Дафнис и Хлоя
Действие происходит на хорошо знакомом грекам острове Лесбосе в Эгейском море, и даже не на всем острове, а в одной только деревне на его окраине.
Жили там два пастуха, один козопас, другой овцевод, один раб, другой свободный. Однажды козопас увидел: коза его кормит подкинутого ребенка – мальчика, а при нем пеленка пурпурная, застежка золотая и ножичек с рукояткой из слоновой кости. Он его усыновил и назвал Дафнисом. Прошло немного времени, и овцевод тоже увидел: овца его кормит подкинутого ребенка – девочку, а при ней повязка, шитая золотом, золоченые туфельки и золотые браслеты. Он ее удочерил и назвал Хлоею.
Они выросли, он – красавцем, она – красавицею, ему пятнадцать, ей тринадцать, он пас своих коз, она своих овец, вместе резвились, дружили, “и можно б скорее увидеть, что овцы и козы врозь пасутся, чем встретить порознь Дафниса с Хлоею”.
Было лето, и случилась с Дафнисом беда: он оступился, попал в волчью яму и чуть не погиб. Хлоя кликнула соседа, молодого пастуха-волопаса, и вдвоем они вытащили Дафниса из ямы. Он не расшибся, но был весь в земле
и грязи. Хлоя повела его к ручью и, пока он купался, увидела, какой он красивый, и почувствовала в себе что-то странное: “Больна я, а чем – не знаю; не ранена, а сердце болит;
Сижу в тени, а вся пылаю”. Слова “любовь” она не знала, но, когда сосед-волопас поспорил с Дафнисом, кто красивей, и они решили, чтобы Хлоя поцеловала того, кто ей больше нравится, то Хлоя сразу поцеловала Дафниса. И после этого поцелуя Дафнис тоже почувствовал в себе что-то странное: “Дух у меня захватило, сердце выскочить хочет, тает душа, и все же опять хочу я ее поцелуя: уж не зелье ли какое было на Хлоиных губах?” Слова “любовь” он тоже не знал.
Пришла осень, настали виноградные праздники, Дафнис и Хлоя веселились вместе со всеми, и тут подошел к ним старик пастух. “Было мне видение, – сказал он, – явился мне Эрот-малютка с колчаном и луком и молвил: “Помнишь ли, как я пас тебя с твоею невестою? а теперь пасу я Дафниса и Хлою”. “А кто такой Эрот?” – спрашивают подростки.”Эрот – бог любви, сильнее самого Зевса; царит он над миром, над богами, людьми и скотиною;
Нет от Эрота лекарства ни в питье, ни в еде, ни в заговорах, одно только средство – целоваться, обниматься и нагими, прижавшись, на земле лежать”. Задумались Дафнис и Хлоя и поняли, что странные их томления – от Эрота. Одолевши робость, стали они друг с другом целоваться, а потом и обниматься, а потом и нагими на земле лежать, но томление не проходило, а что делать дальше, они не знали.
Тут случилась беда уже с Хлоею: молодые богатые бездельники из соседнего города, повздорив с поселянами, напали на них, угнали стадо и похитили с ним красавицу пастушку. Дафнис в отчаянии взмолился к сельским богам – нимфам и Пану, и Пан напустил на похитителей свой “панический ужас”: оплел награбленное плющом, велел козам выть по-волчьи, пустил по земле огонь, а по морю шум. Испуганные злодеи тотчас возвратили добычу, воссоединившиеся влюбленные поклялись друг другу в верности – “этим стадом клянусь и козою, что вскормила меня: никогда не покину я Хлою!” – а старый пастух играл им на свирели и рассказывал, как когда-то бог Пан был влюблен в нимфу, а она от него убежала и превратилась в тростник, и тогда он из тростинок сделал вот такую свирель с неравными стволами, потому что неравной была их любовь.
Прошла осень, прошла зима, ледяная и снежная, пришла новая весна, а любовь Дафниса и Хлои продолжалась – все такая же невинная и мучительная. Тут подсмотрела за ними жена соседнего помещика, молодая и лукавая. Дафнис ей понравился, увела она его на укромную поляну и сказала ему: “Знаю я, чего не хватает вам с Хлоею; если и ты хочешь это узнать – стань моим учеником и делай все, что я скажу”. И когда легли они вместе, то она и сама природа научили Дафниса всему, чему нужно. “Только помни, – сказала она на прощанье, – мне-то это в радость, а Хлое в первый раз будет и стыдно, и страшно, и больно, но ты не бойся, потому что так уж природою положено”.
И все-таки Дафнис побоялся сделать Хлое больно, и поэтому любовь их тянулась по-прежнему – в поцелуях, ласках, объятиях, нежной болтовне, но и только.
Наступило второе лето, и к Хлое начали свататься женихи. Дафнис в горе: он ведь раб, а они – свободные и зажиточные. Но на помощь ему пришли добрые сельские нимфы: во сне указали юноше, где найти богатый клад. Хлоины приемные родители рады, Дафнисовы тоже.
И решили они: когда осенью помещик будет объезжать свое имение, просить его согласиться на свадьбу.
Наступила за летом осень, появился помещик, а при нем развратный и хитрый приживал. Красавец Дафнис ему понравился, и он выпросил его у хозяина: “Красоте покорен всякий: влюбляются даже в дерево, в реку и в дикого зверя! Вот и я люблю тело раба, но красоту – свободного!” Неужели свадьбе не бывать?
Тут старик, приемный отец Дафниса, бросился хозяину в ноги и рассказал, как нашел когда-то этого младенца в богатом уборе: может быть, на самом деле он свободнорожденный и нельзя его продавать и дарить? Помещик смотрит: “О боги, не те ли это вещи, что когда-то мы с женой оставили при сыне, которого подбросили, чтобы не дробить наследства? А теперь наши дети умерли, мы горько раскаиваемся, просим у тебя прощения, Дафнис, и зовем вновь в отцовский дом”.
И он забрал юношу с собою.
Теперь Дафнис богат и знатен, а Хлоя – бедная, как была: не расстроится ли свадьба, не отвергнет ли помещик такую невестку? Выручает все тот же приживал: он боится, чтоб хозяин не разгневался на него из-за Дафниса, и поэтому сам уговорил его не мешать соединению влюбленных. Девушку повели в барский дом, там – пир, на пиру – окрестные богачи, один из них увидел Хлою, увидел у нее в руках ее детскую повязку и узнал в ней свою дочь: когда-то он разорился и бросил ее от бедности, а теперь разбогател и вновь обрел свое дитя.
Справляют свадьбу, на ней – все гости, и далее отвергнутые Хлоей женихи, и даже та красавица, что когда-то научила Дафниса любви. Новобрачных ведут в опочивальню, “и тогда-то узнала Хлоя, что все, чем в дубраве они занимались, были только шутки пастушьи”.
Они живут долго и счастливо, детей их вскармливают козы и овцы, а нимфы, Эрот и Пан радуются, любуясь на их любовь и согласие.
Вариант 2
Лонг начинает свой роман с краткого введения, где рассказывает, как сам он на острове Лесбос в пещере Нимф нашел картину. На ней были нарисованы любовные сцены, которые так понравились автору, что тот решил написать по ним свой роман.
В окрестностях Митилены козопас Ламон находит в кустах мальчика, которого кормила коза, а через несколько лет в гроте Нимф пастух Дриас находит девочку, которую кормила овца. Они были благородного происхождения. Тогда Ламон и Дриас берут детей под свою опеку и хотят разыскать их родителей. Они очень любят и хорошо заботятся о них, как о собственных детях.
Как только Дафнису исполняется пятнадцать лет, а Хлое – тринадцать, их посылают вместе пасти коз и овец. С тех пор чувство любви все больше растет, мучает и терзает их.
В то самое время тирские пираты нападают на здешние луга, убивают пастуха Доркона, влюбленного в Хлою, забирают его стада вместе с Дафнисом. Умерший пастух подарил Хлое свою свирель, на которой она играет. Стадо Доркона, услыхавши звуки свирели, бросились к берегу и опрокинули судно пиратов.
Дафнис спасается и возвращается обратно к Хлое.
Пришла осень и пора собирать виноград. Тем временем любовь героев с каждым днем все растет, но они никак не могут понять своих чувств. Тогда начинается война между городами Метимной и Митиленой. Люди Метимны нападают на поля митиленцев, крадут стада Дафниса и похищают Хлою.
Но девушка спасается, с помощью самого Пана.
Проходят года. Хлоя превращается в настоящую красавицу, которая привлекает к себе много женихов. Дафнис желает жениться на девушке, но он должен получить согласие ее приемного отца.
Отец может дать согласие, только богатым, а юноша не имел ни драхма. И тогда ему на помощь приходят нимфы, которые помогают найти ему кошелек с тремя тысячами драхм, которые потеряли метимняне. Дафнис получает согласие Дриаса, но им еще нужно было получить разрешение от их господина, ведь они не могут распоряжаться жизнью без его участия. Хозяином приемного отца Дафниса, был богатый митиленец Дионисофан.
Он приехал в деревню вместе со своим сыном Астилом, который был очарован красотой Дафниса.
Парасит Астила Гнафон просит его для себя, чтобы забрать с собой в город. Но Ламон не хотел отдавать ему юношу и рассказывает о том, как его нашли в кустах, и показывает вещи господину, которые были вместе с мальчиком. Узнав все эти вещи, Дионисофан узнал своего сына, им оказался Дафнис.
Дафнис нашел свою семью, а Хлою снова похищают. Ее похитителем был пастух Лампид, которому она отказала. Ее спасет парасит Гнафон. Он хочет получить прощение у Дафниса за свою дерзость. Дриастакже рассказывает, как он нашел Хлою.
Узнав о происхождении девушки, Дионисофан разрешает влюбленным пожениться. Вскоре и Хлоя находить свою семью. Ее отец тоже оказывается богач Мегакл.
И с тех пор, влюбленные отдают себя покровительству божеств, которые опекали их с самого рождения.