Фьезоланские нимфы
В центре поэтического повествования находится трогательная любовная история пастуха и охотника Африко и нимфы Мензолы.
Мы узнаем, что в незапамятные времена во Фьезоле женщины особо чтили богиню Диану, которая покровительствовала целомудрию. Многие родители после рождения детей, кто по обету, а кто в благодарность, отдавали их Диане. Богиня охотно принимала всех в свои леса и рощи. У фьезоланских холмов образовалось девственное содружество, “все там тогда прозванием нимфы величались И с луком и со стрелами являлись”.
Богиня часто собирает нимф у светлого ручья или в лесной тени и подолгу беседует с ними о священном девственном обете, об охоте, ловле – излюбленных их занятиях. Диана была мудрой опорой дев, но находиться рядом с ними всегда не могла, так как имела много разных забот – “для всей земли старалась Дать от обид мужских она покров”. Поэтому, уходя, она оставляла с нимфами свою наместницу, которой те беспрекословно Подчинялись.
Однажды в мае богиня приходит держать совет среди своего воинского стана. Она уже в который
раз напоминает нимфам, что рядом с ними не должно быть мужчин и каждая обязана себя блюсти, “та ж, кто обольстится, Та жизни от руки моей лишится”. Девушки потрясены угрозами Дианы, но еще больше потрясен юноша Африке, случайный свидетель этого совета. Его взор прикован к одной из нимф, он любуется ее красотой и чувствует в своем сердце огонь любви. Но Диане пора в путь, нимфы следуют за ней, и их внезапное исчезновение обрекает влюбленного на страдания.
Единственное, что он успевает узнать, это имя своей возлюбленной – Мензола. Ночью во сне юноше является Венера и благословляет его на поиски прекрасной нимфы, обещая ему свою помощь и поддержку. Ободренный сновидением, влюбленный, едва рассветает, отправляется в горы. Но день проходит напрасно, Мензолы нет, и огорченный Африко возвращается домой.
Отец, догадываясь о причине печали сына, рассказывает ему семейное предание. Оказывается, дед юноши погиб от руки Дианы. Богиня-девственница застала его на берегу реки с одной из своих нимф и, разъяренная, пронзила стрелой сердца обоих, а кровь их превратила в чудный источник, сливающийся с рекой. Отец пытается освободить Африко от чар прекрасной нимфы, но уже поздно: юноша страстно влюблен и не склонен к отступлению.
Он проводит все свое время у фьезоланских холмов, надеясь на долгожданную встречу, и вскоре мечте его суждено сбыться. Но Мензола сурова: едва завидев юношу, она мечет в него копье, которое, к счастью, вонзается в крепкий дуб. Нимфа же неожиданно скрывается в лесной чаще.
Африко безуспешно пытается ее отыскать. Он в страданиях проводит свои дни, ничто не радует его, он отказывается от пищи, с красивого лица исчезает юношеский румянец. Однажды печальный Африко пас свое стадо и, склонившись над ручьем, беседовал с собственным отражением. Он клял свою судьбу, и слезы рекою лились у него из глаз: “А я, как хворост на огне, сгораю, И нет спасения мне, нет мукам краю”. Но вдруг юноша вспоминает о Венере, обещавшей помочь ему, и решает почтить богиню жертвоприношением, веря в ее благосклонность.
Одну овечку из стада он делит на две части (одну часть за себя, другую за Мензолу) и возлагает на костер. Затем встает на колени и с мольбой обращается к богине любви – он просит, чтобы Мензола ответила взаимностью на его
Чувство. Слова его услышаны, ибо овца в огне поднялась “и часть одна с другой соединилась”. Увиденное чудо вселяет в юношу надежду, и он, повеселевший и успокоившийся, погружается в сон.
Венера, вновь явившись ему во сне, советует Африко переодеться в женское платье и обманным путем проникнуть к нимфам.
Наутро, вспомнив, что у матери хранится красивый наряд, Африко переодевается в него и отправляется в путь. Ему удается под видом девушки войти в доверие к нимфам, он ласково беседует с ними, а потом они все вместе направляются к ручью. Нимфы раздеваются и заходят в воду, Африко же, после долгих колебаний, тоже следует их примеру. Раздается отчаянный визг, и девушки бросаются врассыпную. А Африко, торжествуя, сжимает в объятиях рыдающую от ужаса Мензолу.
Девичество ее против воли похищено, и несчастная призывает смерть, не желая принимать ее от руки Дианы. Африко, не переставая утешать и ласкать возлюбленную, рассказывает ей о своей любви, обещает счастливую жизнь вдвоем и уговаривает ее не бояться Дианиного гнева. Тихо уплывает печаль из сердца Мензолы, и на смену ей приходит любовь.
Влюбленные договариваются встречаться у этого же ручья каждый вечер, ибо уже не мыслят жизни друг без друга. Но нимфа, едва оставшись одна, вновь вспоминает о своем позоре и проводит всю ночь в слезах. Африко с нетерпением ждет ее вечером у ручья, но возлюбленная не приходит. Воображение рисует ему разные картины, он терзается, горюет и решает подождать до следующего вечера. Но проходят день, неделя, месяц, а Африко так и не видит дорогого лица любимой.
Наступает второй месяц, влюбленный доведен до отчаяния и, придя на место обещанной встречи, обращается к реке с просьбой носить отныне его имя, и вонзает себе в грудь копье. С тех пор люди в память о юноше, погибшем от любви, стали называть реку Африко.
А что же Мензола? Она, умея лицемерить, смогла убедить подруг, что сразила юношу стрелой и спасла свою честь. И с каждым днем она становилась все спокойнее и тверже. Но от премудрой нимфы Синедеккьи Мензола узнает, что зачала, и решает поселиться отдельно от всех в пещере, надеясь на поддержку Синедеккьи.
Меж тем во Фьезоле прибывает Диана, она интересуется у нимф, где ее любимица Мензола, и слышит, что ее давно уже в горах не видно и, может быть, она больна. Богиня в сопровождении трех нимф спускается к
Пещере. У Мензолы уже родился сын, и она играет с ним у реки. Диана в гневе превращает Мензолу в реку, которую нарекают ее именем, а сына разрешает отдать родителям Африко.
Они в нем души не чают, растят младенца с любовью и заботой.
Проходит восемнадцать лет. Прунео (так назвали внука младенца) становится прекрасным юношей. В те времена в Европе появился Атлант и основал город Фьезоле. Всех окрестных жителей он пригласил в свой новый город.
Прунео за свои исключительные способности и ум избран правителем, народ его полюбил, и он “весь край, радея постоянно, /Из дикости к порядку обратил”. Атлант нашел ему невесту, и род Африко продолжился в десяти сыновьях Прунео. Но в город приходит беда. Римляне разрушают фьезоле, его покидают все жители за исключением потомков Африко, которые там же построили себе дома и в них укрылись.
Вскоре наступает мир и возникает новый город – Флоренция. Род Африко прибыл туда и был радушно принят местным населением. Его окружили любовью, почетом и уважением, члены рода породнились с известными флорентийцами и превратились в коренных жителей.
Заключительные строфы поэмы в форме традиционного обращения к всесильному владыке Амуру звучали настоящим гимном любви, преображающей жизнь и человека.
Вариант 2
Рассказ повествует нам романтическую историю любви пастуха и охотника Африко и прекрасной нимфы Мензолы.
В давние времена во Фьезоле особым почтением пользовалась богиня Диана – покровительница целомудрия. Согласно обету, многие родители отдавали детей богине. В свою очередь, Диана охотно принимала такие подарки в свои зеленые леса. И вот у фьезоланских холмов возникло содружество девственниц-нимф.
Богиня Диана заботилась о девах и их чистоте, давала им разные советы, а когда уходила, то вместо себя оставляла свою наместницу.
Однажды приходит богиня к девушкам и в очередной раз заводит разговор о необходимости отсутствия рядом с ними мужчин. Этому условию девы беспрекословно должны подчиняться. Данный совет случайно подслушал юноша Африко и был крайне удивлен.
Его взор был прикован к одной из нимф, а в душе разгорался огонь любви.
Нимфы исчезают, но Африко узнает имя возлюбленной – Мензола. А ночью юноше снится сон, в котором богиня Венера благословляет его на поиски своей мечты, после чего Африко отправляется в путь.
День прошел напрасно, расстроенный пастух возвращается домой и узнает от своего отца историю своего деда, который погиб от руки Дианы. Это произошло по причине неповиновения одной из девственниц-нимф, в которую был влюблен дед Африко. В результате влюбленные были убиты.
Отец всячески пытается переубедить сына, но напрасно.
Молодой парень ищет встречи с нимфой, но Мензола неприступна. Однажды увидав юношу, она метнула в него копье, но к счастью промахнулась. Сама же скрывается в чаще леса.
Обескураженный от горя и боли Африко вспоминает о Венере и ее обещанной помощи. Парень проводит ритуал жертвоприношения, богиня снова приходит к нему во сне и велит переодеться в женское платье и обманным образом проникнуть к нимфам.
Утром Африко переодевается в платье матери и отправляется к девам. Входит к ним в доверие, а когда девушки идут купаться, следует за ними. По примеру окружающих, юноше приходится раздеться. С ужасом и страхом девушки разбегаются, и только бедная Мензола не смогла уйти, сомкнутая в объятиях влюбленного. Нимфа желает умереть, ведь теперь ее девичество утрачено, но парень призывает ее не бояться и быть рядом с ним, после чего между ними возникает любовь.
А когда Мензола остается одна, то снова сгорает от стыда и позора.
Однажды нимфа не приходит в обещанный час к ручью. Юноша продолжает ждать любимую. После, устав от длительных мук и переживаний, вонзает копье в свою грудь, а реку призывает носить его имя.
Мензола же смогла обмануть подруг в своей чистоте, но в дальнейшем оказывается, что она ждет ребенка. Ей приходится скрываться в пещерах. Вскоре Диана узнает о случившемся и превращает Мензолу в реку, а ее мальчика отдает родителям Африко.
Спустя восемнадцать лет Пруно (сын Мензолы) становится правителем города Фьезоле. Он женится и растит сыновей. Но город подвергается разрушению, а на его месте рождается новый – Флоренция, в котором продолжает свое существование род Африко.