Бобыль
События пьесы происходят в селе, которым пополам владеют Честин и Евгения. Случилось так, что когда-то они были страстно влюблены друг в друга, мечтали о счастье, но отец Евгении решил выдать ее замуж за богатого старика. Евгения не посмела ослушаться отцовской воли.
Честин с горя ушел на войну искать себе гибели, но пули его сторонились.
Впрочем, их разлука не была столь уж продолжительной: злой и богатый старик, едва не замучив Евгению ревностью, умер, оставив ей богатое наследство, в том числе и половину села. Хозяйкой же другой половины была старая барыня, мать Честина. Она посадила всех мужиков на землю, вывела пьянство; ее крестьяне жили добротно – работали много, но много и имели.
Она безотлучно жила в имении, а ее старческое одиночество скрашивал сиротка Матвей, которого она мальчиком где-то подобрала, выходила, выкормила и воспитала. Умирая, она поручила своему сыну продолжать заботиться о Матвее.
И вот Честин впервые приезжает в родовое имение, где, помимо прочего, надеется увидеть и свою бывшую любовь – так поспешно бросившую его Евгению.
Действие
открывается перемолвкой старосты Власа и его жены Исавны. Власу давно уже не дают покоя барыши их богатого соседа Парамона, который зимами ездит в Санкт-Петербург и наторговывает себе знатный капиталец. Сын Парамона, Аксен – простоватый дурачок, но это мало смущает Власа (“зато денежек куры не клюют”), и он стремится выдать за Аксена свою дочь Анюту.
Парамон не против – девка хоть куда: и работница, и умница, и красавица, – а кто пойдет за его дурня? Полюбовной беседой Парамона и Власа завершается разговор: обсудив будущую свадьбу и ударив по рукам, старики отправляются пить пиво. Но тут на их пути вырастает Игнат Хватов – слуга Честина, разбитной малый, эдакий Фигаро. Как он выражается сам: “барин без меня никуда. У него все я – и подай я, и прими я, и одень я, и за ним я, и перед ним я!”.
Представляясь старосте, Хватов перечисляет столько своих обязанностей – от “камердинера” до “наперсника”, что простоватая жена старосты Исвана ахает: сколько имен наговорил – пропасть! Если уж у холопа столько имен, то у барина их до сотни. Как и помнят-то?!
С бойким Хватовым степенная деревенская жизнь зашевелилась: он сам осматривает, готовы ли барские покои, проверяет припасы, отдает короткие, по-солдатски четкие команды.
А в это время возвращается с лесных полян Анюта, дочка старосты. К приезду барина ей поручили набрать лукошко земляники. У дома ее встречает Матвей, воспитанник старой барыни.
Матвей живет бобылем, земли он не пашет, хотя и без дела не сидит: раскопал пустошь, развел там сад, вырастил цветы, ягодные кусты, плодовые деревья. Матвей безотказен в помощи всем, кто ни попросит; и старосте он помогает – то тын поставить, то овец стричь. Впрочем, к старосте у него интерес особый – Матвей давно уж не сводит глаз с Анюты.
Ей он тоже люб, но, наученная кем-то из старших подружек, она боится показать свою любовь: по поверью, едва только объявишь парню свою симпатию, как его любовь тут же как ветром сдует.
Матвей и Анюта долго беседуют. Они начинают с нежностей, потом ссорятся, в сердцах переругиваются, расходятся в разные стороны, потом они мирятся, объясняются в любви и кончают робкими, полудетскими еще поцелуями.
Окрыленный Матвей бросается к старосте. Тот, хорошо уже знакомый с прямотой и правдолюбием бобыля, сначала принимает его настороженно, но, узнав, что Матвей пришел просить благословения на брак, расцветает: вот, мол, давно бы так, “без старосты ни в каком деле нельзя”! Влас обещает Матвею всяческую поддержку, готов сам идти сватать, но – кого? Кто же невеста? – любопытствует наконец Влас.
Матвей падает на колени: “Батюшка, благослови Анюту!”. Услышав имя дочери, Влас с Парамоном поднимают Матвея на смех. Бобыль клянется не допустить свадьбы Анюты с сыном Парамона.
А летающий повсюду Хватов наскочил тем временем на особу, которая заметно отличается от деревенских девок. Те ему неинтересны, в победе над ними он уверен: разве может какая из них устоять против такого молодца?! А вот та, на дорожке, другого рода. Подойдя ближе, он узнает в ней Анисью, служанку Евгении, свою прежнюю любовь.
Она пеняет ему за прошлое стремительное бегство; Хватов оправдывается тем, что его барин был не в себе, потерял от любви голову, мог и с собою что-нибудь учинить.
Помирившись, они обсуждают ситуацию – сделают ли смертельно влюбленный Честин и Евгения шаги навстречу друг другу? Но вот и сами господа. Завязывается общая беседа, поначалу полная неловкостей и взаимных колких попреков.
Но, кажется, угли под золою горячи, и прежняя пылкая любовь запылала снова.
Честин смущен тем, что Евгения стала обладательницею громадного состояния. Как обойдутся с этим злые языки? Не припишут ли ему денежный интерес?
Тем временем осмеянный Матвей в горести сидит на поляне, ничто ему не мило – мелькнула было надежда и обманула! Переругиваясь, к нему подходят Хватов и Аксен. Барин хочет сделать деревенским молодицам и бабам подарочки, и Хватов понакупил для него в лавке Парамона лент, кружев, стеклярусу, медных колец. Товара вышло на одиннадцать почти рублей, но, пока отца не было, отпускал Аксен, который умеет считать только алтынами, и врученный Хватовым империал (золотой в 10 рублей) принял за рублевую монету.
Хватов истощил все свое красноречие, осмеивая дурака; но тот еще и упрям. За помощью в счете Хватов обращается к Матвею, но раздосадованный Матвей посылает их “к черту”. Хватов наставляет кулаки.
В это время появляются Честин и Евгения и предупреждают рукопашную. Им занятно, что так складно говорящий крестьянин не умеет считать. Матвею деваться некуда, и он продолжает утверждать, что не научен счету. Смеясь, Евгения велит ему подставить шляпу, высыпает туда всю серебряную мелочь из своего кошелька и предлагает Честину поступить так же. “Сочтешь, – торжествует она, – твои!” – “Да я вам и так верю, – лукавит Матвей, – разве может такая госпожа обмануть!”.
Евгения награждает его за остроумие и отдает все серебро. Обрадованный Матвей несется к старосте – уж теперь-то не устоит: вон сколько денег!
А старики, Влас и Парамон, никак не могут уломать Анюту. Девушка горько плачет, узнав, что ее обрекли в жены дурню Аксену. Хитрый Влас решает подкупить Хватова, чтобы тот наговорил на Матвея. Хватов, не жеманясь, пересчитывает деньги и, как научен, ловко врет, что Матвей валялся в ногах у барина, вымаливал разрешение жениться, и барин, мол, убедившись в любви бобыля, дал разрешение.
Слушая это, Анюта приходит в восторг. Потом же, будто невзначай, Влас спрашивает у Хватова – а из-за кого же бобыль валялся в ногах? Кто невеста? И Хватов без запинки называет Маланью, Викулову дочь. Анюта в ярости: Матвей обманывал ее!
Правы были подружки – нельзя про любовь говорить. Вот сказала – и любви нет!
Анюта выскакивает на улицу и встречает Матвея. В долгом разговоре они мирятся. Анюта понимает, что Матвея оговорили.
Теперь они уже смело идут к старосте, и Матвей отдает деньги. Однако откуда унищего бобыля столько серебра? Старики решают, что Матвей залез в лавку Парамона, не зря же он похвалялся проучить богатея.
Матвея вяжут как вора и ведут к барину.
В заключительной общей сцене все объясняется. Евгения подтверждает, что деньги принадлежат Матвею. Тот и впрямь бросается барину в ноги, и Честин дает согласие на его брак с Анютой.
Глядя на радостных Анюту и Матвея, Евгения принимает предложение Честина, а неунывающий Хватов, дабы не отставать от господ, объявляет о своей свадьбе с Анисьей. “В один час женятся барин, бобыль и слуга, – обращается Хватов к зрителям. – Попробуйте угадать, кто счастливее?”.
Вариант 2
Честин и Евгения делят пополам власть в селе. Отец Евгении разлучил влюбленных и выдал дочь замуж за старого ревнивого богача. Раздосадованный Честин пытается встретить смерть на войне. Евгения вскоре похоронила мужа. А Честину после смерти справедливой и трудолюбивой родительницы досталось в наследство добротное имение.
Также мать просила его позаботиться о приютившемся у них сиротке Матвее. Честин возвращается в родные края.
Тем временем сельский староста Влас готовится выдать свою дочь Анюту за глупого простака Аксена. Прельстился Влас деньгами богача Парамона, который приходится Аксену отцом.
Парамон радуется возможности выдать неказистого сына за видную девушку. Но внезапно в жизни села появляется слуга Честина. Прыткостью Игната Хватова удивляются все жители, ведь успевает выполнять все малейшие поручения хозяина.
У парня также хорошо подвешен язык и очень веселый нрав.
Анюта встречает у дома барина Матвея. Парень живет в деревне бобылем, разводит собственный сад и всегда помогает сельчанам, обратившимся к нему с просьбами. Молодые люди давно испытывают друг к другу нежные чувства, но боятся в этом признаться.
Длинная беседа с ссорами и примирением открыла влюбленным глаза на правду. Матвей, воодушевленный признанием Анюты, спешит к старосте, чтобы просить ее руки. Но Влас и Парамон высмеивают бобыля, который по наивности своей решил свататься к Анюте.
Матвей грозится всеми силами противостоять неугодному браку.
Игнат встречает во дворе свою любимую Анисью. Он, следуя за хозяином, бросил любящую его служанку в одиночестве. Вскоре к ним присоединяются Честин и Евгения.
Неловкие паузы и томные взгляды влюбленных оживляют воспоминания о давно воспылавших чувствах.
Матвей уходит в лес, тщетно пытаясь придумать способы помешать браку Анюты с Аксеном. Вдруг к нему подходят спорящие Хватов и Аксен. Хватов покупал в лавке Парамона подарки для селянок, а Аксен спутал империал с рублем и не хотел возвращать полученное. Матвей огрызается спорщикам, но разбавить спор могут подоспевшие Евгения и Честин.
Женщина удивлена поведению Матвея и за остроумный ответ награждает серебром.
Влас подкупает слугу Честина, и Хватов сообщает Анюте, что бобыль просил руки селянки Маланьи. Девушка в слезах убегает из дому, но ей навстречу спешит Матвей. Он уверяет Анюту в своей любви и ведет ее в дом.
Матвей сразу показывает Власу полученное от Евгении серебро, но Парамон уверен, что это серебро из его лавки. Матвея хватают, обвиняя в воровстве.
Но вскоре правда выясняется. Матвей молит барина разрешить ему взять в жены Анюта. Честин дает свое согласие и немедленно делает предложение Евгении. Поспевает за всеми и Хватов, желающий взять в жены Аксинью.
Так в селе должны состояться сразу три свадьбы счастливых влюбленных.