Брут Второй
В Риме в храме Согласия Цезарь произносит речь. Он много воевал и наконец вернулся в Рим. Рим могуч, он внушает страх всем народам.
Для вящей славы Рима осталось только покорить парфян и отомстить им за победу над Крассом. Поражение в битве с парфянами легло позорным пятном на Рим, и Цезарь готов либо пасть на поле брани, либо доставить в Рим пленного парфянского царя. Цезарь недаром собрал цвет Рима в храме Согласия. Он ждет от римлян согласия и готовности выступить в поход против парфян. Кимвр возражает: сейчас не до парфян; гражданская резня, начавшаяся при Гракхах, не утихает, Римская империя залита кровью: “сначала нужно дома Порядок навести и мстить за Рим Не раньше, чем он прежним Римом станет”.
Антоний поддерживает Цезаря: не было случая, чтобы римляне не отомстили за гибель римского полководца. Если не отомстить парфянам, многие покоренные народы решат, что Рим дрогнул, и не захотят терпеть его господство. Поход на парфян необходим, остается только решить, кто поведет войска, но кто при Цезаре посмеет назвать себя вождем? “Рим” и “Цезарь”
означают ныне одно и то же, и тот, кто сегодня хочет подчинить общее величие личным интересам, – изменник. Слово берет Кассий. Он противник военного похода, его волнует судьба отчизны: “Да будет консул консулом, сенат – Сенатом и трибунами – трибуны, И да заполнит истинный народ, Как прежде, форум”.
Цицерон говорит о том, что он по-прежнему верен мечте об общем благе, мире и свободе. В Римской республике давно уже перестали чтить законы. Когда в Риме восторжествует порядок, то не понадобится оружие, “чтоб врагов Постигла участь туч, гонимых ветром”. Брут начинает свою речь с того, что он не любит Цезаря, потому что, по его мнению, Цезарь не любит Рим.
Брут не завидует Цезарю, ибо не считает его выше себя, и не испытывает к нему ненависти, ибо Цезарь ему не страшен. Брут напоминает Цезарю, как услужливый консул хотел надеть на него царский венец, но Цезарь сам оттолкнул его руку, потому что понял, что народ – не такая бездумная масса, как ему хотелось бы, народ может какое-то время терпеть тирана, но не самодержца. В душе Цезарь не гражданин, он мечтает о царском венце.
Брут призывает Цезаря стать не угнетателем, а освободителем Рима. Он, Брут, – гражданин и хочет пробудить в душе Цезаря гражданские чувства. Антоний осуждает Брута за дерзкие речи.
Цезарь хочет, чтобы вопрос о походе на парфян был решен здесь, в храме Согласия, а для решения остальных вопросов предлагает собраться завтра утром в курии Помпея.
Цицерон и Кимвр ждут своих единомышленников – Кассия и Брута. Они понимают, что родине грозит опасность и медлить нельзя. Цицерон видит, что Цезарь, убедившись, что всеобщий страх для него надежнее, чем любовь продажной черни, делает ставку на армию. Ведя римских воинов в бой с парфянами, он наносит Риму последний удар. Цицерон жалеет, что он уже старик и не может биться за родину с мечом в руках.
Подоспевший Кассий с горечью говорит, что у Цицерона уже не осталось достойных слушателей, но Цицерон возражает: народ всегда народ. Сколь бы человек ни был ничтожен наедине с собой, на людях он неизменно преображается. Цицерон хочет произнести речь перед народом.
Диктатор опирается на силу, Цицерон же опирается на истину и потому не боится силы: “Повержен будет Цезарь, Как только будет он разоблачен”. Кимвр уверен, что Цицерон не сможет взойти на форум, ибо путь туда закрыт, а если бы и смог, то его голос потонул бы в криках подкупленных людишек. Единственное средство – меч. Кассий поддерживает Кимвра: не надо ждать, пока трусливый народ объявит Цезаря тираном, надо первыми вынести ему приговор и привести его в исполнение.
Лучшее средство – быстрейшее. Чтобы покончить с рабством в Риме, достаточно одного меча и одного римлянина, зачем же заседать и тратить время на колебания? Появляется Брут. Он опоздал, потому что говорил с Антонием. Цезарь послал Антония к Бруту, чтобы договориться о встрече.
Брут согласился встретиться с Цезарем здесь же, в храме, ибо считает, что Цезарь-враг страшнее, чем Цезарь-друг. Кассий говорит, что он, Кимвр и Цицерон единодушны в ненависти к Цезарю, в любви к отчизне и в готовности погибнуть за Рим. “Но планов получилось три: В гражданскую войну отчизну ввергнуть, Иль, ложью ложь назвав, разоружить Народ, иль Цезаря прикончить в Риме”. Он спрашивает мнения Брута. Брут хочет попытаться переубедить Цезаря.
Он полагает, что жажда чести Цезарю дороже, чем жажда царства. Брут видит в Цезаре не злодея, а честолюбца. Во время Фарсальской битвы Брут попал к Цезарю в плен.
Цезарь сохранил ему жизнь, и Брут не хочет отвечать на добро неблагодарностью. Брут считает, что один лишь Цезарь может вернуть сегодня Риму свободу, могущество и жизнь, если вновь станет гражданином. Брут верит, что у Цезаря благородная душа и он станет защитником законов, а не их нарушителем.
Если же Цезарь останется глух к его доводам, Брут готов заколоть его кинжалом. Цицерон, Кимвр и Кассий уверены, что Брут слишком высокого мнения о Цезаре и план его несбыточен.
Антоний докладывает Цезарю, что Брут согласен встретиться с ним. Он ненавидит Брута и не понимает, почему Цезарь терпит его. Цезарь говорит, что из его недругов Брут – единственный, кто его достоин.
Цезарь предпочитает побеждать не оружием, а милостью: простить достойного врага и заручиться его дружбой лучше, чем уничтожить его. Так в свое время Цезарь поступил с Брутом, так намерен поступать и впредь. Он хочет во что бы то ни стало сделать Брута своим другом.
Когда приходит Брут, Антоний оставляет их вдвоем. Брут взывает к разуму Цезаря. Он заклинает его снова стать гражданином и вернуть Риму свободу, славу и мир. Но Цезарь непременно хочет покорить парфян. Он столько воевал, что хочет встретить смерть на поле брани.
Цезарь говорит, что любит Брута, как отец. Брут же испытывает к Цезарю все чувства поочередно, кроме зависти: когда Цезарь проявляет себя как тиран, Брут его ненавидит, когда в Цезаре говорит человек и гражданин, Брут испытывает к нему любовь и восхищение. Цезарь открывает Бруту, что он его отец. В доказательство он показывает Бруту письмо его матери Сервилии, подтверждающее, что Брут – ее сын от Цезаря. Брут ошеломлен, но это известие не изменяет его убеждений.
Он жаждет спасти родину или погибнуть. Цезарь надеется, что Брут одумается и завтра поддержит его в сенате, иначе он встретит в Цезаре не отца, а господина. Брут призывает Цезаря доказать свою отцовскую любовь и дать ему возможность гордиться своим отцом, иначе ему придется считать, что настоящий его отец – тот Брут, который дал Риму жизнь и свободу ценой жизни собственных детей. Оставшись один, Цезарь восклицает: “Возможно ль, чтоб единственный мой сын Отказывался мне повиноваться Теперь, когда весь мир покорен мне?”
Цицерон вместе с другими сенаторами уезжает из Рима: он старик, и в нем уже нет былого бесстрашия. Кимвр и Кассий расспрашивают Брута о его беседе с Цезарем. Брут рассказывает им о том, что он сын Цезаря. “Чтоб кровь от этого пятна очистить Ужасного, до капли должен я За Рим ее пролить”.
Бруту не удалось переубедить Цезаря. Кимвр и Кассий считают, что Цезаря надо убить. Брут идет за советом к своей жене Порции – дочери великого Катона. Порция, чтобы доказать свое мужество, отсекла себе мечом грудь и стойко переносила боль, так что ее муж даже не знал об этом. И только после этого испытания она осмелилась попросить Брута доверить ей свои тайны.
Кимвр и Кассий восхищаются мужеством Порции.
Антоний приходит к Бруту. Цезарь передает ему, что надеется на голос крови, который повелит Бруту любить и уважать человека, давшего ему жизнь. Брут спрашивает, готов ли Цезарь отказаться от диктаторства, возродить законы и подчиняться им.
Брут просит Антония передать Цезарю, что завтра в сенате надеется услышать от него перечень действенных мер по спасению отечества. Брут в такой же мере жаждет спасти Рим для блага римлян, как и спасти Цезаря ради Рима. После ухода Антония заговорщики решают привлечь на свою сторону еще несколько достойных римских граждан.
В курии Помпея собираются сенаторы. С улицы доносятся крики толпы. Кассий говорит Бруту, что по его знаку заговорщики с мечами набросятся на Цезаря.
Появляется Цезарь. Он спрашивает, почему многие сенаторы не пришли на собрание. Брут отвечает: “Те, что сидят в сенате, Пришли из страха; тех, кого здесь нет, Рассеял страх”. Брут произносит речь, где превозносит достоинства Цезаря, одержавшего верх над собой и над чужой завистью. Он поздравляет Цезаря, желающего стать гражданином, равным среди равных, как прежде.
Брут объясняет собравшимся, что говорит от имени Цезаря, поскольку он и Цезарь теперь одно, ведь он – сын Цезаря. Цезарь потрясен вдохновенной дерзостью Брута. Он говорит, что хочет сделать его своим преемником. Цезарь не отступил от своего решения отправиться в поход на парфян.
Брута он хочет взять с собой, а после победы над врагами Рима он готов отдать себя в руки своих врагов: пусть Рим решает, кем он хочет видеть Цезаря: диктатором, гражданином или вовсе никем. Брут в последний раз взывает к Цезарю, но Цезарь объявляет, что тот, кто не подчинится ему, – враг Рима, бунтовщик и предатель. Брут обнажает кинжал и потрясает им над головой.
Заговорщики бросаются к Цезарю и разят его мечами. Брут стоит в стороне. Израненный Цезарь ползет к статуе Помпея и испускает дух у ее подножия со словами: “И ты… мой мальчик?..” На крики сенаторов сбегается народ.
Брут объясняет народу, что Цезарь убит, и он, Брут, хотя его кинжал не обагрен кровью, вместе с другими убил тирана. Народ хочет покарать убийц, но они скрываются, в руках народа лишь Брут. Брут готов к смерти, но напоминает народу о свободе и призывает тех, кому она дорога, возликовать: Цезарь, который мнил себя царем, спит вечным сном. Слыша вдохновенные речи Брута, народ проникается к нему доверием, а услышав, что Брут сын Цезаря, оценивает все его благородство. Брут оплакивает Цезаря, ибо чтит его достоинства, равных которым не сыскать.
Он готов к смерти, но просит дать ему отсрочку. Исполнив свой долг освободителя и гражданина, он покончит счеты с жизнью над гробом убитого отца. Народ готов идти за Брутом.
Размахивая мечом, Брут ведет за собой народ на Капитолий, чтобы изгнать изменников со священного холма. Народ вслед за Брутом повторяет: “Свобода или смерть!”, “Смерть или свобода!”
Вариант 2
Цезарь произносит речь в Храме Согласия. После долгих войн он вернулся в Рим. Для того чтоб Рима стал еще более славным, осталось лишь покорить парфян и непременно отомстить им за поражение римлян и убийство Красса.
Цезарь собрал совет в храме Согласия для того чтоб получить одобрение римлян и их готовность выступить против парфян. Ему возражает Кимвр: при Гракхах началась гражданская война, которая до сих пор не утихает, не до парфян сейчас, сначала нужно Рим восстановить и прежний порядок навести. Антоний же напротив, поддерживает Цезаря: нельзя оставить неотомщенной гибель римского полководца, иначе покоренные римлянами народы решат, что Рим слаб, и не станут терпеть его господство. Нужно лишь решить, кто возглавит войско.
Кассий противник военного похода на парфян, его волнует судьба отечества. Цицерон верен мечте об общем мире, благе и свободе. Брут призывает Цезаря стать освободителем Рима. Он хочет пробудить в Цезаре гражданские чувства.
Цезарь предлагает сегодня закрыть вопрос о военном походе на парфян и принять решение, а уже завтра обсудить другие насущные вопросы в курии Помпея.
Пока Цицерон и Кимвр ожидают прибытия Кассия и Брута, которые поддерживают их точку зрения, они рассуждают об угрозе, которая нависла над Римом. Все они понимают, что Цезарь сделал ставку только на войну. Если он поведет римское войско против парфян, он нанесет этим сокрушительный удар по Риму.
Цицерон жалеет о том, что стал слишком слаб, чтоб воевать и хочет выступить с речью перед народом. Но единомышленники сомневаются, что он сможет подняться на форум, так как форум закрыт. Кимвр предлагает остановить Цезаря силой.
Одним мечом, без всяких заседаний можно освободить Рим от тирана. Кассий его поддерживает. Кассий говорит, что все они единодушны не только в своей ненависти к Цезарю, но и в любви к отечеству и в готовности за него погибнуть.
Цезарь через Антония передает Бруту предложение встретиться.
Аговорщики посвящают Брута в свои тайные планы. В эти планы входит смерть Цезаря, гражданская война и разоружение народа. Брут соглашается на встречу с Цезарем.
Он считает, что жажда чести для Цезаря значительно дороже, чем его жажда царства. Брут не видит в Цезаре злодея, а лишь честолюбца. Он хочет попытаться убедить Цезаря стать сознательным гражданином. Когда-то Брут был в плену у Цезаря и тот смилостивился над ним и не убил. Теперь Брут не желает отвечать на добро злом.
Брут верит в то, что у Цезаря благородная душа, и что только он сможет вернуть в Рим мир и благополучие. Но при этом он готов убить Цезаря сам, если уговорить его не удастся. Сенаторы считают, что Брут переоценивает возможности Цезаря и что план его несбыточен.
Соратник Цезаря Антоний Брута не любит и считает его слишком дерзким. Цезарь признается Атонию в том, что Брут его единственный недруг которого он хотел бы сделать своим другом. На встречу с Цезарем приходит Брут.
Он просит Цезаря сжалиться над Римом, стать сознательным гражданином и отказаться от войны. Цезарь непреклонен. Он раскрывает Бруту правду о том, что Брут его сын и теперь он надеется на его поддержку.
Но Брут все равно стоит на своем.
Цицерон и многие другие сенаторы покинули город. Жена Брута Порция мужественно перенесла ужасные страдания, когда сама отрезала свою грудь чтоб доказать свое мужество. После этого попросила мужа доверить ей свои тайны.
Сенаторы восхищаются Порцией.
Собрание в курии Помпея. Сенаторов в курии собралось очень мало. Пришли только те, что боялись Цезаря, остальные уехали по той же причине.
Брут произносит перед собравшимися речь, восхваляет достоинства Цезаря и сообщает всем, что Цезарь его отец и желает от его имени стать гражданином. Но Цезарь по-прежнему намерен воевать, не смотря ни на что. Заговорщики смертельно ранят Цезаря мечами. Умирая, он обращается к Бруту, отказываясь верить, что его сын принимал участие в заговоре.
Народ собрался, но пленить смог одного Брута. Остальным сенаторам удалось сбежать. Брут обращается к народу с речью, оплакивает отца и просит об отсрочке казни. Он хочет сначала стать освободителем Рима, а потом готов принять смерть.
Народ идет за Брутом в Капитолий, чтобы очистить священный холм от предателей.