Господа ташкентцы
Вся книга построена на границе аналитического, гротескового очерка и сатирического повествования. Так что же это за креатура – ташкентец – и чего она жаждет? А жаждет она лишь одного – “Жрать!”. Во что бы то ни было, ценою чего бы то ни было. И Ташкент превращается в страну, населенную вышедшими из России, за ненадобностью, ташкентцами.
Ташкент находится там, где бьют по зубам и где имеет право гражданственности предание о Макаре, телят не гоняющем, то есть – везде. Ташкент существует и на родине, и за границею, а истинный Ташкент – в нравах и сердце человека. И хотя, с одной стороны, куда ни плюнь, везде у нас ташкентцы, с другой – стать ташкентцем не так уж и просто.
В большинстве случаев ташкентец – это дворянский сын, образование его классическое, причем испаряется оно немедленно по оставлении школьной скамьи, что отнюдь не мешает ташкентцу быть зодчим и дерзать, ибо не боги горшки обжигали.
Тут лицо повествующее переходит к своему личному опыту, вспоминает о своем воспитании в одном из военно-учебных заведений. Основы образования
сводятся к следующему: в стране своих плодов цивилизации нет; мы должны их только передавать, не заглядываясь на то, что передаем. Для исполнения сего благородного дела герой направляется конечно же в Петербург, где попадает на прием к Пьеру Накатникову, своему бывшему однокашнику, лентяю и олуху, достигшему степеней известных.
Тут проясняются основные принципы цивилизаторской деятельности: русский становой и русская телега; а главное – ташкентец получает в казначействе деньги на казенные просветительские нужды; садится в поезд и… приходит в себя то ли в Тульской, то ли в Рязанской губернии – без денег, без вещей; ничего не помнит, кроме одного: “я пил…”.
Ну что же, теперь хоть свои, российские губернии цивилизовать бы, если не удается это проделать с зарубежными. С этой целью на клич генерала: “Ребята! с нами Бог!” – в летний Петербург, терзаемый наводнением (Петропавловская крепость, последний оплот, сорвалась с места и уже уплывала), собрались ташкентцы-старатели.
Отбор годных шел по национально-вероисповедальному признаку: четыреста русских, двести немцев с русскими душами, тридцать три инородца без души и тридцать три католика, оправдавшихся тем, что ни в какую церковь не ходят. Начинается ассенизаторская работенка: пужают стриженых девиц на Невском проспекте; по ночам врываются в квартиры к неблагонамеренным, у которых водятся книги, бумага и перья, да и живут они все в гражданском браке. Веселье неожиданно прерывается, когда ташкентец по ошибке порет статского советника Перемолова.
Следующие экземпляры ташкентцев автор характеризует как относящихся к подготовительному разряду. Так, у Ольги Сергеевны Персияновой, интересной вдовы, упорхнувшей в Париж, растет сын Nicolas, чистая “куколка”, которого воспитывают тетенька и дяденька с целью сделать из него благородного человека. Как убеждается маменька, вернувшись восвояси и застав свою “куколку” в уже более-менее зрелом возрасте, цель с успехом достигнута. Но в полной мере credo юного отпрыска разворачивается в имении Перкали, куда он приезжает на летние каникулы и где сходится с соседом, немногим старше него, Павлом Денисычем Мангушевым. Молодой ташкентец и с маменькой уже разворачивает свои лозунги и транспаранты: революций не делаю, заговоров не составляю, в тайные общества не вступаю, оставьте на мою долю хотя бы женщин!
Нигилисты – это люди самые пустые и даже негодяи… нигде так спокойно не живется, как в России, лишь бы ничего не делать, и никто тебя не тронет… В компании же матереющего ташкентца, проповедующего, что они, помещики, должны оставаться на своем посту, оттачиваются, за обедом и возлияниями, за осмотром конюшни, и другие формулировки: наши русские более к полевым работам склонность чувствуют, они грязны, но за сохой – это очарование… Но каникулы кончаются, кое-как завершается и ненавистная учеба, маменька покупает экипаж, мебель, устраивает квартирку – “сущее гнездышко”, откуда и раздается ташкентский грай, обращенный к неведомому врагу: “А теперь поборемся! “
И на сцену вылетает новый тип ташкентца с этикеткой “палач”. Персона эта – один из воспитанников закрытого учебного заведения для детей из небогатых дворянских семей, и действие разворачивается в конце 30-х гг. “Палачом” же Хлынова прозвали потому, что, узнав, что начальство собирается его отчислить за невиданную леность, он подал прошение об определении его в палачи куда угодно по усмотрению губернского правления. И правда, мера жестокости и силы у этого несчастного тупоумного невиданные.
Соученики его трепещут и вынуждены делиться с ним провизией, учителя же, пользуясь тем, что Хлынов сам трепещет всякого начальства, измываются над ним нещадно. Единственный приятель Хлынова – Голопятов по прозвищу “Агашка”. Вместе они стоически переносят еженедельные порки, вместе проводят рекреации, то нещадно мутузя друг друга, то делясь опытом, кто из дядек как дерет; то впадая в унылое оцепенение, то распивая сивуху где-нибудь в темном углу.
Родные вспоминают о Хлынове только перед началом летних каникул, тогда и забирают его в усадьбу, стоящую посередине села Вавилова.
Помимо отца и матери “Палача”, Петра Матвеича и Арины Тимофеевны, там живут еще два их сына-подростка, старый дедушка Матвей Никанорыч и братец Софрон Матвеич. Семейство подозревает, что дед где-то прячет свои деньги, следит за ним, да выследить ничего не может. За Петром Матвеичем держится слава лихого исправника, но из своих рейдов-налетов в дом притащить он ничего не умеет. “Рви!” – наставляет Хлынов-старик Хлынова-отца. “…Я свои обязанности очень знаю!” – отвечает на это Петр Матвеич. “Палач” с радостью уезжал из дома в учебное заведение: уж пусть лучше чужие тиранят, чем свои. Но теперь он лелеет одну надежду – покончить с ненавистной учебой и устроиться на военную службу. За такое вольнодумие и непослушание папенька дерет его как сидорову козу.
Экзекуция поражает всех домашних. “Палач” притворяется, будто и он удручен; на самом же деле с него как с гуся вода. Вернувшись в учебное заведение, “Палач” узнает, что “Агашку” опекун отдает в полк. Дружества ради “Агашка” решает помочь приятелю.
Вместе они дебоширят так, что через несколько недель их исключают. Радостные и возбужденные, они подбадривают друг друга: “Не пропадем!”
Ташкентец из следующего очерка, по видимости, во всем противоположен “Палачу” и “Агашке”. Миша Нагорнов – поздний сын статского советника Семена Прокофьевича и его супруги Анны Михайловны, с раннего детства и до своего вступления в самостоятельную жизнь всегда, во всем и везде радовал и утешал родителей, наставников, учителей, товарищей. Чем более вырастал Миша, тем благонравней и понятливей он становился. В раннем детстве набожный, в школе всегда первый ученик – и не почему-либо, а просто для него это было радостно и естественно.
Судебная реформа по времени совпала с последними годами учебы Михаила Нагорнова. Молодые люди развлекаются тем, что представляют судебное заседание с присяжными, прокурором, адвокатом, судьями. Нагорного так и тянет пойти по адвокатской дорожке, денежной, блестящей, артистической, хотя он понимает, что солидней, да и благонадежней, с государственной точки зрения, прокурорская карьера. К тому же и отец категорически требует, чтобы сын стал государственным обвинителем. Легкость и доступность карьеры, обильный и сытный куш – все это отуманивает головы еще не доучившихся ташкентцев.
Рубль, выглядывающий из кармана наивного простеца, мешает им спать. Наконец сдан последний экзамен; будущие адвокаты и прокуроры, усвоившие уроки демагогии и беспринципности (лишь бы урвать свой жирный кусок), рассыпаются по стогнам Петербурга.
Герой последнего жизнеописания, Порфиша Велентьев, – ташкентец чистейшей воды, вся логика его воспитания и образования подводит его к совершенному умению из воздуха чеканить монету – он выступает автором проекта, озаглавленного так: “О предоставлении коллежскому советнику Порфирию Менандрову Велентьеву в товариществе с вильманстрандским первостатейным купцом Василием Вонифатьевым Поротоуховым в беспошлинную двадцатилетнюю эксплуатацию всех принадлежащих казне лесов для непременного оных, в течение двадцати лет, истребления”. Отец Порфирия, Менандр, получил блестящее духовное образование, но пошел не в священники, а воспитателем в семью князя Оболдуй-Щетина-Ферлакур. Благодаря княгине пообтесался, а позже получил весьма выгодное место чиновника, облагающего налогами винокуренные заводы.
Женился на троюродной племяннице княгини из захудалого грузино-осетинского рода князей Крикулидзевых. И до, и после женитьбы Нина Ираклиевна занималась спекуляцией на купле-продаже крестьян, отдаче их в солдаты, продаже рекрутских квитанций, покупке на своз душ. Но главными учителями Порфиши Велентьева в обретении наживательных навыков стали мнимые маменькины родственники, Азамат и Азамат Тамерланцевы. Они так ввинчиваются в обиход дома, семьи, что никакой метлой их потом вымести невозможно. Слуги их почитают за своих, Порфише они показывают фокусы с появлением-исчезновением монеток, детский слабый отзвук их картежного шулерскою заработка.
Другое потрясение молодого Велентьева – уроки политэкономии, которые он получает в своем учебном заведении. Все это заставляет его смотреть с презрением и свысока на наивные, по новейшим временам, усилия родителей. И уже Менандр Семенович Велентьев чует в сыне, с его наивнейшими способами накопления богатств, реформатора, который старый храм разрушит, новый не возведет и исчезнет.
Вариант 2
Произведение “Господа ташкентцы” представляет собой картину нравов, которые базировались на царско-сельских впечатлениях Михаила Салтыкова-Щедрина. В книге переплетаются два образа повествования – внешний (концепция воспитания будущих чиновников) и внутренний (исследование автором Ташкента).
Все начинается со вставного эпизода, в котором поэт Кукольник рассказывает композитору Глинке исторические факты Литвы. Так между ними происходит разговор, в ходе которого поэт говорит, что если ему прикажут, то он готов стать кем угодно. Также читатель узнает о процветании низшего сорта.
Если человек увидел в шкафу книгу законов, то он уже сразу считает себя юристом.
Центральным образом книги является Ташкент, жители которого были баранами. Они обладали такими качествами – плотоядство и инстинкт накопления. Среди ташкентцев имеются те, которые воруют государственную собственность (казнокрады) и те которые воруют частную.
Некоторые жители Ташкента сеют внутреннюю смуту, а другие – внешнюю. Отличительным качеством народа является космополитизм. Они не имеют собственной Родины, а все их чувства связаны с заработком денег.
Вторым же образом в книге является народ – “люди лебеды” (за неимением еды стоят у стены и питаются только лебедой). Здесь автор описывает жизнь некоторых ташкентцев. Так читатели узнают о Николе Персианове, который был сановником. Он часто беседует с помещиком Мангушевым о дружбе, справедливости и добре. Его образ автор выстроил в линию всяких неожиданностей.
Следующим стал Хмылов, который был очень жестоким парнем. Он заставлял одноклассников делать за него работу, а также забирал у них все: деньги и еду. Хмылов имел огромную силу, а также переменчивое настроение.
Такие как он могут стереть все на своем пути.
Дальше Михаил Салтыков-Щедрин пишет о Мише Нагорнове, который был мягким, умным и либеральным. Он будущий юрист, мечтающий работать в прокуратуре или же податься в адвокаты. Михаил хотел иметь все и сразу, как и Хмылов. Также читатели узнают о Порфирии Велентьеве.
Он финансист, к тому же умный, изворотливый и умеющий показаться вышестоящим. Порфирий предложил проект, в котором армия и флот могла бы питаться колбасой из еловых шишек с добавками. Автор изображает народ Ташкента как муравейник, который мог выбирать и мог мыслить.
Основной задачей Михаила Салтыкова-Щедрина – установить истоки общественной драмы и понять смысл разных неожиданностей, которые происходят в жизни людей. “Господа ташкентцы” – это роман об исследовании современности, а его автор стал социологом и психологом.