История абдеритов
Действие происходит в древнегреческом городе Абдера. Этот город, расположенный во Фракии, прославился в истории человечества глупостью своих жителей, так же как немецкий город Шильда или швейцарский город Лаленбург.
Единственным здравомыслящим человеком в Абдере является философ Демокрит. Он родом из этого города. Отец его умер, когда Демокриту было двадцать лет. Он оставил ему приличное наследство, которое сын употребил на путешествия по всему свету. Возвратившись в родной город после двадцатилетнего отсутствия, Демокрит, к великому сожалению жителей Абдеры, уединяется, вместо того чтобы поведать им о своих странствиях.
Ему чужды замысловатые рассуждения о происхождении мира, философ пытается сначала узнать причину и строение простых вещей, которые окружают человека в повседневной жизни.
Демокрит в своем уединенном жилище занимается естественнонаучными опытами, которые жителями Абдеры воспринимаются как колдовство. Желая посмеяться над соотечественниками, Демокрит “признается”, что может испытать верность жены мужу. Для этого
нужно положить женщине на левую грудь во время сна язык живой лягушки, тогда она расскажет о своих прелюбодеяниях.
Все абдеритские мужья принимаются ловить земноводных, чтобы проверить честность своих жен. И даже когда оказывается, что все без исключения абдеритские жены верны своим мужьям, никому не приходит в голову, как ловко сыграл на их наивности Демокрит.
Воспользовавшись тем, что взгляды философа не находят понимания у окружающих, один из его родственников хочет доказать, что Демокрит безумен. Это даст ему право взять над больным человеком опеку и завладеть его наследством. Сначала обвинение родственника строится на том, что в городе, где лягушки пользуются особым почитанием, философ ловит их и проводит над ними свои опыты. Главным обвинителем против Демокрита выступает архижрец богини Латоны. Узнав об этом, ответчик посылает верховному жрецу к ужину в подарок павлина, начиненного золотыми монетами.
Жадный служитель культа снимает подозрение с Демокрита, но родственник не успокаивается. Наконец дело доходит до того, что суд вызывает для медицинской экспертизы в Абдеру Гиппократа, Великий врач прибывает в город, он встречается с Демокритом и объявляет, что тот – единственный человек в Абдере, которого можно считать вполне здоровым.
Одно из основных увлечений абдеритов – это театр. Однако пьесы, которые ставятся на сцене театра, музыкальное сопровождение и игра актеров доказывают абсолютное отсутствие вкуса у абдеритов. Для них все пьесы хороши, а игра актеров тем искуснее, чем она менее естественна.
Однажды в театре Абдеры давали “Андромеду” Еврипида под музыкальное сопровождение композитора Грилла. На представлении среди зрителей случайно оказался Еврипид, который по пути в столицу Македонии Пеллу решил посетить республику, “столь известную остроумием своих граждан”. Все были крайне удивлены, когда иностранцу не понравилась пьеса, а в особенности музыка, которая, по его мнению, абсолютно не соответствует замыслу поэта.
Еврипида обвиняют, что он на себя много берет, тогда ему приходится сознаться, что он и есть автор трагедии. Ему не верят и даже сравнивают с бюстом поэта, который установлен над входом в абдеритский национальный театр, но в конце концов принимают как дорогого гостя, показывают город и уговаривают дать представление на сцене их театра. Еврипид ставит вместе со своей труппой “Андромеду”, музыку к которой он тоже сочинил сам. Сначала абдериты были разочарованы: вместо привычных искусственных страданий героев и громких воплей на сцене все происходило, как в обычной жизни, музыка была спокойной и гармонировала с текстом.
Представление настолько сильно подействовало на воображение зрителей, что на следующий день вся Абдера заговорила ямбами из трагедии.
В четвертой книге “Истории.”описывается судебный процесс о тени осла. Зубодер по имени Струтион, у которого ожеребилась ослица, нанимает осла, чтобы поехать в другой город. Погонщик осла сопровождает его в дороге.
По дороге зубодеру становится жарко, а так как крутом не было ни деревца, он слезает с осла и садится в его тень. Хозяин осла требует с Струтиона дополнительную плату за тень животного, тот же считает, что “он будет трижды ослом, если это сделает”. Погонщик возвращается в Абдеру и подает на зубодера в суд. Начинается длительная тяжба.
Постепенно весь город втягивается в судебное разбирательство и разделяется на две партии: партию “теней”, поддерживающих зубодера, и партию “ослов”, поддерживающих погонщика.
На заседании Большого совета, в который входит четыреста человек, присутствуют почти все жители Абдеры. Выступают представители обеих сторон. Наконец, когда страсти достигают предела и уже никто не понимает, почему столь простое дело стало неразрешимым, на улице города появляется осел. До этого он все время стоял в городской конюшне.
Народ, увидя причину ставшего всеобщим несчастья, бросается на бедное животное и разрывает его на тысячу кусков. Обе стороны соглашаются с тем, что дело исчерпано. Ослу же решено поставить памятник, который должен служить напоминанием всем, “как легко может погибнуть цветущая республика из-за тени осла”.
После знаменитого судебного процесса в жизни Абдеры сначала архижрец Ясона Агатирс, а за ним и все граждане республики начинают усиленно разводить лягушек, которые считаются в городе священными животными. Вскоре Абдера вместе с прилегающими к ней областями превращается в сплошной лягушачий пруд. Когда это чрезмерное количество лягушек было наконец замечено, то сенат города принимает решение уменьшить их число. Однако никто не знает, как это сделать, способ же, предложенный Академией Абдеры – употреблять лягушек в пишу, – у многих вызывает возражения. Пока дело находилось в обсуждении, город наводнили огромные полчища крыс и мышей.
Жители покидают родные места, унося с собой священное золотое руно из храма Ясона. На этом заканчивается история знаменитой республики. Жители ее переселились в соседнюю Македонию и там ассимилировались с местным населением.
В заключительной главе книги, которая носит название “Ключ к истории абдеритов”, автор еще раз подчеркивает сатирико-дидактический характер своего произведения: “Все человеческие расы изменяются от переселения, и две различные расы, смешиваясь, создают третью. Но в абдеритах, куда бы их ни переселяли и как бы они ни смешивались с другими народами, не заметно было ни малейшей существенной перемены. Они повсюду все те же самые дураки, какими были и две тысячи лет тому назад в Абдере”.
Вариант 2
События происходят в древнегреческом городе Абдера. Сам город находится во Фракии. Он популярен тем, что прославился своими глупыми жителями.
Единственный здравомыслящий человек в этом городе – Демокрит. Он путешествовал по всему миру в течение двадцати лет, после смерти его отца. Возвратившись в Абдеру, он поселился особняком, чем вызвал недовольство у жителей, которые ждали от него рассказов о мире.
Но Демокрит хотел сначала понять суть простых вещей, которые окружают человека в повседневной жизни.
Жители города думают, что Демокрит занимается колдовством в своем доме. Он, чтобы посмеяться над соотечественниками, сказал, что есть один способ, чтобы проверить верность жены. Нужно положить язык лягушки на левую грудь спящей, и она расскажет обо всех своих изменах. Все мужчины принялись ловить лягушек, и оказалось что у всех верные жены.
Но никто не мог подумать о том, что Демокрит просто посмеялся над ними.
Состоянием философа, желает завладеть его родственник, который пытается обвинить его в безумии. Он подговаривает архижреца богини Латоны, который выступает обвинителем. Но Демекрит прислал жрецу павлина набитого золотом, и жрец снял все обвинения.
Родственник не смог успокоиться и вызывает для экспертизы в Абдеру известного Гиппократа. Обследовав Демокрита, Гиппократ сказал, что он единственный человек в городе, кого можно считать здоровым.
Одним из основных удовольствий абдеритов, является театр. Но все пьесы, которые были здесь поставлены, отличаются безвкусицей. Для них самыми лучшими пьесами считаются те, которые лишены смысла.
В одно время жители Абдеры пришли посмотреть на постановку “Андромеды” Евридипа. Здесь же оказался и сам Евридип, который проезжал через город в столицу Македонии Пеллу. Он был потрясен такой бездарной постановкой и выразил свое мнение.
Но жители были удивлены его мнению. Евридипу пришлось сказать, что он и является автором пьесы. Жители города попросили показать это представление в его постановке. Изначально зрители были разочарованы.
Вся постановка сопровождалась гармоничным сочетанием музыки и текста. А на следующий день весь город говорил ямбами из пьесы.
Еще одна история описывает судебный процесс о тени осла. Стоматолог по имени Струтион, нанял осла, чтобы поехать в другой город. Осла сопровождает его хозяин.
По дороге стоматологу становится жарко, и он решил прилечь в тени осла. Хозяин животного сказал, что стоматологу придется платить дополнительную плату за тень осла. То не пожелал платить и погонщик, по возвращении в Абдеру подал на стоматолога в суд.
Дело обрело огласку, и многие граждане города разделились на два лагеря. Одни были за истца, другие за ответчика. Когда дело зашло в тупик, неожиданно появился, сам осел. Люди со всех сторон бросились на бедное животное и разорвали его на части.
После этого было решено, что дело исчерпано, а ослу нужно поставить памятник.
Еще один случай произошел, когда город заполонили лягушки. Люди с недавних пор стали считать лягушек священными земноводными, и не трогали их. Когда лягушек стало столько, что в городе было невозможно ходить, власти стали решать, что делать.
Пока они думали, город заполонила толпа крыс. В ужасе люди покинули город и переселились в соседнюю Македонию.