Черный монах
Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель. Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер.
Егор Семеныч страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью передать свое хозяйство. В ночь, когда приезжает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят поочередно: следят за работниками, которые спасают деревья от заморозков. Коврин с Таней идут в сад, вспоминают детство. Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а ее превратил в покорную помощницу.
Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьез увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьез занимает его.
В деревне он ведет такую же нервную жизнь, как и в городе: много читает, пишет, мало спит, часто курит и пьет вино.
Он крайне впечатлителен. Однажды он рассказывает Тане легенду, которую не то слышал, не то вычитал, не то видел во сне.
Тысячу лет назад одетый в черное монах шел по пустыне в Сирии или Аравии. За несколько миль рыбаки видели другого черного монаха – мираж, который двигался по поверхности озера. Потом его видели в Африке, в Испании, в Индии, даже на Дальнем Севере… Наконец он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает во Вселенной, его, возможно, видят на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста.
Смысл легенды в том, что через тысячу лет после первого появления монах должен снова явиться на землю, и вот это время пришло… После беседы с Таней Коврин идет в сад и вдруг видит черного монаха, возникающего из вихря от земли до неба. Он пролетает мимо Коврина; тому кажется, что монах ласково и лукаво улыбается ему.
Не пытаясь объяснить странное явление, Коврин возвращается в дом. Его охватывает веселье. Он поет, танцует, и все находят, что у него особенное, вдохновенное лицо.
Вечером этого же дня в комнату Коврина приходит Егор Семеныч. Он заводит разговор, из которого понятно, что он мечтает выдать Таню замуж за Коврина. чтобы быть уверенным в будущем своего хозяйства. “Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал”. Таня и отец часто ссорятся. Утешая Таню, Коврин однажды понимает, что более близких людей, чем она и Егор Семеныч, у него нет в целом свете.
Вскоре его вновь посещает черный монах, и между ними происходит разговор, в котором монах признается, что он существует лишь в воображении Коврина. “Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими. Ты служишь вечной правде”. Все это очень приятно слушать Коврину, но он опасается, что психически болен. На это монах возражает, что все гениальные люди больны. “Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди”.
Радостно возбужденный Коврин встречает Таню и объясняется ей в любви.
Идет подготовка к свадьбе. Коврин много работает, не замечая сутолоки. Он счастлив. Раз или два в неделю встречается с черным монахом и подолгу беседует. Он убедился в собственной гениальности.
После свадьбы Таня и Коврин переезжают в город. Однажды ночью Коврина вновь посещает черный монах, они беседуют. Таня застает мужа разговаривающим с невидимым собеседником.
Она напугана, как и Егор Семенович, гостящий в их доме. Таня уговаривает Коврина лечиться, он в страхе соглашается. Он понимает, что сошел с ума.
Коврин лечился и почти выздоровел. Вместе с Таней проводит лето у тестя в деревне. Работает мало, не пьет вина и не курит.
Ему скучно. Он ссорится с Таней и упрекает ее в том, что она заставила его лечиться. “Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален…”
Он получает самостоятельную кафедру. Но в день первой же лекции извещает телеграммой, что читать не будет по болезни. У него идет горлом кровь.
Он уже живет не с Таней, а с другой женщиной, старше его на два года – Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребенком. Они едут в Крым и по дороге останавливаются в Севастополе. Еще дома, за час до отъезда, он получил письмо от Тани, но читает его лишь в Севастополе.
Таня извещает о смерти отца, обвиняет его в этой смерти и проклинает. Им овладевает “беспокойство, похожее на страх”. Он ясно понимает, что он – посредственность. Выходит на балкон и видит черного монаха. “Отчего ты не поверил мне? – спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. – Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провел бы не так печально и скудно”. Коврин опять верит, что он избранник божий, гений, не замечая, что из горла идет кровь.
Зовет Таню, падает и умирает: “на лице его застыла блаженная улыбка”.
Вариант 2
Магистр Андрей Васильевич Коврин болеет нервным расстройством. По рекомендации доктора он решает поехать в деревню. В то же время его приглашает в гости подруга детства Таня Песоцкая, которая живет с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Егор Семеныч посвятил всю жизнь своему саду и не знает, кому перед смертью его передать.
К ним приезжает Коврин, к которому Таня неравнодушна. Она ему тоже нравится, но он не может всерьез думать об увлечении ней.
Однажды Коврин рассказывает Татьяне легенду о черном монахе. Тысячу лет он шел по пустыне в Сирии или Аравии. Рыбаки вдали увидели мираж – другого черного монаха, двигающегося по поверхности озера. Позже его видели в Африке, в Индии, на Дальнем Севере и в других местах. Затем он вышел за пределы земной атмосферы и стал блуждать во Вселенной.
Смысл легенды заключается в том, что монах должен снова вернуться на землю через тысячу лет после первого его появления, и вот это время наступило… Коврин идет в сад и видит там черного монаха, появляющегося из вихря. Монах пролетает мимо Коврина и лукаво ему улыбается.
Коврина веселит и вдохновляет встреча с монахом.
Егор Семеныч заводит с Ковриным разговор о планах выдать Таню за него замуж. Для Коврина Таня и ее отец становятся самыми близкими людьми. Вскоре черный монах снова посещает Коврина. Между ними происходит разговор.
Монах признается, что он существует только в воображении Коврина. Он говорит, что Коврин является божьим избранником. Это приятно слышать магистру, но он переживает из-за своей психической болезни.
Монах говорит ему, что все гениальные люди немного больны. Радостный Коврин идет к Тане и объясняется ей в любви.
Коврин счастлив и готовится к свадьбе. Несколько раз в неделю он встречается с черным монахом и беседует с ним, убеждаясь в собственной гениальности. После свадьбы они переезжают в город. Однажды Коврина ночью снова посещает монах. Таня застает мужа разговаривающим с невидимым собеседником.
Она уговаривает его лечиться и он, понимая, что сошел с ума, соглашается. Коврин почти выздоровел после лечения. Он отправляется вместе с Таней на лето к тестю. Там он мало работает, не пьет и не курит.
От скуки он обвиняет Таню в том, что она настояла на лечении.
Коврин получает самостоятельную кафедру, но не может читать лекции из-за болезни. У него идет кровь горлом. Он бросает Таню и живет с Варварой Николаевной, ухаживающим за ним, словно за маленьким ребенком. Они отправляются в Крым.
По дороге, в Севастополе, он получает в письме от Тани извещение о смерти ее отца. Она обвиняет Коврина в его смерти и проклинает. Коврин снова встречает черного монаха, который снова говорит, что он гений.
У Коврина идет кровь из горла, и он умирает с блаженной улыбкой на лице.