Краткое содержание Бойня номер пять, или Крестовый поход детей Воннегут

Бойня номер пять, или Крестовый поход детей

“Почти все это произошло на самом деле”. Такой фразой начинается роман, который, как явствует из авторского предуведомления, “отчасти написан в слегка телеграфно-шизофреническом стиле, как пишут на планете Тральфамадор, откуда появляются летающие блюдца”. Главный герой книги Билли Пилигрим, по выражению повествователя, “отключился от времени”, и теперь с ним творятся разные странности.

“Билли лег спать пожилым вдовцом, а проснулся в день свадьбы. Он вошел в дверь в 1955 году, а вышел в 1941 году. Потом вернулся через ту же дверь и очутился в 1961 году.

Он говорит, что видел свое рождение и свою смерть и много раз попадал в другие события своей жизни между рождением и смертью”.

Билли Пилигрим родился в вымышленном городе Илиум, причем в тот же год, когда появился на свет и сам автор. Подобно последнему, Билли воевал в Европе, попал в плен к немцам и перенес бомбежку Дрездена, когда погибло более ста тридцати тысяч мирных жителей. Он вернулся в Америку и уже в отличие от своего создателя поступил на курсы оптометристов,

обручился с дочкой их владельца.

Он заболевает нервным расстройством, но его быстро вылечивают. Дела его идут отлично. В 1968 г. он летит на международный конгресс оптометристов, но самолет попадает в аварию, и все, кроме него, погибают.

Полежав в больнице, он возвращается в родной Илиум, и поначалу все идет как обычно. Но затем он выступает по телевидению и рассказывает о том, что в 1967 г. побывал на планете Тральфамадор, куда его доставило летающее блюдце. Там его якобы показывали в голом виде местным жителям, поместив в зоопарк, а затем спарили с бывшей голливудской кинозвездой Монтаной Уайлдбек, тоже похищенной с Земли.

Тральфамадорцы убеждены, что все живые существа и растения во вселенной машины. Они не понимают, почему земляне так обижаются, когда их называют машинами. Тральфамадорцы, напротив, очень рады своему машинному статусу: ни волнений, ни страданий.

Механизмы не мучаются вопросами насчет того, как устроен мир. Согласно научной точке зрения, принятой на этой планете, мир надлежит принимать, как он есть. “Такова структура данного момента”, – отвечают Тральфамадорцы на все “почему” Билли.

Тральфамадор являет собой торжество научного знания. Его обитатели давно разгадали все загадки вселенной. Им известно, как и когда она погибнет. Тральфамадорцы сами взорвут ее, испытывая новое горючее для своих блюдец, “когда создастся подходящая структура момента”. Но грядущие катаклизмы не портят настроения тральфамадорцам, руководствующимся принципом “не обращать внимания на плохое и сосредоточиваться на хороших моментах”.

Билли в общем-то и сам всегда жил по тральфамадорским правилам. Ему не было дела до Вьетнама, где исправно функционирует его сын Роберт. В составе “зеленых беретов” эта “стреляющая машина” наводит порядок согласно приказу. Запамятовал Билли и про дрезденский апокалипсис. До тех пор, пока не слетал на Тральфамадор после той самой авиакатастрофы.

Но теперь он постоянно курсирует между Землей и Тральфамадором. Из супружеской спальни он попадает в барак военнопленных, а из Германии 1944 г. – в Америку 1967 г., в роскошный “кадиллак”, который везет его через негритянское гетто, где совсем недавно танки национальной гвардии вразумляли местное население, попытавшееся “качать свои права”. А торопится Вилли на обед в Клуб Львов, где некий майор будет с пеной у рта требовать усиления бомбежек. Но не Дрездена, а Вьетнама.

Билли как председатель с интересом слушает речь, и доводы майора не вызывают у него возражений.

В скитаниях Пилигрима хаотичность только кажущаяся. Его маршрут выверен точной логикой. Дрезден 1945 г., Тральфамадор и США конца шестидесятых – три планеты в одной галактике, и вращаются они по своим орбитам, подчиняясь закону “целесообразности”, где цели всегда оправдывают средства, а чем больше человек напоминает машину, тем лучше для него и для машинно-человеческого социума.

В дрезденском фрагменте не случайно столкнутся две гибели – огромного немецкого города и одного военнопленного-американца. Дрезден погибнет в результате тщательно спланированной операции, где “техника решает все”. Американец Эдгар Дарби, до войны читавший в университете курс по проблемам современной цивилизации, будет убит по инструкции. Раскапывая завалы после налета союзной авиации, он возьмет чайник.

Это не останется незамеченным немецкими конвоирами, он будет обвинен в мародерстве и расстрелян. Дважды восторжествует буква инструкции, дважды совершится преступление. Эти события при всей их разнокалиберности взаимосвязаны, ибо порождены логикой машинного прагматизма, когда в расчет принимаются не люди, а безликие человеко-единицы.

Отключенный от времени, Билли Пилигрим в то же время обретает дар памяти. Памяти исторической, удерживающей в сознании моменты пересечения частного существования с судьбой других людей и судьбой цивилизации.

Узнав о намерении автора-повествователя сочинить “антивоенную книгу”, один из персонажей восклицает: “А почему бы вам не сочинить антиледниковую книгу”. Тот не спорит, “остановить войны так же легко, как остановить ледники”, но каждый должен выполнять свой долг. Выполнять свой долг Воннегуту активно помогает рожденный его воображением писатель-фантаст Килгор Траут, дайджесты из книг которого постоянно встречаются на всем протяжении романа.

Так, в рассказе “Чудо без кишок” роботы бросали с самолетов желеобразный газолин для сжигания живых существ. “Совесть у них отсутствовала, и они были запрограммированы так, чтобы не представлять себе, что делается от этого с людьми на земле. Ведущий робот Траута выглядел как человек, мог разговаривать, танцевать и гулять с девушками. И никто не попрекал его, что он бросает сгущенный газолин на людей. Но дурной запах изо рта ему не прощали.

А потом он от этого излечился, и человечество радостно приняло его в свои ряды”.

Траутовские сюжеты тесно переплетаются с реальными историческими событиями, придавая фантастике реальность, а реальность делая фантасмагорией. Разбомбленный Дрезден в воспоминаниях Билли выдержан в лунной тональности: “Небо было сплошь закрыто черным дымом. Сердитое солнце казалось шляпкой гвоздя. Дрезден был похож на Луну – одни минералы.

Камни раскалились. Вокруг была смерть. Такие дела”.

Бойня номер пять – не порядковый номер очередного мирового катаклизма, но лишь обозначение дрезденской скотобойни, в подземных помещениях которой спасались от бомбежки американские пленные и их немецкие конвоиры. Вторая часть названия “Крестовый поход детей” раскрывается повествователем в одном из многочисленных чисто публицистических вкраплений, где авторские мысли выражаются уже открытым текстом. Повествователь вспоминает 1213 г., когда двое жуликов-монахов задумали аферу – продажу детей в рабство. Для этого они объявили о крестовом походе детей в Палестину, заслужив одобрение папы Иннокентия III. Из тридцати тысяч добровольцев половина погибла при кораблекрушениях, почти столько же угодило в неволю, и лишь ничтожная часть малюток энтузиастов по ошибке попала туда, где их не ждали корабли торговцев живым товаром.

Такими же невинно убиенными оказываются для автора и те, кого отправляют сражаться за великое общее благо в разных точках современного мира.

Люди оказываются игрушками в военных развлечениях сильных мира сего и сами в то же самое время порой испытывают неодолимую тягу к смертоносным игрушкам. Отец военнопленного Роланда Вири вдохновенно собирает различные орудия пытки. Отец повествователя “был чудесный человек и помешан на оружии. Он оставил мне свои ружья. Они ржавеют”.

А еще один американский военнопленный Поль Лазарро уверен, что “слаще мести нет ничего на свете”. Кстати, Билли Пилигрим знает наперед, что от его пули и погибнет он тринадцатого февраля 1976 г. Предлагая поразмыслить над тем, кто более виноват в нарастающей волне нетерпимости, насилия, терроризма государственного и индивидуального, в заключительной, десятой главе повествователь предлагает “только факты”: “Роберт Кеннеди, чья дача стоит в восьми милях от дома, где я живу круглый год, был ранен два дня назад. Вчера вечером он умер. Такие дела. Мартина Лютера Кинга тоже застрелили месяц назад.

Такие дела. И ежедневно правительство США дает мне отчет, сколько. трупов создано при помощи военной науки во Вьетнаме. Такие дела”.

Вторая мировая война окончена. В Европе весна и щебечут птички. Одна птичка спросила Билли Пилигрима: “Пьюти фьют?” Этим птичьим “вопросом” и заканчивается повестование.

Вариант 2

В самом начале повествования автор сообщает, что “почти все это произошло на самом деле”. Главный персонаж книги Билли Пилигрим, который “отключился от времени” и жизнь его наполнилась странными происшествиями. Время больше не властно над Билли, он засыпает пожилым вдовцом и просыпается в день своей свадьбы.

Он открывает двери в 1955 году, а попадает в 1941, после чего переносится в 1961 год. Пилигрим хаотично блуждает по событиям собственной жизни, многократно наблюдая свою смерть и рождение.

Билли появляется на свет в несуществующем городе Илиум. Он принимает участие в боях в Европе, попадает в плен, переживает страшную бомбежку Дрездена. На летающем блюдце Билли попадает на планету Тральфамадор.

Инопланетяне помещают его в зоопарк и показывают местному населению как диковинку, после чего спаривают с также похищенной на Земле звездой Голливуда Монтаной Уайлдбек.

Тральфамадорцы избрали технократический путь развития цивилизации, согласно их мировоззрению все существа и растения во вселенной являются машинами. Они принимают мир таким, как он есть, потому что “такова структура данного момента”. Тральфамадорцы рады считать себя машинами, им нравится жизнь без ненужных переживаний и волнений, а Билли Пилигрим вполне разделяет их точку зрения.

Он не обращает внимания на то, что его сын Роберт функционирует во Вьетнаме в качестве “стреляющей машины”, дрезденский апокалипсис тоже не вызывает никаких эмоций.

Пилигрим путешествует по очень разным местам, но все пункты назначения имеют общие характеристики. США конца шестидесятых, воюющий Дрезден и Тральфамадор – как три планеты одной галактики, каждая из которых подчиняется “машинным законам целесообразности”. В такой вселенной цель всегда оправдывает средства, а общество состоит из машиноподобных людей.

В эпизоде описания дрезденского апокалипсиса прослеживается сопоставление гибели большого города и маленького человека. Дрезден пал по сценарию прекрасно продуманной военной операции, а Эдгар Дарби, в довоенном прошлом преподающий курс о проблемах современной цивилизации, погибает согласно инструкции. Разбирая завалы после бомбежки, Эдгар берет чайник, а немецкие конвоиры немедленно обвиняют его в мародерстве и расстреливают.

Согласно торжеству буквы инструкции дважды совершается преступление.

В подвалах дрезденской скотобойни №5 люди прячутся от бомбежки, отсюда и первая часть названия произведения. “Крестовой поход детей” объявляют жулики-работорговцы в 1213 году и тысячи маленьких смелых добровольцев жертвуют своими жизнями, гибнут в кораблекрушениях или попадают в руки продавцов живого товара. При этом автор проводит аналогии с простыми солдатами, сражающимися за общее благо в современных странах мира. В фантастических хитросплетениях вымысла и реальности человек изображается как расходный материал, единица учета или просто игрушка, пешка в военных забавах сильных мира сего.

Автор призывает задуматься об истинных виновниках и причинах возникновения терроризма, нетерпимости и насилия, как в государственном, так и личностном масштабе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Краткое содержание Бойня номер пять, или Крестовый поход детей Воннегут