Эдип в Колоне
Колон – местечко к северу от Афин. Там была священная роща богинь Евменид, страшных блюстительниц правды – тех, о которых писал Эсхил в “Орестее”. Среди этой рощи стоял алтарь в честь героя Эдипа: считалось, что этот фиванский герой здесь похоронен и охраняет эту землю. Как оказался прах фиванского героя в афинской земле – об этом рассказывали по-разному. По одному из этих рассказов и написал трагедию Софокл.
Он сам был родом из Колона, и эта трагедия была в его жизни последней.
От кровосмесительного брака с матерью у Эдипа были два сына и две дочери: Этеокл и Полиник, Антигона и Исмена. Когда Эдип ослепил себя за грехи и ушел от власти, оба сына отшатнулись от него. Тогда он покинул Фивы и ушел странствовать неведомо куда. Вместе с ним ушла верная дочь Антигона – поводырем при дряхлом слепце.
Ослепнув, он прозрел душою: понял, что добровольным самонаказанием искупил свою невольную вину, что боги его простили и что умрет он не грешником, а святым. Это значит, что на его могиле будут совершать жертвы и возлияния, а его прах будет охраною той земле,
где будет погребен.
Слепой Эдип и усталая Антигона выходят на сцену и присаживаются отдохнуть. “Где мы?” – спрашивает Эдип. “Это роща лавров и маслин, здесь вьется виноград и поют соловьи, а вдалеке – Афины”, – отвечает Антигона. Навстречу им выходит сторож:
“Прочь отсюда, это место запретно для смертных, здесь обитают Ев-мениды, дочери Ночи и Земли”. “О счастье! Здесь, под сенью Евменид, боги обещали мне блаженную смерть. Ступай, скажи афинскому царю: пусть придет сюда, пусть даст мне малое, а получит многое”, – просит Эдип. “От тебя, слепого нищего?” – удивляется сторож. “Я слеп, но разумом зряч”.
Сторож уходит, а Эдип возносит мольбы к Евменидам и всем богам: “Исполните обещание, пошлите мне долгожданную смерть”.
Появляется хор колонских жителей: они тоже сперва рассержены, видя чужеземца на святой земле, но его жалкий вид начинает внушать им сочувствие. “Кто ты?” – “Эдип”, – выговаривает тот. “Отцеубийца, кровосмеситель, прочь!” – “Страшен мой грех, но неволен; не гоните меня – боги справедливы и вас за мою вину не накажут. Дайте мне дождаться вашего царя”.
Но вместо царя появляется еще одна усталая женщина с дальней стороны – Исмена, вторая дочь Эдипа. У нее дурные вести. В Фивах распри, Этеокл изгнал Полиника, тот собирает в поход Семерых против Фив; боги предрекли: “Если Эдип не будет похоронен в чужой земле – Фивы устоят”.
И вот за Эдипом уже отправлено посольство. “Нет! – кричит Эдип. – Они отреклись от меня, они изгнали меня, пусть же теперь они погубят друг друга! А я хочу умереть здесь, в афинской земле, ей на благо, врагам ее на страх”. Хор тронут. “Тогда соверши очищенье, сделай возлиянье водой и медом, умилостиви Евменид – только они могут простить или не простить убийство родича”.
Исмена готовит обряд, Эдип в перекличке с хором оплакивает свой грех.
Но вот и афинский царь: это Тесей, знаменитый герой и мудрый правитель. “Чего ты просишь, старец? Я готов помочь тебе – все мы равны под взором богов, сегодня ты в беде, а завтра я”. – “Схорони меня здесь, не дай увести меня фивинцам, и прах мой будет стране твоей защитой”. – “Вот тебе мое слово”. Тесей уходит распорядиться, а хор поет хвалу Афинам, Колону и богам, их покровителям:
Афине-владычице, Посейдону-коннику, Деметре-земледелице, Дионису-виноградарю.
“Не обманите! – молит Антигона. – Вот уже идет фиванский посол с воинами”. Это Креонт, свойственник Эдипа, второй в Фивах человек при Эдипе, а теперь при Этеокле. “Прости нашу вину и пожалей нашу страну: она тебе родная, а эта хоть и хороша, да не твоя”. Но Эдип тверд: “Не по дружбе ты пришел, а по нужде, мне же нет нужды идти с тобою”. “Будет нужда! – грозит Креонт. – Эй, схватить его дочерей: они наши фиванские подданные!
А ты, старик, решай: пойдешь ли со мной или останешься здесь, без помощи, без поводыря!” Хор ропщет, девушки плачут, Эдип проклинает Креонта: “Как ты меня бросаешь одного, так и тебе на склоне лет остаться одному!” Это проклятие сбудется в трагедии “Антигона”.
На помощь спешит Тесей. “Оскорбитель моего гостя – оскорбитель и мне! Не позорь свой город – отпусти девушек и ступай прочь”. – “За кого заступаешься? – спорит Креонт. – За грешника, за преступника?” – “Мой грех – невольный, – со слезами отвечает Эдип, – а ты, Креонт, по своей воле грешишь, нападая на немощного и слабых!” Тесей тверд, девушки спасены, хор славит афинскую доблесть.
Но испытания Эдипа не кончены. Как его просил о помощи фиванский Креонт, так теперь к нему пришел просить о помощи изгнанник сын Полиник. Тот был нагл, этот – трогателен.
Он плачет о своей беде и об Эдиповой беде – пусть несчастный поймет несчастного! Он просит прощенья, сулит Эдипу если не трон, то дворец, но Эдип его не слушает. “Вы с братом меня погубили, а сестры ваши меня спасли! Будь же им честь, а вам смерть: не взять тебе Фив, убить вам брат брата, и да будет на вас проклятие Евменид-Эринний”. Антигона любит брата, она молит его распустить войско, не губить родину. “Ни я, ни брат не уступим, – отвечает Полиник. – Вижу смерть и иду на смерть, а вас, сестры, да хранят боги”. Хор поет: “Жизнь коротка; смерть неотвратна; горестей в жизни больше, чем радостей.
Лучшая доля – вовсе не родиться; доля вторая – скорее умереть. Труд гнетет, смуты губят; а старость средь мук – как остров средь волн”.
Приближается конец. Гремит гром, блещет молния, хор взывает к Зевсу, Эдип призывает Тесея. “Пришел мой последний час: теперь я один с тобой войду в священную рощу, найду заветное место, и там упокоится мой прах. Ни дочери мои, ни граждане твои не будут его знать; лишь ты и твои наследники будете хранить эту тайну, и доколе она хранится, будет Эдипов гроб защитою Афинам от Фив. За мной! а меня ведет Гермес, низводящий души в преисподнюю”.
Хор, павши на колени, молится подземным богам: “Дайте Эдипу мирно сойти в ваше царство: он заслужил это муками”.
И боги услышали: вестник сообщает о чудесном конце Эдипа, Он шел как зрячий, он дошел до урочного места, омылся, оделся в белое, простился с Антигоною и Исменою, и тут раздался неведомый голос:
“Иди, Эдип, не медли!” Волосы зашевелились у спутников, они повернули и пошли прочь. Когда поворачивали, Эдип и Тесей стояли рядом; когда оглянулись, там стоял один Тесей, заслоняя глаза, как от нестерпимого света. Молния ли вознесла Эдипа, вихрь ли его умчал, земля ли приняла в свое лоно – никто не знает.
За вестником возвращаются сестры, оплакивая отца, за сестрами – Тесей; сестры отправляются в родные Фивы, а Тесей с хором повторяют завет Эдипа и его благословение: “Да будет оно нерушимо!”.
Вариант 2
Колоном, называют городок, расположенный на севере от Афин. Там находится святое место богинь Евменид, ярых заступниц правды. Посередине этого места стоит алтарь, созданный в честь Эдипа. В давние времена, люди считали, что этот герой был похоронен здесь, и стоит на страже этой земли.
Как оказались останки героя Фив на этой земле, мало кому известно. Но многие высказывали свои версии, по-разному. Софокл, создавал свое произведение, именно по одному из таких рассказов.
Сам он родился в Колоне, и это произведение было в его жизни последним.
От брака со своей матерью, у Эдипа родились два сына и две дочки. Сыновей звали Этеокл и Полиник, а девочек: Антигона и Исмена. В то время, когда Эдип решил ослепить себя за грехи, сыновья бросили его. Тогда он покидает Фивы, и уходит путешествовать в неизвестном направлении. К нему присоединилась дочь, Антигона.
Лишь ослепнув, Эдип осознал, что своим добровольным поступком искупил грехи, и теперь он не будет умирать грешником.
Эдип и Антигона, ставшая его поводырем, присели отдохнуть в лавровой роще. Здесь автор описывает, прекрасную природу. К ним выходит сторож, и говорит, что им нельзя находиться в этом святом месте, где обитают богини Евменид. Эдип обрадовался такому событию, ведь ему хотелось умереть, именно в святом месте.
Он сказал сторожу, позвать царя Афин. Сторож ушел, а Эдип стал молиться богам, прося у них долгожданную смерть.
В роще появляются жители Колоны. Сначала они сердятся, увидев чужого человека на святом месте. Но посмотрев на его внешнее состояние, они проникаются к Эдипу сочувствием. Однако, узнав его имя, люди хотят прогнать прочь, отцеубийцу и кровосмесителя.
Эдип просит разрешения, дождаться царя Афин.
Вскоре приходит вторая дочь Эдипа, Исмена. Она говорит, что Этиокл прогнал Полиника, и собирает войско против Фив. Она сказала, что боги повелели быть похороненным Эдипу на Родине. В таком случае, Фивы победят.
Старец сказал, что сыновья отреклись от него, и теперь, пускай сами решают свою судьбу. Он хотел умереть именно в этом месте.
Появляется Афинский царь. Это был Тесей. Знаменитый герой многих легенд. Он спросил у Эдипа, чего тот хочет, и решил помочь ему.
Тесей ушел, а люди начинают петь хвалу богам, являющимся их покровителями.
Приходит фиванский посол, Креонт, который просит Эдипа возвратиться в Фивы. Но то отказывает ему, и тогда Креонт забирает с собой Антигону и Исмену. И тогда Эдип, проклял его. На помощь пришел Тесей.
Он выгнал Креонта и спас девушек.
Следом за Креонтом, пришел сын Эдипа, Полиник. Он тоже стал просить старца вернуться в Фивы. Но Эдип был непреклонен.
Он отказал и ему. Затем Эдип позвал Тесея, что тот был с ним в последний час. Автор описывает приготовления к смерти, как нечто завораживающее.
Все воспевают хвалу богам.
В конце произведения, Эдип предрекает, что после его смерти Афины будут находиться под защитой. Пришла буря, и грянул гром. Эдип облачился в белые одежды и в последний раз простился с Тесеем.
Когда люди посмотрели на то место, где они стояли, увидели одного Тесея. Эдип ушел в другой мир.