Краткое содержание Герой нашего времени Лермонтов

Герой нашего времени
Бэла

1830-е годы. Завоевание Кавказа, знавшее куда более “бурные дни”, близится к завершению. “Чуждые силы”, конечно, тяготят “край вольности святой”, и он, естественно, негодует, однако же не настолько, чтоб перекрыть Военно-Грузинскую дорогу. На ней-то и встречается автор, офицер русских колониальных войск, с ветераном Кавказской войны штабс-капитаном Максимом Максимычем. До Владикавказа, куда держат путь наши армейцы, не так уж и далеко, но гололед и внезапный буран вынуждают их дважды останавливаться на ночлег.

Под чаек из чугунного чайника Максим Максимыч и рассказывает любознательному, как все пишущие и записывающие люди, попутчику действительное происшествие из своей жизни.

Это сейчас пятидесятилетний штабс-капитан числится кем-то вроде интенданта, а пять лет назад был он еще строевым офицером – комендантом сторожевой крепости и стоял со своею ротой в только что замиренной Чечне. Случается, конечно, всякое – “каждый день опасность” (“народ кругом дикий”), – но в общем с замиренными “дикарями” замирители

живут по-соседски, пока в “скучной” крепости не появляется Григорий Александрович Печорин, блестящий гвардеец, переведенный в армию и полусосланный на Кавказ за какую-то скандально-светскую провинность.

Прослужив под началом у Максима Максимыча около года, двадцатипятилетний прапорщик, с виду такой тоненький да беленький, успевает положить глаз на прехорошенькую дочку местного “мирного” князя, с помощью младшего брата Бэлы – Азамата – умыкнуть ее из отчего дома, приручить, влюбить в себя до страсти, а через пару месяцев сообразить: любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни.

Уж на что прост Максим Максимыч, а понимает: затеянное Печориным (от скуки!) романтическое предприятие добром не кончится. Кончается и впрямь худо: переделом краденого. Дело в том, что Печорин расплачивается с Азаматом не своим золотом, а чужим – бесценным – конем, единственным достоянием удальца Казбича.

Казбич, в отместку, похищает Бэлу и, поняв, что от погони не уйти, закалывает ее.

Максим Максимыч

Рассказанная штабс-капитаном “историйка” так и осталась бы путевым эпизодом в “Записках о Грузии”, над которыми работает автор, если б не дорожный сюрприз: задержавшись во Владикавказе, он становится очевидцем нечаянной встречи Максима Максимыча с Печориным, вышедшим в отставку и направляющимся в Персию.

Понаблюдав за бывшим подчиненным штабс-капитана, автор, замечательный физиономист, убежденный, что по чертам лица можно судить о характере человека, приходит к выводу: Печорин – лицо типическое, может быть, даже портрет героя времени, самой жизнью составленный из пороков бесплодного поколения. Короче: тянет на суперсовременный, психологический роман, ничуть не менее любопытный, чем “история целого народа”. Вдобавок он получает в полное свое распоряжение уникальный документ. Осерчав на Григория Александровича, Максим Максимыч сгоряча передает попутчику “печоринские бумаги” – дневник, забытый им в крепости при спешном отъезде за хребет – в Грузию.

Извлечения из этих бумаг – центральная часть “Героя нашего времени” (“Журнал Печорина”).

Тамань

Первая главка этого романа в романе – авантюрная новелла “Тамань” подтверждает: штабс-капитан, при всем своем простодушии, верно почувствовал характер погубителя Бэлы: Печорин – охотник за приключениями, из тех бессмысленно-действенных натур, что готовы сто раз пожертвовать жизнью, лишь бы достать ключ к заинтриговавшей их беспокойный ум загадке. Судите сами: трое суток в пути, приезжает в Тамань поздно ночью, с трудом устраивается на постой – денщик храпит, а барину не до сна. Охотничий инстинкт и дьявольская интуиция нашептывают: слепой мальчик, пустивший его “на фатеру”, не так слеп, как говорят, а фатера – даром что кособокая мазанка – не похожа на семейную хату.

Слепой и впрямь ведет себя странно для незрячего: спускается к морю по отвесному склону “верной поступью”, да еще и волочит какой-то узел. Печорин крадется следом и, спрятавшись за прибрежным утесом, продолжает наблюдение. В тумане обозначается женская фигура. Прислушавшись, он догадывается: двое на берегу ждут некоего Янко, чья лодка должна незаметно пробраться мимо сторожевых судов. Девушка в белом тревожится – на море сильная буря, – но отважный гребец благополучно причаливает.

Взвалив привезенные тюки на плечи, троица удаляется.

Загадка, показавшаяся Печорину замысловатой, разрешается легче легкого: Янко привозит из-за моря контрабандный товар (ленты, бусы да парчу), а девушка и слепой помогают его прятать и продавать. С досады Печорин делает опрометчивый шаг: в упор, при старухе хозяйке, спрашивает мальчика, куда тот таскается по ночам. Испугавшись, что постоялец “донесет” военному коменданту, подружка Янко (Печорин про себя называет ее ундиной – водяной девой, русалкой) решает отделаться от не в меру любопытного свидетеля.

Приметив, что приглянулась мимоезжему барину, русалочка предлагает ему ночную, тет-а-тет, лодочную прогулку по неспокойному морю. Печорин, не умеющий плавать, колеблется, но отступать перед опасностью – не в его правилах.

Как только лодка отплывает на достаточное расстояние, девушка, усыпив бдительность кавалера пламенными объятиями, ловко выкидывает за борт его пистолет. Завязывается борьба. Суденышко вот-вот перевернется.

Печорин – сильнее, но дева моря гибка, будто дикая кошка; еще один кошачий бросок – и наш супермен последует за своим пистолетом в набегающую волну. Но все-таки за бортом оказывается ундина. Печорин кое-как подгребает к берегу и видит, что русалочка уже там.

Появляется Янко, одетый по-походному, а затем и слепой. Контрабандисты, уверенные, что теперь, после неудачного покушения, господин офицер наверняка донесет властям, сообщают мальчику, что оставляют Тамань насовсем. Тот слезно просит взять и его, но Янко грубо отказывает: “На что мне тебя!”

Печорину становится грустно, ему все-таки жаль “бедного убогого”. Увы, ненадолго. Обнаружив, что бедный слепец его обокрал, безошибочно выбрав самые ценные вещи (шкатулку с деньгами, уникальный кинжал и пр.), он называет воришку “проклятым слепым”.

Княжна Мери

О том, что произошло с Печориным после отбытия из Тамани, мы узнаем из повести “Княжна Мери” (второй фрагмент “Журнала Печорина”). В карательной экспедиции против причерноморских горцев он шапочно знакомится с юнкером Грушницким, провинциальным юношей, вступившим в военную службу из романтических побуждений: зиму проводит в С. (Ставрополе), где коротко сходится с доктором Вернером, умником и скептиком. А в мае и Печорин, и Вернер, и Грушницкий, раненный в ногу и награжденный – за храбрость – Георгиевским крестом, уже в Пятигорске.

Пятигорск, как и соседний Кисловодск, славится целебными водами, май – начало сезона, и все “водяное общество” – в сборе. Общество в основном мужское, офицерское – как-никак, а кругом война, дамы (а тем паче нестарые и хорошенькие) – наперечет. Самая же интересная из “курортниц”, по общему приговору, – княжна Мери, единственная дочь богатой московской барыни.

Княгиня Лиговская – англоманка, поэтому ее Мери знает английский и читает Байрона в подлиннике.

Несмотря на ученость, Мери непосредственна и по-московски демократична. Мигом заметив, что ранение мешает Грушницкому наклоняться, она поднимает оброненный юнкером стакан с кислой – лечебной – водой. Печорин ловит себя на мысли, что завидует Грушницкому.

И не потому, что московская барышня так уж ему понравилась – хотя, как знаток, вполне оценил и небанальную ее внешность, и стильную манеру одеваться. А потому, что считает: все лучшее на этом свете должно принадлежать ему. Короче, от нечего делать он начинает кампанию, цель которой – завоевать сердце Мери и тем самым уязвить самолюбие заносчивого и не по чину самовлюбленного Георгиевского кавалера.

И то и другое удается вполне. Сцена у “кислого” источника датирована 11 мая, а через одиннадцать дней в кисловодской “ресторации” на публичном балу он уже танцует с Лиговской-младшей входящий в моду вальс. Пользуясь свободой курортных нравов, драгунский капитан, подвыпивший и вульгарный, пытается пригласить княжну на мазурку.

Мери шокирована, Печорин ловко отшивает мужлана и получает от благодарной матери – еще бы! спас дочь от обморока на балу! – приглашение бывать в ее доме запросто.

Обстоятельства меж тем усложняются. На воды приезжает дальняя родственница княгини, в которой Печорин узнает “свою Веру”, женщину, которую когда-то истинно любил. Вера по-прежнему любит неверного своего любовника, но она замужем, и муж, богатый старик, неотступен, как тень: гостиная княгини – единственное место, где они могут видеться, не вызывая подозрений.

За неимением подруг, Мери делится с кузиной (предусмотрительно снявшей соседний дом с общим дремучим садом) сердечными тайнами; Вера передает их Печорину – “она влюблена в тебя, бедняжка”, – тот делает вид, что его это ничуть не занимает. Но женский опыт подсказывает Вере: милый друг не совсем равнодушен к обаянию прелестной москвички. Ревнуя, она берет с Григория Александровича слово, что он не женится на Мери.

А в награду за жертву обещает верное (ночное, наедине, в своем будуаре) свидание.

Нетерпеливым любовникам везет: в Кисловодск, куда “водяное общество” переместилось за очередной порцией лечебных процедур, приезжает знаменитый маг и фокусник. Весь город, за исключением Мери и Веры, естественно, там. Даже княгиня, несмотря на болезнь дочери, берет билет. Печорин едет вместе со всеми, но, не дождавшись конца, исчезает “по-английски”.

Грушницкий с дружком драгуном преследуют его и, заметив, что Печорин скрывается в саду Лиговских, устраивают засаду (ничего не зная про Веру, они воображают, что негодяй тайно свиданничает с княжной). Поймать ловеласа с поличным, правда, не удается, но шум они поднимают изрядный – держи, мол, вора!

На поиски грабителей, то бишь черкесов, в Кисловодск срочно вызывается казачий отряд. Но эта версия – для простонародья. Мужская часть “водяного общества” с удовольствием смакует распускаемые Грушницким и его напарником коварные наветы на княжну.

Печорину, попавшему в ложное положение, ничего другого не остается, как вызвать клеветника на дуэль.

Грушницкий, по совету секунданта (все того же пьяницы-драгуна), предлагает стреляться “на шести шагах”. А чтобы обезопасить себя (на шести шагах промахнуться практически невозможно, тем паче профессиональному военному), позволяет драгуну оставить пистолет противника незаряженным. Вернер, по чистой случайности проведавший о бесчестном заговоре, в ужасе. Однако Печорин хладнокровно – и строго по правилам дуэльного кодекса – расстраивает мошеннический план. Первым, по жребию, стреляет Грушницкий, но он так взволнован, что “верная” пуля только слегка задевает его счастливого соперника.

Прежде чем сделать ответный – смертельный – выстрел, Печорин предлагает бывшему приятелю мировую. Тот, в состоянии почти невменяемом, отказывается наотрез: “Стреляйте! Я себя презираю, а вас ненавижу! Если вы меня не убьете, я вас зарежу из-за угла!”

Смерть незадачливого поклонника княжны не снимает напряжения внутри любовного четырехугольника. Вера, прослышав про поединок на шести шагах, перестает контролировать себя, муж догадывается об истинном положении вещей и велит срочно закладывать коляску. Прочитав прощальную ее записку, Печорин вскакивает на своего Черкеса. Мысль о расставании навек приводит его в ужас: только теперь он осознает, что Вера для него дороже всего на свете.

Но конь не выдерживает бешеной скачки – бессмысленной гонки за погибшим, погубленным счастьем.

Печорин пешком возвращается в Кисловодск, где его ждет пренеприятное известие: начальство не верит, что гибель Грушницкого – проделки черкесов, и на всякий случай решает заслать оставшегося в живых “поединщика” куда подальше.

Перед отъездом Печорин заходит к Лиговским проститься. Княгиня, забыв о приличиях, предлагает ему руку дочери. Он просит разрешения поговорить с Мери наедине и, помня о данной Вере клятве – “Ты не женишься на Мери?!”, – объявляет бедной девочке, что волочился за ней от скуки, чтобы посмеяться.

Разумеется, в эту вульгарную, годную разве что для мещанских повестей формулу нелюбви его чувства к Мери никак не укладываются. Но он – игрок, а игроку важнее всего сохранить хорошую мину при плохой игре. И с этим – увы! – ничего не поделаешь!

Стиль – это человек, а стиль жизни нашего героя таков, что он, вроде бы того не желая, губит все живое, где бы это живое ни обреталось – в горской сакле, в убогой мазанке или в богатом дворянском гнезде.

Фаталист

Палачом поневоле предстает Печорин и в остросюжетной новелле “Фаталист” (заключительная глава романа). В офицерской картежной компании, собравшейся на квартире у начальника прифронтового гарнизона, завязывается философский диспут. Одни считают мусульманское поверье – “будто судьба человека написана на небесах” – сущим вздором, другие, напротив, убеждены: каждому свыше назначена роковая минута.

Поручик Вулич, родом – серб, а по расположению ума – фаталист, предлагает спорщикам поучаствовать в мистическом эксперименте. Дескать, ежели час его смерти еще не пробил, то провидение не допустит, чтобы пистолет, который он, Вулич, принародно приставит дулом ко лбу, выстрелил. Кому, господа, угодно заплатить за редкостное зрелище N-ное количество червонцев? Никому, конечно же, не угодно.

Кроме Печорина. Этот не только выворачивает на игральный стол все содержимое своего кошелька, но и говорит Вуличу – вслух, глядя в глаза: “Вы нынче умрете!”

Первый “раунд” опасного пари выигрывает серб: пистолет действительно дает осечку, хотя и совершенно исправен, следующим выстрелом поручик пробивает насквозь висящую на стене фуражку хозяина. Но Печорин, наблюдая, как фаталист перекладывает в свой карман его золотые, настаивает: на лице у Вулича – знак близкой смерти. Вулич, сперва смутившись, а потом и вспылив, уходит. Один.

Не дожидаясь замешкавшихся товарищей. И погибает, не дойдя до дому: его разрубает шашкой – от плеча до пояса – пьяный казак.

Теперь и не веровавшие в предопределение уверовали. Никому и в голову не приходит вообразить, как развернулась бы линия судьбы несчастного поручика, если бы слепой случай да охота к перемене мест не занесли Григория Печорина из скучной крепости, из-под надзора Максима Максимыча в прифронтовую казачью станицу. Ну, пошумели бы господа офицеры, попугал бы их мрачный серб, да и вернулись бы к брошенным под стол картам, к штоссу и висту, и засиделись бы до рассвета – а там, глядишь, и протрезвел бы буйный во хмелю станичник.

Даже Максим Максимыч, выслушав рассказ Печорина об ужасной гибели бедного Вулича, хоть и попытался обойтись без метафизики (дескать, эти азиатские курки частенько осекаются), а кончил согласием с общим мнением: “Видно, так у него на роду было написано”. При своем, особом, мнении остается лишь Печорин, хотя вслух его не высказывает: а кто из вас, господа, знает наверное, убежден он в чем или нет? А ну-ка, прикиньте – как часто каждый из вас принимает за убеждение обман чувств или промах рассудка?

И в самом деле – кто? Вот ведь и Григорий Александрович был убежден, что ему на роду написана погибель от злой жены. А помер – в дороге, возвращаясь из Персии, при так и оставшихся не выясненными (по желанию автора) обстоятельствах.

Вариант 2
Бэла

1830-е годы. Завоевание Кавказка двигалось к своему завершению. На Военно-Грузинской дороге встречаются автор и ветеран Кавказкой войны Максим Максимович, который поведал историю из своей жизни.

Пять лет назад он был строевым офицером-комендантом сторожевой крепости и стоял со своей ротой в Чечне. Все было хорошо, пока в крепости не появился гвардеец Григорий Александрович Печорин.

Отслужив год под началом Максима Максимовича, молодой прапорщик влюбился в прекрасную девушку, дочь местного князя. Вывез ее из, отчего дома и влюбил в себя. А спустя пару месяцев осознал остыл.

Печорин внес выкуп за дочь князя Азамата краденым конем. Конь принадлежал Казбичу. Чтобы отомстить, Казбич похищает Бэлу и, понимая, что ему далеко не уйти, убивает ее.

Максим Максимыч

Рассказанная выше история так и осталась бы эпизодом в “Записках о Грузии”, если бы автор не стал очевидцем встречи Максима Максимовича с Печориным, который уже вышел в отставку и направлялся в Персию. Ко всему этому Максим Максимович передал попутчику в полное распоряжение документ – дневник, который Печорин забыл в крепости, когда спешно отправлялся в Грузию. Информация, полученная из этих бумаг, стала основной частью “Героя нашего времени” (“Журнал Печорина”).

Тамань

Однажды после длительной дороги Печорин приезжает в Тамань и ночью находит ночлег. Туда его впустил слепой мальчишка. Печорин решил проследить за слепым, когда тот спускался к морю. На берегу его ждала девушка. Из разговора он понял, что они ждут Янко.

Позже выяснилась, что Янкопривозит с моря контрабандный товар, а слепой и девушка его прячут и продают. Подружка Янкорешает избавиться от назойливого постояльца. Она предлагает ему ночную прогулку по морю.

Когда они отплыли, девушка, заговорив кавалера, ловкими движениями отобрала его пистолет и выкинула за борт. В ходе борьбы, девушка оказалась за бортом. Печорин с трудом добрался на берег. Янко с подружкой после неудачного покушения на офицера объявляют слепому, что покидают Тамань.

На просьбу взять его с собой они отвечают отказам. Позже Печорин обнаружил, что слепой мальчишка его обокрал.

Княжна Мери

Печорин знакомится с Венером и Грушницким и отправляется в Пятигорск, который славится своими водами. Среди мужского общества выделяется княжна Мери, дочь княгини Лиговской. Мери была образована, знала английский язык и читала Байрона.

Печорин ставит перед собой цель завоевать внимание этой прекрасной девушки.

Как-то на балу он отшивает наглого капитана, который пытался пригласить Мери на танец. Этим зарабатывает уважение у ее матери и получает возможность бывать у них дома.

В Пятигорск приезжает дальняя родственница княгини, она же бывшая любовь Печорина, Вера. Она замужем, но все еще любит неверного. Мери делится с кузиной о своих чувствах к Печорину.

Вера просит любовника дать обещание, что он никогда не женится на Мери, а взамен подарит ему незабываемую ночь.

Однажды Грушницкий с другом застают Печорина в саду Лиговских, в то время когда княгиня в отъезде. Они не знали про Веру и пустили слухи, о том, что Печорин тайно встречается с Мери. Офицер вызывает на дуэль Грушницкого, где его и убивает.

Муж Веры догадывается о романе жены и срочно увозит ее. Печорин пытается их догнать, но все безуспешно. Перед отъездом он сказал Мери, что ходил к ней от скуки и никаких чувств не испытывает.

Фаталист

Однажды играя в карты, между офицерами завязался спор. Поручик Вулич предлагает провести эксперимент. Если ему судьбой не предначертано умереть сейчас, то пистолет, который он приставит ко лбу, не выстрелит.

Печорин ставит все деньги и заявляет, что поручик умрет. Сначала пистолет дал осечку, затем пуля пробивает на стене фуражку. Печорин настаивает на улице. Вулич вышел один, но домой так и не дошел.

Он погиб от шашки пьяного казака. Григорий Александрович по непонятным причинам скончался в дороге, возвращаясь с Персии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Краткое содержание Герой нашего времени Лермонтов