Дурачок
Панька был сиротой, жил при господском дворе и все служащие в этом дворе могли сваливать на него любую работу. Должность у него была такая “всем помогать”. А он беспрекословно выполнял и никогда не отказывался. Раньше всех вставал, позже всех ложился, за всех делал работу и никогда не отказывался и не жаловался.
Одевался он плохо и скромно, что отдадут ненужное, то и носит. Принимали его за дурачка да и называли также, и не жалел парня никто. Однажды новый управитель ехал по господе и увидел, как жеребята в молодых хлебах пасутся, да не сколько пасутся, сколько копытами топчут, вместе с корнями выдергивают.
В то время на пастбище выгонял жеребят Пашка, сын коровницы, ленивый да избалованный матерью паренек лет двенадцати. Выгнал он жеребят с утра, продрог, накрылся курткой да и задремал пригревшись на солнышке, а они в это время и пошли в хлеба.
Управитель Петю стегнул, да и отправил в разрядную контору получить 20 розг, а если не пойдет и не получит до возвращения управителя домой, то вечером по возвращению получит все 40.
Петруша слезами заливается, боится.
Панька погладил его, пожалел и пошел, как он сказал договариваться к выборному. На самом же деле, как выяснилось позже, пошел он и сам за Петьку получил те 20 розг.
И все смеялись над Панькой, ну не дурак он? За других спину свою подставлять.
Так и жил Панька всех выручая пока не наступила война в Крыму. Начали рекрутов набирать, плачут все, сыновей жалко отдавать. А Панька сам пошел и просится в рекруты, а года-то уже вышли, не берут. Ели-ели упросил, повезли его в город – отдали в рекруты.
Сдатчики по приезду рассказывали, что с Паньки и там все смеяться сразу стали, а он накупил всем пирожков на выданные ему деньги и раздал, а себе не осталось. Тут все свои ломать начали делиться с ним, а он отказывается – не берет. С утра встал раньше всех, убрался в казарме, да старым солдатам сапоги начистил, удивляются все и тут дурачком называют.
Так со своим дурачеством и войну всю прошел, а после домой не возвратился, а нанялся у степных татар конские табуны пасти. Служил местному богачу Хан-Джангару, что вел себя на территории русских властей покорно, а дома у себя в степи, кого хотел – наказывал, кого хотел – миловал. Появился в тех краях вор лихой Хабибула, угонял он у Хан-Джангара самых лучших лошадей.
Вот раз ранили Хабибулу, так только и смогли в плен взять, а богачу как раз в Пензу ехать, не может он показаться с вором там. И оставил он Панька стеречь Хабибулу, окованного цепями, оставив им еды и воды, наказав при этом стеречь, как свою душу.
Уехал Хан-Джангара, а Панька и отпустил Хабибулу, при этом сказав, что исправляться нужно и все свои силы на добро, а не в зло, обращать. Хабибула ускакал, а Панька остался дожидаться возвращения Хана. По своем возвращении богач не обнаружил Хабибулу и был удивлен тем, что Панька его отпустил. На что неудавшийся сторож ему и ответил, что я все сделал по твоему велению: “Ты мне велел беречь его как свою душу, а я свою душу так берегу, что желаю пустить ее помучиться за ближнего…”
Позвал тогда Хан всех своих и сказал им потихоньку: “А ведь Паньку, сдается, нельзя казнить, потому что в душе его, может быть, ангел был…” И согласны с ним были все.