Девгениево деяние
Произведение, в основе которого лежит византийский богатырский эпос, начинается с рассказа о том, как аравийский царь Амир похищает себе в жены прекрасную девицу царского рода из “Греческой земли”. Ее братья, узнав о похищении, бросаются в погоню за Амиром в Сарацинскую землю, намереваясь убить его. Когда же братья добираются до шатра Амира, он говорит им, что тело их сестры находится на горе, где зарублено множество женщин и прекрасных девиц, потому что она отказалась исполнить его волю. Однако Амир обманывает их, и тогда братьям приходится кинуть жребий – кому выходить с ним на поединок.
Когда противники готовятся к бою, на стороне Амира царит тьма, а на стороне младшего из братьев, которому трижды выпадает жребий вести бой, – светло, будто от сиянья солнца.
И когда младший брат побеждает аравийского царя и приволакивает его за волосы к братьям, Амир молит о пощаде и обещает креститься ради любви к прекрасной девушке и стать им зятем. Он рассказывает, где искать пленницу, и, только убедившись, что Дмир обращался с ней почтительно и что он тотчас
готов отречься от своей сарацинской (т. е. мусульманской) веры, братья сменяют гнев на милость.
Хитростью, не говоря о своих истинных намерениях, Амир собирает богатые дары и отправляется в “Греческую землю”.
При большом скоплении народа, которое даже смущает Амира, его крестят в реке Евфрат, причем свершает обряд сам патриарх, а крестным отцом ему становится царь того города.
Вскоре мать Амира узнает, что ее сын отрекся от веры из-за любви к девушке; она отдает приказ вернуть его из “Греческой земли” вместе с новой женой, но девице снится вещий сон, благодаря которому заговор разоблачается, а троих сарацин, приехавших за Амиром, также обращают в христианство и оставляют жить в “Греческой земле”.
После этих событий у царя Амира и его жены рождается сын Девгений.
Уже в двенадцать лет Девгений Акрит (Акритами называли пограничников, охранявших рубежи Византии) играет мечом, в тринадцать – копьем, а в четырнадцать хочет одолеть всех зверей. При этом он благочестив и считает, что сила, удача и веселие его – от Бога (“надеюсь я на Бога-творца, что будет мне охота не труд, а великая утеха”). Первые подвиги Девгения – на охоте: он легко побеждает разных зверей – так сдавливает локтями медведицу, что она издыхает, отрывает голову медведю, разрывает лося, рассекает льва и, в конце концов, отрубает три головы огромному змею.
Из этого всего автор делает вывод: “…не простой это человек, а самим Богом создан”.
Другая редакция “Девгениева деяния” повествует затем о победе Девгения над храбрым Филипапой и над девой Максимьяной, замыслившими взять его в плен, “как зайца в сети”. Филипапа рассказывает Девгению о том, что на свете есть еще человек сильнее Девгения – Стратиг, чья дочь, “преславная Стратиговна”, превосходит всех красотой, а кроме того, имеет мужскую дерзость и храбрость. Мудрый Девгений узнает из некоей книги свою судьбу: если он женится на Максимьяне, то проживет шестнадцать лет, а если на девице Стратиговне, то тридцать шесть лет. Поручив Филипапу и Максимьяну отцу и матери и благословившись у них, Девгений едет на “завоевание” невесты. Он прибывает на двор Стратига, которого в этот момент там нет, и начинает “осаду”.
Девгений наряжается в дорогие одежды, распевает песни, аккомпанируя себе на гуслях, и “во всем ему была Божья помощь”.
Стратиговна с первого взгляда влюбляется в Девгения, который, не откладывая дела в долгий ящик, спрашивает Стратиговну, хочет она быть его женой или же полонянкой?
Представления о чести значат для Девгения очень много, поэтому он объясняет Стратиговне, что не хочет уподобляться вору и тайно уводить ее – Стратиговна должна рассказать отцу, что ее похитили.
Когда Стратиг возвращается, Девгений вновь приезжает в его двор, разбивает ворота и три часа ждет Стратига, вызывая его с сыновьями, но Стратиг не верит, что кто-то может осмелиться так себя вести на его дворе. Девгению все-таки приходится похищать Стратиговну, и, посадив ее на своего коня, с песнями и славя Бога, он выезжает со двора. Но погони нет, тогда Девгений опять возвращается к дому Стратига (“Покрою я себя великим позором, если не будет за мной погони”) и начинает там бесчинствовать.
Наконец Стратиг понимает, что Девгений действительно нанес бесчестие его дому, и начинает сзывать своих могучих сыновей и собирать воинов. Пока Стратиг занимается военными приготовлениями, Девгений спит, а Стратиговна стережет его сон.
Наконец Стратиг собирает войско, и оно приближается к Девгению. Стратиговна будит его, и они договариваются, что Девгений не будет убивать своих будущих родственников. “Как сильный сокол” ударяет Девгений “в середину войска и, как хороший косец траву косит: раз проскакал – убил семь тысяч, назад возвратился – убил двадцать тысяч”. Нагоняет он и Стратига, ударяет слегка его по шлему, и Стратиг молит о пощаде, говоря, что желает им со Стратиговной счастья.
Девгений берет их в плен, при этом сыновей Стратига он связывает, а самого Стратига не связывает.
Стратиг с сыновьями молят Девгения отпустить их на свободу, к их просьбам присоединяется и Стратиговна. Девгений соглашается, но сначала хочет поставить на них свое клеймо, однако Стратиговне удается отговорить его. В память о поражении Девгений берет со Стратига и его сыновей бесценные золотые вещи – крест прадеда и пряжки с жемчугом и драгоценными камнями, а после приглашает на свадьбу. Договариваются они на том, что сначала три месяца свадьбу будут играть у Стратига, а потом три месяца у Девгения.
Автор надолго останавливается на описании свадебных подарков, а после делает вывод, что Девгений – пример для всех христиан.
Другой подвиг Девгения Акрита – победа над царем Василием, который “сторожил всю страну Каппадокийскую”. Царь Василий, прослышав о храбрости Девгения, в ярости решает пленить его. Василий посылает Девгению лживую грамоту, где приглашает его к себе, чтобы подивиться на его удаль.
Василий и Девгений обмениваются письмами и послами, при этом каппадокийский царь от льстивых слов все больше переходит к угрозам, а Девгений, раскрывая его черные замыслы, призывает Василия прийти с малым войском к реке Евфрат. Через своего посла Девгений передает заносчивому владыке: “Скажи царю своему: если ты надеешься на свою силу, то я уповаю на Бога-создателя. И не может сравниться сила твоя с могуществом Божьим”.
Читая слова Девгения и слушая посла, Василий все больше приходит в ярость, собирает войско и выступает навстречу Девгению, но, не видя его войска, начинает бояться: “Узнал что-то о нас Девгений и задумал, либо же сам хочет прийти с большим войском”. Девгений один противостоит силам царя, и тот, послушавши бояр (“Чего же стоит власть твоя, царь, если ты одного воина испугался, ведь не видно с ним войск”), решает сразиться с Девгением. Девгений побеждает войско противника, и царь с горсткой воинов обращается в бегство.
Девгений нагоняет их, берет в плен, а затем занимает город. Девгений царствует в городе Василия, а пленных отпускает согласно словам Писания: “Не может быть раб больше господина своего, а сын больше отца своего”. Вскоре Девгений сажает на престол отца, говоря, что те двенадцать лет жизни, которые остались ему, он хочет прожить спокойно.