям можно судить, что Альмутасим должен внушать идею о едином Боге. В первой сцене романа можно найти аналогии с рассказом Киплинга “В городской стене”.

Следует также отметить, что существуют некие точки соприкосновения романа с “Беседой птиц” Фаридаддина Аттара. Содержание этой поэмы персидского мистика состоит в следующем: прилетевший издалека царь птиц Симург (чье имя означает “Тридцать птиц”) роняет в центре Китая великолепное перо, и птицы, уставшие от анархии, отправляются на его поиски. Они преодолевают семь долин или морей. Многие из странников отказываются от поисков, многие погибают.

Пройдя очищение, лишь тридцать птиц вступают на гору Симурга. Вот они видят его, и им становится ясно, что они и есть Симург и что Симург – каждая из них и все они вместе. Точками соприкосновения с романом Мира Бахадура Али можно считать несколько слов, приписываемых Альмутасиму, которые развивают сказанное прежде героем, это (и другие туманные аналогии) может служить обозначению тождества искомого и ищущего, означать тождество искомого и ищущего, может означать, что последний влияет на первого.

В одной из глав содержится намек на то, что Альмутасим и есть тот “индус”, которого студент, как ему кажется, убил.

Вариант 2

Рассказы, которые вошли в цикл “История вечности”, отличаются между собой некоторыми особенностями, имеют свою цикличность, периодичность и характер. Одним из этих рассказов является “Приближение к Альмутасиму”. Это похоже на рецензию на ранее вышедший роман адвоката Мира Махадура. Главный герой романа безымянный студент, учащийся в Бомбее.

Отошедший от ислама, он оказывается в эпицентре драки между мусульманами и индусами. Ввязавшись в потасовку, он сгоряча убивает (ему так казалось) индуса. Сбежав от полицейской облавы, он оказывается на окраине города.

Преодолев забор, он видит сад, в глубине которого видна башня. Он спасается от собак, напавших на него, и вбегает в башню. Там знакомится с мародером, ворующим золотые зубы у хранящихся в башне трупов.

Утром, проснувшись, он обнаружил пропажу сигарет и нескольких рупий. Вспомнив ночные события, он хочет потеряться, дабы избежать наказания. Размышляя о своем поступке, не может решить кто прав, мусульманин или индус.

Не уходит из головы также имя женщины, о которой с особой злостью отзывался ночной собеседник. Он решает отправиться на поиски. В рассказе появляется много героев, а приключения только начинаются.

Он был свидетелем смерти слепого астролога, стал участником заговора, побывал в Калькутте, увидел рассвет на море в Мадрасе и закат в Траванкоре.

Замыкается череда событий в Бомбее, в паре шагов от того самого сада. Он приживается в обществе самого низкого пошиба. Но внезапно, он видит в одном из окружающих его людей мягкость, нежность, восхищение. Ему хочется верить в то, что где-то живет человек, от которого исходит свет. Он хочет разыскать Альмутасима.

В других людях он улавливает лишь отблески того света. Божественность растет вместе с количеством обнаруженных студентом людей, которые были с ним знакомы. Но это лишь отражения. Спустя много лет, посвященных странствия, он оказывается в галерее.

Спросив Альмутасима, его в ответ приглашают войти. Он отодвигает дверь и входит. После этого следуют критические замечания самого автора произведения.

Мир Махадур создал роман в виде аллегории.

Альмутасим обозначает Бога, а студент – это душа, прошедшая некие ступени к восхождению. Читая рассказ, напрашивается мысль о том, что Альмутасим в какой-то мере должен внушить идею, что Бог единый. Существует некая схожесть с “Беседой птиц”, смысл которой косвенно соприкасается со словами Альмутасима.

Он говорил о привязанности ищущего и искомого, об их тесной взаимосвязи и влиянии. В одной из глав читается намек о том, что Альмутасим – это “убитый” индус.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Краткое содержание История вечности Борхес