Чехов Антон Павлович Произведение “Черный монах”
Андрей Васильевич Коврин, магистр, много работает, мало спит, курит и, наконец, расстраивает себе нервы. Доктор сове-тует ему провести лето в деревне. Он отправляется к Песоц-ким – Егору Семеновичу, своему бывшему опекуну и воспита-телю, и его дочери Тане в деревню Ворисовку. Песоцкпй – зна-менитый российский садовод. Коврпиа с детства поражала фан-тазия Егора Семеновича – в саду есть самые необыкновенные растения – от черных тюльпанов до арок, вензелей и канделяб-ров, в форме который растут садовые деревья.
Сам Песоцкий и Таня много работают в саду; это – единственный смысл жизни Егора Семеновича, он очень беспокоится за то, что после его смерти некому будет продолжить его дело. Таня – девушка чувствительная и довольно нервная, многословная и искренне симпатизирующая Коврину. Она часто ссорится с отцом по пустякам, после чего запирается у себя в комнате и рыдает ос-таток дня. В Борисовке Коврин продолжает такую же беспорядочную жизнь, что и в городе. Он мало спит, много читает и пишет (он занимается психологией
и философией), учит итальянский язык, пьет вино, курит, общается с довольно скучными знако-мыми Песоцких – барышнями-соседками, играющими с Таней на пианино, и молодым человеком, играющим на скрипке.
Од-нажды Коврин слышит, как Таня, ее подруга и молодой чело-век разучивают серенаду Брага. Сюжет серенады незатейлив: “Девушка, больная воображением, слышала ночью в саду ка-кие-то таинственные звуки, до такой степени прекрасные, что должна была признать их гармонией священной, которая нам, смертным, непонятна и потому обратно улетает в небеса”. Ков-рину скучно, он рассказывает Тане легенду о черном монахе, которую сам не помнит, где слышал. Тысячу лет назад одетый. в черное монах шел по пустыне.
За несколько миль от того места рыбаки видели мираж – чер-ного монаха, который шел по поверхности воды. Мираж отра-жался такое множество раз, что, наконец, вышел за пределы Галактики. Предсказание гласит, что через тысячу лет, т. е. во время жизни Коврипа и Тани, этот мираж вновь попадет в зем-ную атмосферу и покажется людям. Тане легенда не нравится.
Коврип выходит в поле, восхищается красотой природы, ему кажется, что мир притаился и ждет, чтобы Коврпн понял его. Неожиданно вдалеке показывается смерч, Коврин отходит в сторону. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это гигантский черных монах. Он оборачивается на Коврина и улы-бается ему. Коврин возвращается в дом.
Судя по всему, никто, кроме него, не заметил чудесного явления, и Коврип решает никому ничего не говорить, потому что все сочтут его сумасшедшим. Когда гости разъезжаются, Таня приносит Коврипу почи-тать статьи отца о садоводстве. Егор Семенович сам наведыва-ется к Коврипу, сетует на то, что после его смерти сад пропадет, что Таня выйдет за какого-нибудь проходимца, пойдут дети, и садом некому станет заниматься. Песоцкий прямо заявляет Коврину, что единственный человек, которому он с радостью доверил бы дочь, – это он.
После ухода Егора Семеновича Ков-рин принимается было за чтение статей, и его поражает агрес-сивны! i тон повествования (Песоцкий весьма резко полемизи-рует с другими садоводами). На другой день отец и дочь в очередной раз ссорятся, Таня запирается и никого не впускает к себе. Коврип решает их по-мирить, идет к Тане, утешает ее, успокаивает, гладит по голове, и вдруг понимает, что никогда не сможет полюбить женщину, вполне здоровую душевно, “но бледная, слабая, несчастная Таня” ему правится. В тот же день Коврин повторно видит привидение черного монаха – среди бела дня, в саду Песоцких.
Черный монах говорит, что Коврин – один из немногих из-бранных богом людей, которые служат вечной правде и несут на себе божественную, небесную печать. Для таких людей есть вечная жизнь; своим трудом они приближают вечную жизнь и для остальных люден. Коврину приятно это слышать, но он понимает, что перед ним – галлюцинация, и прямо спрашива-ет монаха, болен ли он психически. Тот отвечает, что нет ниче-го страшного в психическом недуге – это отклонение только в понимании обыкновенных людей, т. е. “стада”. Большинство ге-ниев страдало тем или иным душевным недугом.
Монах сове-тует Коврнну: “Если хочешь быть здоров и нормален, иди в ста-до”. Когда мираж исчезает, у Коврина становится легко и весе-ло на душе, он настолько счастлив, что, увидев Таню, востор-женно делает ей предложение. Начинаются приготовления к свадьбе. Таня нервничает; Егор Семенович сердится на рабочих.
Дел невпроворот: гото-вятся фрукты и цветы к отправке в город, ведется оживленная переписка с подрядчиками, шьется приданое. Коврин ничего не замечает; он полностью уходит в работу. Он обожает Таню, постоянно говорит ей о любви. Монах является ему по несколь-ко раз в неделю; однажды это происходит в присутствии Пе-соцких. Коврин принимается говорить с ними на темы, кото-рые могли бы заинтересовать монаха, и Песоцкие не подозре-вают, что Коврин общается не с ними, а со своей галлюцинаци-ей.
Свадьбу празднуют широко и весело, затем молодые пере-езжают в город, где у Тани часто болит с непривычки голова, особенно по ночам. Однажды ночью монах является Коврину в спальне. Думая, что Таня спит, Коврин беседует с монахом о славе, известности и своем к ним отношении. Его беспокоит, что он чересчур счас-тлив, но монах объясняет ему, что “чем выше человек по ум-ственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь”.
Таня просыпа-ется и ужасается тому, что муж сидит и разговаривает с пус-тым креслом. Она бросается в соседнюю комнату к отцу, кото-рый гостит у них. Коврин сам немного напуган.
Семья прини-мает решение обратиться за помощью к врачу. Коврин начина-ет лечиться. Летом Коврпны снова выезжают в деревню. Коврин пьет много молока, работает только по два часа в день, не употреб-ляет табака и алкоголя, и вскоре черный монах перестает яв-ляться ему. Но Коврин становится все более раздражителен, его отношения с тестем сильно портятся.
Он считает, что Егор Семенович виноват в том, что Коврин стал посредственностью, ему было бы легче жить в мире галлюцинаций и быть счастли-вым. Таня умоляет мужа помириться с Песоцким, говорит, что от дурного характера Коврина страдают все и в первую оче-редь – она. В конце концов, Коврин заявляет, что Егор Семе-нович сам просил его жениться на Тане. Песоцкий вне себя от негодования, Таня падает в обморок. Коврин и Таня расходятся.
Он живет с другой женщиной (Варварой Николаевной), получает кафедру, болеет (у него часто идет горлом кровь, что мешает ему начинать читать курс). Таня возвращается к Егору Семеновичу. Варвара Николаевна решает вывезти Коврина на лечение в Крым. Там он получаст письмо от Тани, в котором та сообщает ему, что Егор Семенович скончался, обвиняет в этом бывшего мужа и проклинает его. Чтобы успокоиться, Коврин пытается сесть за работу, но внизу кто-то играет на скрипке и мешает ему.
Выйдя на бал-кон, он слышит слова серенады Брага. Это напоминает ему, как когда-то давно он слышал ее в исполнении Тани и ее знакомых. Ему вновь является черный монах, который спрашивает, отче-го Коврин не поверил, что он гений. Отвечать ему Коврин не может: кровь идет у него горлом. Коврин слабеет, пытается по-звать Варвару Николаевну, но произносит лишь имя Тани. “Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами, обрыз-ганными росой, звал парк, сосны с мохнатыми корнями, ржа-ное поле, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, ра-дость, звал жизнь, которая была так прекрасна”.
Умирая, он слышит шепот монаха, который уверяет его, что слабое тело не может больше быть оболочкой для гения.