Это случилось в Виши
Действие разворачивается во Франции в 1942 г. Камера предварительного заключения. На скамье сидят несколько мужчин и мальчик лет пятнадцати, на лице каждого – тревога и страх, всех их схватили прямо на улице и доставили сюда немецкие солдаты. Задержанные теряются в догадках – что это, проверка документов или что-нибудь похуже?
У художника Лебо прямо на улице измерили нос. Ловят евреев? Сам он предполагает, что всех их, скорее всего, направят на принудительные работы в Германию. Рабочий Байяр слышал, что последнее время в Тулузе устраивают облавы на евреев. А что случается с ними потом?
Отправляют в концлагерь?
Актер Монсо, жизнерадостный молодой человек, недоверчиво качает головой. При чем тут концлагерь? Немало народу едет на работу в Германию добровольно – все получают двойной паек.
Но Байяр качает головой: вагоны с людьми заперты, оттуда бьет в нос вонь – добровольцев так не запирают.
Маршан, хорошо одетый делец, держится брезгливо, не принимает участия в общем разговоре и часто поглядывает на часы. Завидев в коридоре майора
и профессора Гофмана, он заявляет, что должен первым войти в кабинет, потому что торопится в министерство снабжения. Ему это позволяют.
Дискуссия возобновляется. Легковерный Монсо по-прежнему рисует радужные перспективы: его кузена послали в Освенцим, и тот пишет, что очень доволен, его там даже научили класть кирпичи. Байяр морщится: фашистам доверять нельзя, лучше с ними совсем не иметь дела.
Среди задержанных – князь фон Берг. Это вызывает недоумение у всех, особенно у психиатра Ледюка. Тому всегда казалось, что аристократия поддерживает любой реакционный режим.
Фон Берг спокойно объясняет ему, что, конечно, некоторые поддерживают, но многие дорожат именем, семьей и не хотят позорить их коллаборационизмом. фашизм – величайший взрыв хамства, и хотя бы поэтому не может найти союзников у настоящих аристократов. Утонченные люди не могут преследовать евреев, превращать Европу в тюрьму.
Дверь кабинета открывается, оттуда выходит, пятясь, Маршан, он держит в руке пропуск. У задержанных затеплилась надежда – ведь Маршан явно еврей, а его все же отпустили.
Монсо советует всем держаться поуверенней, не выглядеть жертвой – у фашистов особый нюх на обреченных. Надо заставить их поверить, что ты не изгой.
А вот марксист Байяр считает, что приспосабливаться, изворачиваться – постыдно. Проклятая буржуазия продала Францию, впустила фашистов, желая уничтожить французский рабочий класс. Чтобы чувствовать себя сильным, надо опираться на передовую коммунистическую идеологию.
Ледюк пытается спорить с Байяром: разве идеология может помочь, когда тебя пытают, причиняют физическую боль? А фон Берг, широко раскрыв глаза, непосредственно спрашивает: разве большинство фашистов не из рабочих? Аристократ, в отличие от Байяра, делает ставку на личность – только сильной личности нельзя задурманить голову ложной идеей.
Вызванные после Маршана Байяр и официант назад не возвращаются, Среди задержанных ползет слух, что в кабинете каждого заставляют спустить брюки – проверяют, не обрезанный ли, и, если ты еврей, отправляют в концлагерь и сжигают в печи.
Решительный Ледюк предлагает попытаться бежать, его поддерживают Лебо и мальчик, которого мать послала, в ломбард заложить обручальное кольцо.
Процедуру проверки документов и последующего осмотра проводят майор, капитан и профессор. Капитан и профессор – законченные антисемиты, и у них не возникает никаких сомнений в правильности собственных действий. Майор же – новичок в этом деле, он только что прибыл с фронта, и его явно шокирует то, чем ему проходится заниматься.
Поняв, что задержанные замыслили побег, он предупреждает Ледюка, что их стережет вовсе не один часовой, как они предполагали, – на улице тоже стоит вооруженная охрана.
Люди постепенно, один за другим, исчезают за дверями кабинета. В камере остаются только Ледюк и фон Берг. Последний пытается развеять тотальный пессимизм психиатра – не все люди плохи, в мире много по-настоящему порядочных людей.
Ледюк, не сомневаясь в личной порядочности аристократа, уверен, что тот не может не радоваться, что фашисты отпустят его, убедившись в ошибке. Это утверждение глубоко ранит фон Берга. Сам он чувствует отвращение даже к бытовому антисемитизму, а когда у него в Австрии арестовали трех музыкантов из его собственного оркестра и, как он впоследствии выяснил, уничтожили, фон Берг был близок к самоубийству.
Ледюк просит, чтобы князь сообщил его семье, что с ним случилось. У них было надежное укрытие, но у жены сильно разболелись зубы, вот он и пошел в город за лекарством, тут-то его и схватили. В кабинет вызывают фон Берга и почти сразу же выпускают, вручив пропуск, который аристократ без колебания вручает Ледюку.
Сегодняшний опыт научил фон Берга: чтобы совесть была спокойна, мало сопереживать, испытывать чувство вины, надо действовать, совершать поступки. Ледюк колеблется лишь мгновение, потом, взяв у фон Берга пропуск, исчезает в коридоре.
Дверь отворяется, выходит профессор. Он вызывает следующего, но, увидев неподвижно сидящего на скамье и глядящего в пустоту фон Берга, все понимает и поднимает тревогу. В конце коридора появляются четверо новых людей – новые арестованные.
Их гонят сыщики. Арестованные входят в камеру и садятся на скамью, озирая потолок и стены. У них еще все впереди.
Вариант 2
События произведения разворачиваются в 1942 году. В камере предварительного заключения оказываются несколько мужчин и парень пятнадцати лет. Каждый из них тревожится по поводу их ареста.
Они предполагают, что немцы ищут евреев. У одного из них прямо на улице измеряли нос. Рабочий Байяр слышал, что в последнее время, фашисты часто устраивают облавы на евреев.
Но, никто не знает, куда их отправляют после ареста.
В камере оказывается актер Монсо, который говорит, что многие едут на работу в Германию, где им выдают двойные пайки. Однако Байяр противоречит, говоря, что в вагонах добровольцев не держат взаперти.
Другой мужчина, Маршан, который является дельцом, не принимает участия в разговоре. Ему срочно нужно попасть в министерство снабжения и просится первым пойти на допрос, чтобы его быстрее всех выпустили. Его выводят.
После этого, разговор продолжается. Монсо рассказывает, как его брата забрали в Освенцим, и ему там хорошо. Брат пишет, что его даже научили строительству.
Байяр не доверяет ему, так как не верит фашистам.
Среди них находится князь фон Берг. Заключенные в недоумении от того, что его тоже посадили. Он проясняет ситуацию, говоря, что не все аристократы поддерживают нацистский режим.
Постепенно людей выводят для допроса. В камере остался только князь фон Берг и психиатр Ледюк. Они спорят о том, что среди немцев есть тоже люди, которые справедливо обращаются с порядочными людьми. Ледюк утверждает, что фашисты никого не отпустят, даже, если убедятся в их порядочности и непричастности к еврейскому народу. Ледюк просит фон Берга рассказать его семье, что с ним случилось.
Такое утверждение ранит душу фон Берга. Его вызывают в кабинет, и после непродолжительного допроса вручают пропуск. Однако, молодой аристократ понимает, что нельзя только сопереживать.
Нужно еще и действовать. Он отдает пропуск Ледюку, а сам остается в камере. Открывается дверь и майор понимает, что произошло.
Он вызывает охрану и поднимает тревогу.
А на пороге появляются еще четыре человека. Они не понимают, зачем здесь. Для них все только начинается.